Рабочая программа по основам безопасности дорожного движения для учащихся 5-11 классов


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №47»












Рабочая программа по

основам безопасности дорожного движения

в 5-11 классах






подготовил

Преподаватель — организатор ОБЖ

Пунегов Геннадий Сергеевич






Курган

2014


Аннотация

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Главная цель педагогических коллективов образовательных учреждений — сохранение жизни и здоровья детей. Одним из направлений выполнения данной задачи является обеспечение безопасности на дороге и снижение детского травматизма.

На Федеральном уровне решение вопроса о введении отдельного предмета «Основы безопасности дорожного движения» в ближайшее время не предполагается, поэтому дальше ждать не представляется возможным перед лицом все возрастающего количества случаев детского дорожно — транспортного травматизма.

Предлагаемая программа по изучению основ безопасности дорожного движения не является программой по изучению правил дорожного движения (ПДД). ПДД преподают в специализированных учебных заведениях, которые в свою очередь занимаются подготовкой водителей транспортных средств.

Учащимся общеобразовательных учреждений необходимо изучать основы безопасности дорожного движения, куда входят разделы ПДД (обязанности пешеходов, пассажиров, дополнительные требования для движения велосипедов, мопедов и др.) и темы по теории безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

Детям необходимы знания которые ежедневно будут ими использоваться при движении из дома в школу и обратно или другие учреждения.



Пояснительная записка

Цель данной программы — обеспечить учащихся минимумом знаний, необходимым для самостоятельного участия в процессе дорожного движения, грамотно выполняя роль пешехода, пассажира и водителя (велосипеда или мопеда).

Рабочая программа разработана в соответствии рекомендаций — Главного управления образования и УГИБДД УМВД по Курганской области. В программе учтены изменения в Правилах дорожного движения Российской Федерации, вступивших в действие 8 апреля 2014 года (постановление Правительства Российской Федерации от 22 марта 2014 года № 221 «О внесении изменений в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090».

Задачи программы:

1. Систематизировать процесс обучения основам безопасности дорожного движения в образовательном учреждении.

2. Утвердить единообразие изучаемых тем по обеспечению безопасности дорожного движения во всех классах и параллелях гимназии.

3. Обеспечить соблюдение возрастных особенностей детей при изучении основ безопасности дорожного движения, расширение и углубление знаний с 5 по 11 классы.

Программа предусматривает изучение основ безопасности дорожного движения (ОБДД) с 5 по 11 классы и отводит по 3 учебных часа на каждую параллель в год. Эти часы ведет преподаватель, в рамках существующего курса ОБЖ, скорректировав свои рабочие программы по предмету.

Для классных руководителей разработана отдельная программа внеклассной деятельности, по практическому закреплению знаний основ БДД с 5 по 11 классы включительно.









Тематический план по основам безопасности дорожного движения (ОБДД)



Класс

Тема занятия

Кол-во часов





5 класс

Дорога. Элементы дороги. Где найти перекресток и пешеходный переход.

1

Как безопасно идти по дороге и переходить её. «Пешеходная зона», «Пешеходная дорожка».

1

Как обеспечить свою безопасность в темное время суток, во время дождя, снегопада и в гололёд.

1

Итого часов в год

3





6 класс

Виды пешеходных переходов. Как безопасно переходить по ним дорогу.

1

Движение по дороге при отсутствии тротуара. Требование безопасности при этом к пешеходу.

1

Ты — пассажир. Значение и правила использования ремней безопасности в автомобиле.

1

Итого часов в год

3





7 класс




Виды перекрестков. Правила безопасного поведения пешеходов на перекрестках.

1

Остановочный путь транспортного средства. Как пешеходу рассчитать длину остановочного пути.

1

Светофор, его виды и значение. Значение светофора для безопасности пешехода.

1

Итого часов в год

3





8 класс






Опасность на дороге. Дорожные «ловушки» — что это. Характерные случаи дорожных «ловушек».

1

Опасность на дороге. Как распознать и предвидеть опасность.

1

Виды транспортных средств. Велосипед, мопед, автомобиль. Требования к движению велосипедов и мопедов (с дополнениями 2014г.)



1

Итого часов в год

3





9 класс






Участник дорожного движения. Обязанности участников дорожного движения. (с дополнениями 2014г.)

1

Регулировщик. Его роль в процессе дорожного движения. Значение жестов регулировщика.

1

Требование безопасности к водителям велосипедов и мопедов. (с дополнениями 2014г.)

1

Итого часов в год

3



10 класс


Обязанности пешеходов. Что значит оценка дорожных ситуаций.

1

Группы дорожных знаков. Средства регулирования дорожного движения. «Чтение дороги».

1

Ответственность граждан за нарушение в сфере безопасности дорожного движения.

1

Итого часов в год

3





11 класс


Система организации дорожного движения. Изучение и анализ схемы организации дорожного движения в районе гимназии.

1

Дорожное движение – система социальных взаимоотношений. Контроль в сфере дорожного движения.

1

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Понятие статистика, последствия. Правила поведения при ДТП.

1

Итого часов в год

3



Содержание тематического планирования

5 КЛАСС

Тема: Дорога. Элементы дороги. Где найти перекресток и пешеходный переход. (1 час.)

Содержание: Термины и понятия: дорога, перекресток, пешеходный переход.

Краткая история возникновения современной структуры дороги. Разделение дороги на проезжую часть и тротуар (обочину) – гарантии безопасности пешеходов. Где находится тротуар и как он отделен от проезжей части. Пешеходные ограждения. Как узнать перекресток. Как обозначается пешеходный переход.

Тема: Как безопасно идти по дороге и переходить её. (1 час.)

Содержание: Дорога, пешеходный переход, перекресток – повторение терминов.

Правила движения по тротуарам пешеходов в различных ситуациях. Как безопасно идти при отсутствии тротуаров (кратко для ознакомления). Места для безопасного перехода дороги, которые ребенок использует ежедневно с учетом местных особенностей. Маршрут безопасного движения: «Школа — дом».

Тема: Как обеспечить свою безопасность в темное время суток, во время дождя, снегопада и в гололёд. (1 час.)

Содержание: Что такое условие видимости. Что значит хорошая видимость и недостаточная видимость. Что влияет на условия видимости (факторы природной среды, одежда мешающая обзору, предметы закрывающие видимость и др.) Зрение и его особенности (близорукость, иллюзии восприятия). Оборудование одежды и вещей световозвращающими элементами. Умение перед переходом поворачивать голову, а не только глаза, для оценки дорожной ситуации. Какие «правильные» шаги должны быть у пешехода, если покрытие дороги скользкое (движение мелкими, семенящими шажками или «шаркающая» походка). Переход при наличии снежных валов по краям дороги.

6 КЛАСС

Тема: Виды пешеходных переходов. Как безопасно переходить по ним дорогу. (1 час.)

Содержание: Термины: пешеходный переход. Виды пешеходных переходов: регулируемые и нерегулируемые. Ширина пешеходного перехода. Правила установки дорожных знаков «Пешеходный переход» и значение этого для пешехода. Переход вне пешеходного перехода. Правила движения по пешеходному переходу. Обязанности пешехода перед началом перехода дороги по пешеходному переходу. Обязанности водителей транспортных средств по отношению к пешеходам, которые переходят дорогу по пешеходному переходу.

Тема: Движение по дороге при отсутствии тротуара. Требование безопасности при этом к пешеходу. (1 час.)

Содержание: Термины: дорога, пешеходная дорожка, велосипедная дорожка. Правила движения по обочине в населенном пункте и вне населенного пункта. Понятие обочина-место расположения, состав дорожного покрытия обочины и значение этого для пешехода. Движение по краю проезжей части в населенном пункте и за городом. Движение по пешеходной или велосипедной дорожкам. Возможные места расположения пешеходной или велосипедной дорожек. Требование к видимости пешеходов при движении по обочине или краю проезжей части в условиях недостаточной видимости и в темное время суток.

Свежие документы:  Конспект урока для 6 класса "The Beatles"

Тема: Ты — пассажир. Значение и правила использования ремней безопасности в автомобиле. (1 час.)

Содержание: Термины: пассажир. Какого транспортного средства ты можешь быть пассажиром? (автобуса, троллейбуса, автомобиля, мотоцикла, мокика, трамвая). Какие транспортные средства оборудованы ремнями безопасности. Какие меры безопасности есть в других транспортных средствах. Какие обязанности есть у пассажиров различных транспортных средств. Что такое ремень безопасности, его устройство, предназначение и механизм срабатывания. Правила использования ремня безопасности для обеспечения максимально эффективного срабатывания механизма. Особенности при использовании ремней для детей. Последствия ДТП при которых пассажиры не были пристегнуты ремнями безопасности.

7 КЛАСС

Тема: Виды перекрестков. Правила безопасного поведения пешеходов на перекрестках. (1 час.)

Содержание: Термины: перекресток. Отличие перекрестка от многоуровневых развязок. Понятие пересечение проезжих частей. Границы перекрестка и значение этого для пешехода. Виды перекрестков: 3-х сторонние, 4-х сторонние, многосторонние. Правила перехода проезжей части на различных видах перекрестков. В различных дорожных ситуациях (регулируемый или нерегулируемый перекресток, наличие подземных или надземных пешеходных переходов).

Тема: Остановочный путь транспортного средства. Как пешеходу рассчитать длину остановочного пути. (1 час.)

Содержание: Термины: остановочный путь транспортного средства, тормозной путь транспортного средства. Остановочный путь транспортного средства и его составляющие части. Причины определяющие длину остановочного пути транспортного средства. Значение длины остановочного пути транспортного средства для безопасности пешехода. Длина остановочного пути в зависимости от погодных условий. Способы определений вероятной длины остановочного пути транспортного средства пешеходам перед началом перехода проезжей части.

Тема: Светофор, его виды и значение. Значение светофора для безопасности пешехода. (1 час.)

Содержание: Краткая история создания светофора. Стоимость светофорных объектов и их обслуживание. Виды светофора и их предназначение. Значение сигналов светофора. Способы регулирования дорожного движения с использованием светофора. Пешеходные светофоры их виды и способы использования. Тактика поведения при переходе проезжей части при наличии различных видов светофоров на переходе. Значение светофора для безопасности пешеходов.

8 КЛАСС

Тема: Опасность на дороге. Дорожные «ловушки» — что это. Характерные случаи дорожных «ловушек». (1 час.)

Содержание: Понятие дорожной «ловушки».

Характерные случаи:

  • скрытая опасность (отсутствие обзора дороги)

  • неумение оценивать обстановку

  • начало движения и (или) изменение направления движения без оценки ситуации

  • движение через дорогу бегом и (или) наискосок

  • отсутствие предусмотрительности

  • отвлечение от дорожной ситуации (сосредоточение внимания на постороннем объекте)

  • другие случаи «ловушек».

Тема: Опасность на дороге. Как распознать и предвидеть опасность. (1 час.)

Содержание: Навыки распознания и предвидения опасности на дороге.

Переключение внимания на дорогу;

Спокойное, разумное и уверенное поведение на дороге;

Переключение поведения на самоконтроль;

Наблюдение дороги и умение видеть и осознавать дорожную ситуацию.

Тема: Виды транспортных средств. Велосипед, мопед, автомобиль. Требования к движению велосипедов и мопедов. (1 час.)

Содержание: Термины: транспортное средство (ТС), механическое ТС, велосипед.

Характеристики и возможности различных транспортных средств: велосипеда, мопеда (мокика), автомобиля. Требования к водителям этих транспортных средств. Понятия «велосипедная дорожка», «велосипедная полоса движения» и «велопешеходная дорожка», обозначение их отдельными знаками и горизонтальной разметкой. Основные требования для движения велосипедов по дорогам общего пользования. Движение велосипедистов по тротуарам и пешеходным зонам. Что запрещается водителям велосипедов. Виды велосипедов и способы движения на них. Категория «М» для водителей мопедов.

9 КЛАСС

Тема: Участник дорожного движения. Обязанности участников дорожного движения. (1 час.)

Содержание: Термины: участники дорожного движения (УДД).

Кто является участником дорожного движения, а кто не является. Каким участником дорожного движения может быть на дороге несовершеннолетний и при каких обстоятельствах. Какими участниками дорожного движения чаще являются родители учащихся. Кто важнее из участников дорожного движения на дороге. Обязанности участников дорожного движения. Какие обязанности относятся к несовершеннолетним участникам дорожного движения.

Тема: Регулировщик. Его роль в процессе дорожного движения. Значение жестов регулировщика. (1 час.)

Содержание: Термины: регулировщик.

Кто может быть регулировщиком в различных ситуациях. Экипировка регулировщика – обязательные предметы регулировщика. Различные жесты регулировщика на железнодорожных переездах, пантомных переправах и др. Регулировщик дорожного движения. Основные жесты его и их значение для пешеходов и велосипедистов.

Тема: Требование безопасности к водителям велосипедов и мопедов. (1 час.)

Содержание: Возрастные ограничения. Расположение этих транспортных средств на проезжей части дороги. Навык управления велосипедом (мопедом) в различных ситуациях в городе и за городом. Какие требования ПДД должны знать и выполнять водители велосипеда (мопеда). Понятия «велосипедная дорожка», «велосипедная полоса движения» и «велопешеходная дорожка», обозначение их отдельными знаками и горизонтальной разметкой. Требования к техническому состоянию этих транспортных средств и их оборудованию. Экипировка водителя велосипеда и мопеда. Движение велосипедистов по тротуарам и пешеходным зонам. Категория «М» для водителей мопедов.

10 КЛАСС

Тема: Обязанности пешеходов. Что значит оценка дорожных ситуаций. (1 час.)

Содержание: Повторение всех обязанностей пешеходов в соответствии с разделом Правил дорожного движения РФ. Систематизация знаний по навыкам предвидения и предупреждения возникновения дорожных «ловушек». Оценка дорожных ситуаций: определение вида дороги, по которой двигается пешеход, определение участка дороги, где пешеход намерен перейти проезжую часть. Количество участников данного момента (какие транспортные средства представляют опасность, какие нет, сколько пешеходов идет в попутном направлении, сколько во встречном, кто из участников дорожного движения уже допускает нарушение ПДД и т.д.).

Умение сделать вывод о безопасности данной дорожной ситуации и роли участвовавшего в ней и его дальнейших действиях.

Тема: Группы дорожных знаков. Средства регулирования дорожного движения. «Чтение дороги». (1 час.)

Содержание: Группы дорожных знаков. Их значение и способы применения. Другие средства регулирования дорожного движения (светофоры (повторить кратко), дорожная разметка, сооружения и др.).

Система информирования участников дорожного движения с помощью дорожных знаков и средств регулирования.

«Чтение дороги» по видео- или фото — материалам реальных дорожных ситуаций. Что должен уметь «прочитать» пешеход, а что водитель.

Тема: Ответственность граждан за нарушение в сфере безопасности дорожного движения. (1 час.)

Содержание: Виды ответственности, действующие на территории РФ и в других странах. Ответственность граждан: административная, уголовная, гражданская. Ответственность несовершеннолетних участников дорожного движения.

11 КЛАСС

Тема: Система организации дорожного движения. Изучение и анализ схемы организации дорожного движения в районе гимназии. (1 час.)

Содержание: Термины: дорожное движение (в соответствии с Федеральным Законом «О безопасности дорожного движения»).

Понятие схемы организации дорожного движения, её составляющие и основополагающие принципы. Понятие о системности движения по дорогам общего пользования. Изучение и анализ схем организации дорожного движения на различных участках (по фото- или видео — материалам) и схемы в районе гимназии.

Тема: Дорожное движение – система социальных взаимоотношений. Контроль в сфере дорожного движения. (1 час.)

Содержание: Система «дорога-транспорт-человек». Значение «человеческого фактора» в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения. Значение культуры поведения в предотвращении возникновения аварийных ситуаций. Взаимоотношения возникающие в процессе дорожного движения: гражданин-гражданин, гражданин-организация, организация-организация.

Организации, осуществляющие контроль в сфере безопасности дорожного движения.

Тема: Дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Понятие статистика, последствия. Правила поведения при ДТП. (1 час.)

Содержание: Термины: дорожно-транспортное происшествие, участник ДТП. Виновный в ДТП, пострадавший в ДТП.

Понятие ДТП, их виды. Участники ДТП. Основные причины ДТП. Статистика ДТП по Курганской области, другим регионам. Последствия ДТП для участников и транспортных средств.

Правила поведения при ДТП:

  • участников;

  • виновных лиц;

  • потерпевших;

  • свидетелей и очевидцев.





Контрольно-измерительный материал.



5 КЛАСС

Тема: Элементы дороги. Где найти перекресток и пешеходный переход.

Вопросы:

  1. Какие элементы составляют дорогу?

  2. Как тротуар отделен от проезжей части?

  3. Почему пешеход находиться в безопасности, когда идет по тротуару?

  4. Как пешеход может использовать пешеходные ограждения?

  5. Как выглядит перекресток?

  6. Как ты узнаешь, что здесь находится пешеходный переход?



Тема: Как безопасно идти по дороге и переходить её.

Вопросы:

  1. По тротуару надо ходить, придерживаясь правой стороны. Почему? В ещё каких случаях следует придерживаться правой стороны?

  2. Почему нельзя стоять на бордюрном камне (поребрике) или идти по нему?

  3. Где должен идти ты если нет тротуара?

  4. Где и как пешеходу можно переходить проезжую часть?

  5. Где ты переходишь проезжую часть, когда идешь в школу, магазин, библиотеку и др.?

Задание: Совместно с учителем и родителями составить и нарисовать схему маршрута «дом-школа-дом». Зелеными стрелками на схеме обозначить безопасный путь от дома до школы и обратно.

Тема: Как обеспечить свою безопасность в темное время суток, во время дождя, снегопада и в гололёд.

Вопросы:

  1. Как ты определишь, что видимость на улице недостаточная?

  2. Что может помешать тебе вовремя заметить приближающийся автомобиль.

  3. Почему начиная переход проезжей части тебе нужно остановиться?

  4. Какие «зимние» особенности перехода ты знаешь?

  5. Какая главная опасность в темное время суток «подстерегает» пешехода?

Задание: Совместно с родителями оборудовать одежду (верхнюю) световозвращающими элементами. На школьном рюкзаке прикрепить световозвращающие значки, брелоки или другие элементы.

6 КЛАСС

Тема: Виды пешеходных переходов, как безопасно переходить по ним дорогу.

Вопросы:

  1. Какова средняя ширина пешеходного перехода и от чего она зависит?

  2. Как определить ширину пешеходного перехода?

  3. Какие требования должен выполнять пешеход при переходе на регулируемом пешеходном переходе?

  4. Какие правила должен соблюдать пешеход на нерегулируемом пешеходном переходе?

  5. Какие пешеходные переходы встречаются тебе при движении в школу, библиотеку, к друзьям? Как ты переходишь там проезжую часть?

Задание: Подумай, на каком известном тебе участке дороги ты хотел бы оборудовать пешеходный переход. Создай проект пешеходного перехода в этом месте.

Тема: Движение по дороге при отсутствии тротуара. Требование безопасности при этом к пешеходу.

Вопросы:

  1. Где пешеход может двигаться, если дорога не имеет тротуаров?

  2. Какое главное правило при движении по обочине (днем и в плохую видимость)?

  3. Какие особенности должен помнить пешеход если он вынужден идти по краю проезжей части?

  4. Чем пешеходная дорожка отличается от велосипедной дорожки?

  5. Какие опасности подстерегают пешехода при движении по обочине и краю проезжей части (в светлое время и в условиях недостаточной видимости)?



Тема: Ты пассажир. Значение и правила использование ремней безопасности в автомобиле.

Вопросы:

  1. Какие обязанности определены в правилах дорожного движения для пассажиров?

  2. Какие транспортные средства оборудуются ремнями безопасности и почему?

  3. Где разрешается тебе сидеть в автомобиле, как пассажиру? Почему?

  4. Когда ты должен пристегиваться ремнями безопасности?

  5. Принцип действия ремней безопасности.

  6. Правила использования ремня безопасности.

  7. Особенности использования ремней безопасности, если пассажиры дети?

  8. Какие последствия могут быть если пассажиры не были пристегнуты ремнями безопасности (резкое торможение, ДТП, проверка сотрудником ГИБДД использование ремней безопасности)?

7 КЛАСС

Тема: Виды перекрестков. Правила безопасного поведения пешеходов на перекрестках.

Вопросы:

  1. Что называется перекрестком? Какие виды перекрестков существуют?

  2. Как определить границы перекрёстка и в соответствии с этим как пешеход может перейти проезжую часть на перекрестке?

  3. Какие правила перехода существуют на регулируемых перекрестках?

  4. Какие правила должен выполнить пешеход при переходе нерегулируемых 3-х сторонних, 4-х сторонних и многосторонних перекрестков?

  5. Как должен переходить дорогу пешеход, если дорога имеет две и более проезжие части?

  6. При каких условиях пешеход не может перейти проезжую часть на перекрестке?



Тема: Остановочный путь транспортного средства. Как пешеходу рассчитать длину остановочного пути.

Вопросы:

  1. Что составляет длину остановочного пути?

  2. Какие факторы влияют на длину тормозного пути?

  3. Какова длина остановочного пути в среднем у автомобиля (легкового), который двигается 60 км/ч?

  4. Во сколько раз увеличивается длина остановочного пути в дождь, гололед и на дороге покрытой снежным накатом?

  5. Как пешеходу определить вероятную длину остановочного пути приближающегося автомобиля?

  6. На каком расстоянии до приближающегося автомобиля пешеход может начинать переход проезжей части, чтобы обеспечить себе безопасность?



Тема: Светофор, его виды и значение. Значение светофора для безопасности пешехода.

Вопросы:

  1. Какие виды светофоров существуют?

  2. Каким видам светофоров обязан подчиниться пешеход и при каких дорожных ситуациях?

  3. Использование пешеходного светофора для регулирования движения пешеходов на переходе?

  4. Правила перехода проезжей части на перекрестках оборудованных и транспортным, и пешеходным светофорами?

  5. Правила перехода проезжей части на перекрестках, оборудованных только транспортными светофорами.

  6. Сигналы светофоров, их значение для водителей и пешеходов.

Задание: Создай проект оборудования знакомого тебе перекрестка светофорными объектами.



8 КЛАСС

Тема: Опасности на дороге. Дорожные «ловушки», что это? Характерные случаи дорожных «ловушек».

Вопросы:

  1. Что такое дорожная «ловушка» и кто из участников дорожного движения может оказаться в ней?

  2. Как ты понимаешь, что такое «бытовая привычка» и почему она может быть опасной на дороге?

  3. Какие характерные случаи дорожных «ловушек» являются причинами дорожных происшествий с детьми?

  4. Как ты понимаешь выражение – «действовать на удачу»? Почему такое поведение не допустимо на дороге?

  5. Как ты понимаешь выражение «дорожная ситуация». Почему всем участникам дорожного движения надо за ней следить?

Задание: Схематично изобрази в своей рабочей тетради дорожную ситуацию (можно ту, которую ты сам наблюдал, можно вымышленную), в которой пешеходу-нарушителю грозит дорожная «ловушка».

Тема: Опасность на дороге. Как распознать и предвидеть опасность.

Вопросы:

  1. Что может являться «опасностью» на дороге?

  2. Что включается в понятие «оценить дорожную ситуацию»?

  3. Какими навыками ты должен владеть, чтобы распознать и предвидеть опасность на дороге?

Задание: На схеме в рабочей тетради, которую ты изобразил на прошлом занятии, «оказать помощь» пешеходу-нарушителю которому грозит дорожная «ловушка». Пояснить или изобразить, как он должен теперь действовать, чтобы не попасть в аварию.

Тема: Виды транспортных средств. Велосипед, мопед, автомобиль. Требования к движению велосипедов и мопедов.

Вопросы:

  1. Что такое транспортное средство? Кто является ответственным за безопасность транспортного средства?

  2. Почему транспортное средство является изначально источником повышенной опасности?

  3. В чем главное отличие велосипеда от мопеда и от автомобиля?

  4. В связи с чем к водителям велосипеда, мопеда и автомобиля предъявляются различные требования в ПДД: к велосипедистам меньше, к водителям автомобилей больше?

  5. Что обязан знать и выполнять водитель велосипеда при движении по дорогам общего пользования?

  6. Что запрещается водителям велосипедов?

  7. Какие виды велосипедов существуют и для чего они предназначены?

8) Дайте определения «велосипедная дорожка», «велосипедная полоса движения» и «велопешеходная дорожка». Обозначьте такие зоны знаками и разметкой.

9)Каковы особенности движения велосипедистов по тротуарами пешеходным зонам?

Для велосипедистов старше семи лет правила ужесточатся. Теперь они смогут ездить по тротуарам и пешеходным зонам только в том случае,

9 КЛАСС

Тема: Участники дорожного движения (УДД). Обязанности УДД.

Вопросы:

  1. Кто является участником дорожного движения?

  2. Какие общие обязанности определены правилами дорожного движения для всех участников дорожного движения?

  3. Обязанности каких УДД ты изучал ранее и какие выполнял на практике?

  4. Как отличаются обязанности взрослых от обязанностей несовершеннолетних участников дорожного движения?

  5. С какого возраста человек становится участником дорожного движения?

  6. Что нужно сделать, чтобы стать водителем, пассажиром, пешеходом?

  7. Кто на дороге важнее из участников дорожного движения? Почему?

Задание: В рабочей тетради составить карту «ролей» на дороге УДД. Каждый ребенок определяет кем из участников дорожного движения он является на дороге, когда при каких обстоятельствах и какой пункт ПДД он должен выполнять будучи в роли: того или иного участника дорожного движения.

п/п

УДД

Когда

При каких обстоятельствах

пункт ПДД РФ

1.

пешеход

ежедневно

Иду в школу

Иду в магазин

п. 4



Тема: Регулировщик. Его роль в процессе дорожного движения. Значение жестов регулировщика.

Вопросы:

  1. Кто является регулировщиком?

  2. При каких обстоятельствах требуется регулировщик?

  3. Как регулировщика отличить от простого гражданина?

  4. Кто может являться регулировщиком дорожного движения?

  5. Какие жесты могут использовать регулировщики?

  6. Какая роль отводиться правилами дорожного движения регулировщику в процессе дорожного движения?

  7. Кто из участников дорожного движения обязан подчиняться требованиям регулировщика на дороге?

  8. Значение жестов регулировщика дорожного движения для пешеходов и водителей велосипеда, автомобиля?

Задание: Составь задание: «лабиринт перекрестков». Направь в путешествие через несколько перекрестков пешехода из пункта «А» в пункт «В» оборудовав какие-то из перекрестков светофорами, а на каких –то выстави регулировщика и оставь некоторые перекрестки нерегулируемыми. Тот кто будет выполнять твое задание должен провести пешехода через перекрестки поясняя при каком сигнале светофора, жесте регулировщика и после выполнения каких действий можно пересечь проезжую часть чтобы без аварий попасть из пункта «А» в пункт «В».

Тема: Требования безопасности к водителям велосипедов и мопедов (мокиков).

Вопросы:

  1. Во сколько лет несовершеннолетний может стать водителем велосипеда и мопеда?

  2. Какую предварительную подготовку должен пройти несовершеннолетний, прежде чем выезжать на дороги общего пользования?

  3. Какие требования ПДД предъявляют к движению велосипедов и мопедов по дорогам общего пользования?

  4. Как проверить техническую исправность велосипеда и мопеда? При каких неисправностях правила дорожного движения запрещают эксплуатацию велосипеда и мопеда?

  5. Как должен быть экипирован водитель велосипеда и мопеда в целях обеспечения личной безопасности и снижения тяжести последствий при падении или ДТП?

  6. Каковы особенности движения велосипедистов по тротуарами пешеходным зонам?

10 КЛАСС

Тема: Обязанности пешеходов. Что значит оценка дорожной ситуации.

Вопросы:

  1. Какие требования предъявляют ПДД к движению пешеходов по дороге?

  2. Какие правила существуют для того чтобы пешеход мог безопасно пересекать проезжую часть?

  3. Какие дорожные «ловушки» должен предвидеть пешеход при переходе проезжей части?

  4. Что должен увидеть и оценить в дорожной ситуации пешеход, чтобы обеспечить свою безопасность?

  5. Что должно являться основой для вывода о безопасности данной конкретной ситуации для пешехода?

Задание: По видео- или фотоснимкам оценить степень безопасности для пешехода в конкретной дорожной ситуации.

Тема: Группы дорожных знаков. Средства регулирования дорожного движения «Чтение дороги».

Вопросы:

  1. Какие группы дорожных знаков существуют и какое они имеют значение?

  2. Какие дорожные знаки и из каких групп определяют движение пешеходов?

  3. Какие виды светофоров существуют и как они регулируют движение пешеходов?

  4. Что такое дорожная разметка и как она помогает пешеходу ориентироваться в дорожной ситуации?

  5. Какие дорожные сооружения помогают пешеходу обеспечить свою безопасность на дороге?

  6. Как информируются участники дорожного движения с помощью дорожных знаков и средств регулирования?

  7. Как «прочесть» то, что «говорит» тебе дорога?

Задание: Создать дорожную ситуацию (нарисовать участок дороги или перекрестка) правильно применив и установив дорожные знаки, светофоры и дорожные сооружения. Максимально использовать возможный арсенал средств регулирования дорожного движения.

Тема: Ответственность граждан за нарушения в сфере безопасности дорожного движения.

Вопросы:

  1. Какие виды ответственности существуют за нарушения допущенные гражданами в сфере безопасности дорожного движения?

  2. Какие международные примеры ответственности ты знаешь?

  3. К какой ответственности могут быть привлечены несовершеннолетние?


11 КЛАСС

Тема: Система организации дорожного движения. Изучение и анализ схемы организации дорожного движения в районе школы.

Вопросы:

  1. Какие структуры в государстве занимаются вопросами организации дорожного движения?

  2. Что значит организовать дорожное движение на конкретном участке дороги? Какие факторы при этом учитываются?

Задание: Обосновать существующую схему организации движения в районе школы.


Тема: Дорожное движение – система социальных взаимоотношений. Контроль в сфере дорожного движения.

Вопросы:

  1. Какое значение имеет система «дорога – транспорт — человек»?

  2. Что зависит от человека в процессе дорожного движения?

  3. Какие взаимоотношения возникают в процессе дорожного движения?

  4. Какие факторы влияют на возникновение аварийных ситуаций в процессе дорожного движения?

  5. На какие организации возложен контроль в сфере безопасности дорожного движения?

Задание: Разработать вариант социальной рекламы по проблемам безопасности дорожного движения.


Тема: Дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Понятие, статистика, последствия. Правила поведения при ДТП.

Вопросы:

  1. Какие виды ДТП ты знаешь?

  2. Какие основные причины ДТП ты знаешь?

  3. Какие правила поведения при ДТП существуют для участников: виновных, потерпевших, свидетелей и очевидцев?





















Список используемой литературы



1. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г N 196-ФЗ (ред. от 28.12.2013)

2.Постановление Правительства Российской Федерации от 22 марта 2014 года № 221 «О внесении изменений в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090

3. ПДД 2014 — Правила Дорожного Движения РФ (новая редакция)…

4. Постановление Курганской областной Думы от 25.12.2007 года №2824 «О Законе Курганской области «О внесении изменений и дополнений в Закон Курганской области «О региональном (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего образования в Курганской области»

5. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2004

6. Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для 5,6,7,8,9,10,11 кл. — М.: Просвещение, 2011

























Свежие документы:  Конспект урока ОБЖ на тему «Безопасное и экономное энергопотребление»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: