Урок на тему «Основы медицины. Первая доврачебная помощь. Действия группы в аварийной ситуации»


Педагог д/о Центра

туризма и краеведения

ГДД(ю)Т им. Н.К. Крупской, г. Новокузнецк

Ковалев А.Ю.


Открытый урок

Ориентирован на обучающихся старших классов и студентов ВУЗов.


Тема: «Основы медицины.

Первая доврачебная помощь. Действия группы в аварийной ситуации»



Цель: Формирование навыков оказания доврачебной помощи.


Задачи:


  • Расширить знания учащихся об оказании до врачебной помощи.

  • Объяснить учащимся о необходимости основ медицинских знаний.

  • Закрепить навыки наложения повязок и шин на конечности.

  • Отработать приемы искусственной вентиляции легких, не прямого массажа сердца.

  • Дать понятие «острый живот», познакомить с принципами действия в такой ситуации.

  • Познакомить с алгоритмами действия при оказании доврачебной помощи при переломе, при ожогах, при обморожении, при переохлаждении.


Оборудование: Аптечка, бинты, таблицы алгоритмов, тетради, ручки, «фантом», карандаши, таблицы, алгоритмы, доска школьная, магниты.


Тип занятия: образовательно-развивающий.

Форма обучения: групповое учебное занятие.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, практический.


Ход занятия


I. Организационный момент.


Приветствие. Настрой на работу.

Краткая беседа.

-Наверное, у каждого из вас были в жизни ситуации, когда вам приходилось оказывать первую помощь. Может быть, это были небольшие порезы. А кому-то приходилось накладывать простейшие повязки. Кому-то из вас приходилось принимать решение, какую помощь оказывать при каких-то болевых ощущениях.

Медицина – раздел знаний очень необходимый и важный в жизни каждого человека, а тем более для людей занимающихся экстремальными видами спорта, коими мы и являемся.


II. Повторение пройденного материала.


-Давайте вспомним, с чем мы уже познакомились, и какие навыки приобрели на предыдущих занятиях.

(кровотечения)


Вопрос — какие бывают кровотечения, назовите?

( капиллярное, венозное, артериальное).


Вопрос – Расскажите, как оказать помощь при капиллярном, артериальном, венозном кровотечениях?

(Повязка, давящая повязка, наложение жгута)


Вопрос — что такое Шок, и при каких ситуациях он возникает?

(Реакция организма на стрессовую ситуацию)


Вопрос – Хорошо, а какие действия должен предпринять спасатель в случае, если человек находится без сознания?

(Проверить пульс, дыхание.)


Вопрос — Давайте вспомним, какие бывают повязки и по какому принципу они делятся.

(Делятся по принципу накладываемого материала. Пращевидные, бинтовые, безбинтовые, косыночные, клеевые.)


Вопрос – Для чего используются пращевидные повязки?

(Для наложения на нос, подбородок, нижнюю челюсть, затылок, темя.)


Вопрос – Расскажите правила наложения повязок на трубчатые кости (бедро, предплечье, голень)

(Каждый последующий тур, закрывает предыдущий, минимум на треть ширины бинта. Бинтовать начинают с широкой части конечности.)


(отвечают все вместе)


-Итак, на прошлом занятии, мы с вами познакомились с краткой анатомией человека, его функциях, разобрались, какие бывают виды кровотечения, научились оказывать первую помощь при потере сознания, отсутствии дыхания, пульса. А также познакомились с некоторыми видами повязок.


-Для закрепления материала, чтобы наши знания имели более сформированный вид, попытаемся вывести Алгоритм действия при переломах конечностей.

-А для начала хотел бы услышать от вас, что такое перелом?

(Отвечают на вопрос все вместе)

Перелом – это нарушение целостности костной ткани (при закрытых переломах), а так же нарушение кожных покровов (при открытых переломах).


Вопрос: — Что испытывает человек, при переломе (например, бедренной кости)

(Боль.)


-Отсюда, как следствие возникновение «болевого шока». Затем, если это открытый перелом, кровотечение. Так как целостность кожных покровов нарушена – получаем инфицирование раны. При извлечении из «эпицентра», или дальнейшей транспортировки пострадавшего происходит трение осколков, обломков и фрагментов костей друг о друга и около лежащие ткани – иммобилизация


Подвожу к алгоритму


-Человек, по-разному реагирует при виде травмы.

Здесь главное не растеряться и определить для себя, что нужно делать в той или иной ситуации. Раз мы теоретически, на предыдущем занятии, познакомились с переломами, то давайте попытаемся выяснить, что же нужно делать в этом случае.


(Работа с табличками. Комментарии.)


Алгоритм действия при переломе


  • Обезболивание

  • Остановка кровотечения

  • Наложения асептической повязки

  • Наложение шины



III. Введение в новый материал.


Задаю вопросы аудитории, на которые заведомо знаю, ответов не получу. Тем самым наращиваю любопытство и интерес слушателей к предстоящей теме.


  • Почему нельзя давать обезболивающие препараты, когда болит живот?

  • Бытует мнение, что бы согреется на морозе, можно принимать спиртного.


(все вместе дают варианты ответов)



VI. Новый материал


1 Острый живот

Вопрос: -Иногда в походе случается так, что участник начинает жаловаться на боли в области живота.

Как, по-вашему, что могло это спровоцировать?


(Неправильное питание, расстройство желудка, тяжелые физические нагрузки, острое заболевание (аппендицит)


Пояснение — Боль в области живота не столь безобидно, как кажется на первый взгляд (пример из жизни)


-Давайте запишем (даю понятие «Острый живот») :

«Острый живот» — синдром, возникающий при ряде заболеваний или повреждении органов брюшной полости.


Необходима дифференциация диагноза.


-В походе следует внимательнейшим образом отреагировать на боль в области живота. Проанализировать данную ситуацию, попытаться выяснить, что могло явиться причиной: не правильное питание, отравление, большая физическая нагрузка, острое заболевание.

Если при анализе ситуации, выясняется, что это банальное отравление, то можно обойтись Активированным углем. При желудочно-кишечном расстройстве – уголь, плюс антидиарейный препарат — Лаперамид


Вопрос: -Как, по-вашему, можно ли давать обезболивающие препараты, когда болит живот?

(Нет!!!)

(Потому как диагностика тогда будет смазанной, и как следствие это может привести к более серьезным осложнениям.)


Вопрос: —А как, по-вашему, можно ли когда болит живот прикладывать тепло? Человек согреется, боль утихнет.

(Тепло при болях в животе прикладывать нельзя.)



Голод, холод, и покой.

(Три составляющие при оказании помощи больному)




2.Ожоги, степень, диагностика, помощь.

-Наверное, к самым распространенным травмам в походе можно отнести ожоги.

Вопрос: -Случались ли ожоги в ваших походах?

Можете ли привести пример.

Поделитесь опытом оказания первой помощи при ожогах

Степень ожогов (мои пояснения)

Диагностика ожогов (мои пояснения)

Помощь при ожогах (мои пояснения)


-Из выше сказанного давайте выведем и запишем алгоритм действия при ожогах

(Работа с табличками. Комментирии.)


Алгоритм действия при ожогах

  • убрать источник ожога

  • охлаждение обожженного участка

  • обезболивание

  • наложение асептической повязки



3. Обморожение, степень, диагностика, помощь, перспектива.


Вопрос: -Как вы думаете, часто ли случаются обморожения в походе?


-Можете привести пример из вашего жизненного опыта?


Вопрос — По каким признакам вы определяете, что это именно обморожение?


-Итак, давайте рассмотрим, каковы симптомы обморожения.

(Работа с табличками. Комментарии.)


Симптомы обморожения (таблица)


  1. Холодные конечности (нос, пальцы на ногах и руках, уши, лицо, руки).

  2. Онемение, затрудненность движения.

  3. Обмороженный участок может выглядеть желтовато – белым или покрыться синими пятнами.

  4. Обмороженный участок может быть затвердевшим или мягким на ощупь.

  5. Может казаться промороженным насквозь.

  6. Ощущения покалывания, жжения, продолжительной боли. (При отогревании)




  • Диагностика обморожения (работа с табличкой)

  • Степень обморожения

  • Помощь при обморожении


Выводим алгоритм действия при обморожении

Алгоритм действия при обморожении


  • Исключить источник обморожения (снять мокрую одежду)

  • Переместить пострадавшего в теплое место

  • Провести отогревающие действие (Отпаивать горячим чаем, отогревать телом)

  • Обезболивание

  • Наложение асептической повязки с Пантенолом



-Запишем алгоритм при обморожениях



-Во всех случаях, за исключением только самых легких, необходимо обращаться к врачу.


4. Общее переохлаждение, определение степени переохлаждения.


Вопрос: – А что, такое по-вашему, общее переохлаждение?

(общими усилиями приходим к выводу) что: —


Переохлаждение это патологическое состояние организма, возникающее, вследствие понижения температуры тела (ниже 36.6 градусов)



Вопрос: – А какова нормальная температура тела, взрослого человека и ребенка? (мои комментарии)

(36.6 градусов взрослого, у ребенка может быть немного выше например 37 )


Вопрос: – В каких случаях может произойти переохлаждение


(Дополняю ответ учащихся, приводя пример, из собственной практики и плавно перехожу к диагностике степени.)








Степень переохлаждения


  • 1ст Общий дискомфорт, чувство прохлады, ощущение не уютности.

  • 2ст Дрожь во всем теле, чувства холода под одеждой, нет желания лишний раз двигаться.

  • 3ст «Глубокое переохлаждение», состояние схожее, с торпидной фазой, при шоке. Такой человек, как правило, абстрагируется, слабо реагирует на внешние раздражители, апатичен, сонлив.

Переохлаждение может сочетаться с обморожением, но это разные состояния, хотя помощь при обоих случаях очень схожа.


-Пожалуйста, перечислите ваши действия, в случае переохлаждения.

(перечисляют, я корректирую, добавляю)


Запишем алгоритм действий при переохлаждении


Алгоритм действий при переохлаждении


  • Исключить источник переохлаждения (снять мокрую одежду)

  • Переместить пострадавшего в теплое место

  • Придать пострадавшему горизонтальное положение

  • Провести отогревающие действие (Отпоить горячим чаем, отогревать телом, поместить в спальник.)



-Разобрались, теперь давайте вернемся к вопросу нужно ли, и стоит ли принимать спиртное в холодных условиях, чтобы согреться…


Вы мне ответили что….


Мой ответ –

-Под действием спиртного, все наши сосуды (в том числе и периферические капилляры) расширяются, кровообращение увеличивается — тепло от внутренних органов (из центра тела) передается на периферию. Нам становится теплее. Но спустя время, и без того, ослабленный организм начинает замерзать еще больше, поскольку накопленное тепло он уже отдал, а для выработки нового нет потенциала.


-А теперь представьте себе, что вы уже замерзли и при этом еще употребляете спиртное. Периферические сосуды и так сужены для того, что бы сохранить последние остатки тепла. Тело сотрясает легкий озноб – это защитный рефлекс организма, таким образом, он увеличивает скорость кровообращения. А прием спиртного, вначале расширяет артерии, отдавая последнее тепло органам и тканям, а в последствии сужает и уже холодную кровь гоняет по телу, в итоге человек начинает замерзать еще больше.


V. Закрепление.


-Для того, что бы ваши знания закрепились не только теоретически, но и практически, предлагаю вам разделиться на две группы для решения ситуационных задач. Вам будут предложены в карточках различные ситуационные задачи. Вы должны будете обсудить, а затем написать последовательность ваших действий на листе. И самое главное, вы должны будете продемонстрировать оказание вашей помощи.


-Предлагаю взять задачи представителям команд.


-Каждая из ваших групп получила задание на всю подготовку и обсуждение вам дается 5 минут.)


Решение ситуационных задач


Задача№1


А. Участник спелеопохода в незнакомую пещеру, отстал от группы и, решивсамостоятельно выйти из этой ситуации. Внезапно фонарь погас. Сделавнесколько шагов на ощупь, он подскальзнулся и проехав немного поглиняной катушке – сорвался в колодец. Пролетев 10 метров, упал на дно.


Диагностика показала: Открытый перелом голени, ранение мягких тканейпредплечья, болевой шок.

Оказать необходимую помощь пострадавшему.

Задача№2


В. Так получилось, что перед вашей группой, находится пострадавший.

Диагностика показала: Утопление, человек без сознания, дыхание и пульсотсутствуют,

Оказать необходимую помощь пострадавшему.


-Спасибо всем.

-На этом наше занятие завершается, но у меня есть еще один вопрос к вам.

Вопрос: – как вы думаете, где и в каких ситуациях, знания и умение, полученные сегодня вы смогли бы применить?


(Ответ…)


Вы сегодня активно поработали, хочу отметить…….

Делаю выводы, проговариваю, что получилось, что не получилось, выполнены поставленные задачи или нет.


VI. Подведение итога занятия

-В завершении нашего занятия, хочу сказать, что люди, работающие в медицине катастроф: спасатели, пожарные, работники скорой помощи, подчиняются определенным алгоритмам действия в чрезвычайной ситуации. Сегодня мы с вами попытались вывести некоторые из них. Это действия при ожогах, обморожениях, переохлаждении. Узнали, как оказать первую помощь при болях в животе. Вспомнили, как оказать практическую помощь при переломах и утоплении.

Так как мы ограничены сегодня временными рамками, поэтому практическую часть мы продолжим в следующий раз.


Свежие документы:  Конспект урока по теме Обеспечение радиационной безопасности и химической защиты населения. Средства индивидуальной защиты, 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: