Урок ОБЖ на тему «Азбука безопасности на дороге»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 377»

Г.Перми
















Урок ОБЖ на тему

«Азбука безопасности на дороге»







подготовила

воспитатель

Шабалина Людмила Анатольевна









г.Пермь

2014 год

Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества.

В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы, направленные на формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуаций на дороге, в транспорте.

Всем нам хочется видеть детей счастливыми и здоровыми. Поэтому безопасность их жизнедеятельности занимает первостепенное значение. Дети дошкольного возраста представляют особую категорию пешеходов. В связи с возрастными особенностями, особенностью психофизического развития дети иначе воспринимают действительность. Они хуже ориентируются в пространстве, недооценивают возможную угрозу, они импульсивны и непредсказуемы.

Забывая об опасности, которая может подстерегать на каждом шагу, дети часто становятся причиной дорожно – транспортных происшествий: выбегая на проезжую часть, выезжают на велосипеде на дорогу, вырываются из рук родителей при переходе улицы и пытаются перебегать её.

Подобное поведение на дорогах наблюдается всё чаще и вне зависимости от сезона. Поэтому этот вопрос стал актуальным и острым.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение- потребностью человека.

Ребёнок должен максимально эффективно для своего возраста усвоить правила дорожного движения для дошкольников. Первыми помощниками, конечно же, выступают родители и воспитатели.

Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.

В рамках организации деятельности по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах, мы в своей группе поставили задачи:

— повышение уровня знаний правил дорожного движения среди детей старшего дошкольного возраста;

— обучение детей умению различать проезжую часть улицы и тротуар;

— развитие у дошкольников умение ориентироваться в дорожно- транспортных ситуациях.

Учитывая, что основной формой обучения детей дошкольного возраста является игра, изучение правил поведения на дорогах построено в форме дидактических, познавательных игр и целенаправленного неоднократного повторения основных элементов поведения на дорогах и различных ситуационных заданиях.

Конечно же, одной из главных форм обучения детей правилам дорожного движения является непосредственно организованная деятельность. Мы брали, например, такие темы : « Я – пешеход», «Для чего нужны дорожные знаки», « Берегись автомобиля», « Правила дорожного движения» и другие. Большое внимание уделяется ознакомлению с дорожными знаками, прежде всего с предупреждающими ( они изображены в красном треугольнике) и запрещающими( изображены в круге красного цвета).

Так же в группе подобраны дидактические настольно- печатные игры: «Знаки на дороге», «Говорящие знаки», «Мы едем по улице», «Узнай знак», « Автошкола». Играя, дети учатся ориентироваться на проезжей части, читать дорожные знаки, правильно переходить проезжую часть и многое другое.

Проводим беседы с детьми: «Кто придумал светофор?», «О чем говорят дорожные знаки», «Знай и выполняй правила уличного движения» и т.д.

Много читаем художественной литературы на данную тему, дети очень любят отгадывать загадки, поэтому оформили картотеку, в которой есть загадки и стихи.

Немаловажную роль имеют праздники и развлечения по данной теме с участием педагогов, родителей: « Улица полна неожиданностей», « В королевстве дорожных знаков» и др.

В уголке для родителей расположена информация по пропаганде безопасности дорожного движения: памятки, буклеты.

Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Устройства компьютера" 8 класс

В работе с родителями проводим родительские собрания, на которых уделяем особое внимание данной теме. Так же проводим круглые столы, викторины с участием детей и родителей «Безопасность детей на улице», « Дорожная Азбука», « Зелёный огонёк» и др. Проводим ежегодно выставки рисунков и поделок по правилам дорожного движения.

Таким образом, мы стараемся создать все условия для изучения детьми правил дорожного движения посредством интеграции разнообразных видов деятельности, оснащении предметно-развивающей среды соответствующим оборудованием и пособиями, способствующим приобретению дошкольниками полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице.

И в конце хочется сказать, что проводя систематически работу по данной теме, наши дети знают эти правила и показывают хорошие результаты.








Приложение 1

Загадки.
1.    Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на тонких курьих ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус)
2.    Что такое, отгадай:
Не автобус, не трамвай,
Не нуждается в бензине,
Хоть колеса на резине.   (Троллейбус)
3.    Под землей огни горят.
Под землей дворцы стоят.
Под землей чудо мчится.
Сядь — и можешь прокатиться.    (Метро)
4.    Наш приятель тут как тут,
Всех домчит за пять минут.
Эй, садись, не зевай,
Отправляется …    (Трамвай)
Место проезжей части, где следует переходить улицу. (Переход)
Знает твердо детвора — на дороге, у дороги запрещается …   (Игра)
«Баранка» автомобиля.   (Руль)
В два ряда дома стоят
Десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.   (Улица)
9.    Человек за рулем,   (водитель)
10.    Что за чудо — сидит дом,
Окна светятся кругом.
Носит обувь из резины
И питается бензином.   (Автобус)
11.    Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь,
Я машинам помогаю
И тебе хочу помочь.   (Светофор) 
L2. Два братца убегают, 
два догоняют.   (Колеса)



Приложение 2

Памятка для родителей:

— Не перевозите малыша на своих коленях. При аварии вы можете его не удержать или придавить собой.
—  Не пристегивайте малыша штатным ремнем безопасности. Таким образом, вы вряд ли убережете его: такой ремень рассчитан на взрослого человека.
—  Не разрешайте ребенку стоять за спиной водителя, между спинками передних сидений.
—  Не пристегивайте взрослого и ребенка одним ремнем.
—  Не оставляйте в салоне незакрепленные тяжелые предметы. При столкновении они превращаются в опасный снаряд.
—  Не разрешайте ребенку сидеть на заднем сиденье спиной по ходу движения: при столкновении малыш упадет затылком вперед.
— Перевозите детей только в автокресле.
— Не устанавливайте кресло между передними сиденьями. Конечно, в таком положении у малыша будет хороший обзор. Но, во-первых, это самое опасное место в машине. Во-вторых, между сиденьями вы не сможете надежно его закрепить.

























Приложение 3

Викторина.
ВОПРОС 1. Какой сигнал светофора разрешает движение?
ОТВЕТ: Зеленый.
ВОПРОС 2. Какой сигнал светофора запрещает движение?
ОТВЕТ: Красный.
ВОПРОС 3. Что означает желтый сигнал светофора?
ОТВЕТ: Внимание.
ВОПРОС 4. Можно ли двигаться на желтый сигнал светофора?
ОТВЕТ: Нельзя.
ВОПРОС 5. Что означают белые полоски на проезжей части?
ОТВЕТ: Пешеходная дорожка.
ВОПРОС 6. Везде ли размечены пешеходные дорожки и что их заменяет?
ОТВЕТ: Разметка есть не везде, ее заменяет знак «Пешеходный переход».
ВОПРОС 7. По какой стороне тротуара должен двигаться пешеход?
ОТВЕТ: По правой.
ВОПРОС 8. По какой стороне пешеходного перехода должен двигаться пешеход?
ОТВЕТ: Также по правой.
ВОПРОС 9. В каком месте можно переходить проезжую часть в городе, если нет ни перехода, ни светофора?
ОТВЕТ: На перекрестке (вдоль линии тротуара).
ВОПРОС 10. В каком месте можно переходить проезжую часть в сельской местности, если нет ни перехода, ни светофора, ни перекрестка?
ОТВЕТ: Там, где дорога хорошо просматривается.
ВОПРОС 11. Можно ли переходить дорогу перед близко идущим транспортом?
ОТВЕТ: Нельзя!
ВОПРОС 12. Можно ли ходить по краю тротуара или бордюру?
ОТВЕТ: Нельзя!
ВОПРОС 13. Можно ли играть на проезжей части?
ОТВЕТ: Нельзя!
ВОПРОС 14: Можно ли играть на железнодорожных путях?
ОТВЕТ: Нельзя!
ВОПРОС 15 (демонстрируется знак «Пешеходный переход»). Что это за знак и как им пользоваться?
ОТВЕТ: Знак «Пешеходный переход». Если есть такой знак, то переходить проезжую часть следует только в зоне его действия.
ВОПРОС 16 (демонстрируется знак «Подземный пешеходный переход»). Что это за знак и как им пользоваться?
ОТВЕТ: Знак «Подземный пешеходный переход». Переходить проезжую часть следует только по подземному пешеходному переходу.
ВОПРОС 17 (демонстрируется знак «Проход закрыт»). Что это за знак и как им пользоваться?















































Приложение 4

Свежие документы:  Конструирование технологической карты урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС, 7 класс

НОД в подготовительной группе

« БЕРЕГИСЬ АВТОМОБИЛЯ»

Цель: Уточнить представления детей о правилах поведения на улицах города. Закреплять знания о правилах дорожного движения, о сигналах светофора, о значении сигналов (красный, жёлтый, зелёный); о том, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора. Продолжать воспитывать внимательность, умение ориентироваться при переходе улицы.

Наглядные пособия: « Светофор»- два картонных кружка: первый- с одной стороны зелёный, а с другой- жёлтый; второй- с одной стороны красный, а с другой- жёлтый. Плакаты с изображением различных ситуаций на дорогах.

Ход

Воспитатель: Ребята, сейчас в детский сад вас водят взрослые, но скоро вы пойдёте в школу, и придётся ходить по улицам, переходить дорогу самостоятельно, По улицам и дорогам движется очень много машин и, если не знать правил дорожного движения, можно попасть в беду.

Везде и всюду правила,

Их надо знать всегда:

Без них не выйдут в плаванье

Из гавани суда.

Выходят в рейс по правилам

Полярник и пилот.

Свои имеют правила

Шофёр и пешеход.

По городу, по улице

Не ходят просто так:

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

Всё время будь внимательным

И помни наперёд:

Свои имеют правила

Шофёр и пешеход.

Я. Пишумов

Воспитатель: Ребята, как только вы выходите на улицу, вы становитесь пешеходами.

-Как называется та часть улицы, по которой ходят пешеходы? (тротуар)

-А как называется часть улицы, по которой ездят машины? (проезжая часть)

-По какой стороне улицы или тротуара нужно ходить? (надо придерживаться правой стороны)

Ребята, тротуар, как и дорога как бы разделён на две полосы. Пешеходы идут в двух направлениях и, чтобы не наталкиваться друг на друга, нужно обязательно идти по правой стороне.

-Можно ли по тротуару бегать, прыгать? ( по тротуару нужно ходить спокойно, так как можно наткнуться на какие-либо препятствия и оказаться на проезжей части, по которой в это время может ехать транспорт)

-А если вы встретите на тротуаре друзей и вам хочется поговорить, поиграть, Как вы поступите в этой ситуации? (ходить по тротуару группой и загораживать весь тротуар нельзя. Это может мешать другим пешеходам. С друзьями можно отойти в сторонку, чтобы не мешать прохожим.)

Воспитатель читает детям стихотворение В.Семернина «Запрещается, разрешается» :

И проспекты, и бульвары-

Всюду улицы шумны.

Проходи по тротуару

Только с правой стороны!

Тут шалить, мешать народу

Запрещается!

Быть примерным пешеходом

Разрешается…

Если ты гуляешь просто,

Всё равно вперёд гляди.

Через шумный перекрёсток

Осторожно проходи.

Переход при красном свете

Свежие документы:  Конспект урока для 11 класса «Обязательная подготовка к военной службе»

Запрещается!

При зелёном даже детям

Разрешается…

Воспитатель: Ребята, а если вам нужно перейти через дорогу, где вы будете переходить? (улицу можно переходить только по пешеходному переходу). Послушайте загадку:

Встало с краю улицы в длинном сапоге

Чучело трёхглазое на одной ноге.

Где машины движутся, где сошлись пути,

Помогает улицу людям перейти.

( Светофор)

Воспитатель: Для чего нужен светофор? (Светофор нужен для того, чтобы регулировать дорожное движение. Своими сигналами он разрешает или запрещает движение в одном направлении)

У любого перекрёстка

Нас встречает светофор

И заводит очень просто

С пешеходом разговор:

Свет зелёный- проходи.

Жёлтый- лучше подожди.

Если свет зажёгся красный –

Значит, двигаться опасно.

Стой. Пускай пройдёт трамвай,

Наберись терпения

Изучай и уважай Правила движения.

Воспитатель: Так что означает красный сигнал светофора? (красный сигнал запрещает движение)

-Что означает жёлтый длительно горящий и постоянно мигающий сигнал? (жёлтый сигнал запрещает движение и предупреждает о смене красного сигнала на зелёный и наоборот. Мигающий жёлтый сигнал говорит о том, что перекрёсток не регулируется и нам нужно быть особенно внимательными.)

-Что означает зелёный сигнал?( движение разрешено. Если зелёный начал мигать, это значит движение сигнала заканчивается)

-Ребята, вот зажёгся зелёный свет, можно ли сразу начать переход? (Нельзя. Сначала нужно убедиться, что все машины остановились и пропускают пешеходов)

-А теперь, ребята, я хочу проверить, хорошие ли вы пешеходы.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Игра « Лучший пешеход».

На полу расположена схема пешеходного перехода. Дети делятся на две группы и встают по обе стороны перехода. Воспитатель исполняет роль светофора. Игра проводится два раза.

Светофор: Выполняй закон простой:

Красный свет зажёгся…

Дети: Стой.

Светофор: Жёлтый вспыхнул…

Дети: Подожди.

Светофор: А зелёный свет…

Дети: Иди.

Воспитатель обращает внимание на то, как дети переходили дорогу: держались правой стороны, шли не спеша, не суетились, не наталкивались друг на друга, и спрашивает: «Ребята, а если нет светофора, где можно перейти дорогу?» ( Дорогу можно переходить там, где есть пешеходный переход). Отгадайте загадку:

Полосатая лошадка

Через улицу ведёт.

Здесь нам очень осторожно

Нужно сделать переход.

Не спеши, а первым делом

Влево, вправо погляди:

Нет машин – шагаем смело!

Есть машина – стой и жди!

— О какой лошадке идёт речь, ребята? ( Это пешеходный переход. Ещё его называют « зебра», потому что на пешеходном переходе, так же как и у зебры, чередуются белые и чёрные полоски.)

— Как будем правильно переходить дорогу?( Сначала нужно посмотреть налево направо, и если нет машин, то можно переходить дорогу.)

— Это правило нужно обязательно запомнить, потому что часто приходится переходить дорогу там, где нет светофора, и следует быть очень внимательными при переходе.

ИГРА « Исправь ошибку».

Воспитатель помещает на доску плакаты, на которых изображены ситуации нарушения правил дорожного движения.

— Ребята, посмотрите на эти плакаты. Всё ли здесь правильно? Как дети поступают в той или иной ситуации? Как бы поступили вы?

Дети рассматривают иллюстрации и определяют, где дети или взрослые нарушают правила.





Список использованной литературы

1.Галицина Н.С. ОБЖ для младших дошкольников. Система работы. — М.: Издательство « Скрипторий 2003» , 2010 г.

2.Загородная И.Я. Школа юного пешехода: методическое пособие для работников дошкольных учреждений, педагогов общих образовательных учреждений. – М., 2012 г.

3.Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Мозаика – Синтез. – М., 2009 г.

4. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. – М. «Вако», 2013 г.





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: