Урок ОБЖ по теме: «Режим дня»


Урок ОБЖ по теме: «Режим дня»

Цели и задачи:

воспитание собранности;

  • закрепление знаний учащихся о гигиенических нормах и культуре поведения;

  • знакомство с правилами составления режима дня; развитие умения планировать свой день;

  • знакомство с понятием «пиктограмма»,

  • обогащение словарного запаса и развитие кругозора детей.

Оборудование:

  • плакат с примерным режимом дня;

  • дорожные знаки;

  • пиктографические знаки на одежде, упаковках;

  • модель часов;

  • «Толковый словарь»;

  • карточки со словами, с пословицами и поговорками;

  • плакатик «Напоминашка».

Ход классного часа

Учитель:

Приветствуем всех, кто время нашёл
И в школу на урок здоровья пришёл!

Сегодня вы узнаете, кто такие «успевашки» и «неуспевашки», как неинтересное дело сделать интересным, что такое «пиктография» и как она может каждому из вас помочь.

Среди ваших знакомых есть ребята, которые все успевают: и уроки сделать, и книжку почитать, поиграть, любимым делом заняться. Одежда у них всегда в порядке, и комната всегда прибрана, и они никогда в школу тетрадки не забывают и не опаздывают. А есть такие, у которых только обещания: потом, не сейчас, завтра… «С завтрашнего дня начну зарядку делать», «Сейчас пойду, погуляю, а уроки потом выучу», «Маме помогу, только сейчас поиграю с котёнком». И получается у них так: пошёл поиграть, а про уроки забыл. Собрался маме помочь, а сам заигрался с котёнком. Так за целый день ничего не успел.

Так кто такие «успевашки»?

  • Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: А кто такие «неуспевашки»?

  • Заслушиваются ответы учащихся.

Учащийся: Валя, вставай, умывайся,

Завтрак готов, хватит спать!

Валя, быстрей собирайся,

Ведь опоздаешь опять!

Валя с трудом просыпается,

Нежится, сладко зевает.

Долго с портфелем копается —

Не поспевает.

В школе звонок будет вскоре

На переменку. И вдруг

Ожил весь класс: в коридоре —

Валиных туфелек стук.

Если бы — без опоздания,

Это была бы не Валя!

Классом дано ей прозвание:

Непоспеваля.

(Олег Орач)

Учитель: А в самом деле, почему одни всё успевают сделать, а другие и одного дела закончить не могут? Может быть, «успевашки» знают какую-то «тайну времени» или часы у них по-другому ходят?

Оказывается, «тайны времени» все-таки есть. Посмотрите, на доске эти «тайны» записаны. Прочитайте их.

Учащиеся: Тайны времени.

Взялся за дело — не отвлекайся. Делай все быстро.

Учитель: Поясните эти «тайны времени».

  • Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Посуду можно за 3 минуты вымыть, а можно и полчаса плескаться, если заодно ещё и играть с мыльными пузырями. Утром можно быстро умыться, а если этикетки будешь читать, рассматривать бутылочки, шампуни.., то и утра не хватит. А кровать заправлять? Уж веселей с ребятами поиграть. А ведь можно и неинтересное дело делать быстро и с интересом. Попробуй засечь время: сколько минут заняло. Попробуй ещё — теперь уже времени потребуется меньше. Но не забывай: при этом делать не только быстро, но и аккуратно.

А как же не забыть о каких-то делах, как посчитать, сколько времени уйдёт на приготовление уроков, а сколько на прогулку?

Вот тут-то мы и познакомимся с главной тайной времени. И называется она — режим дня.

Как вы понимаете слова «режим дня»?

  • Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Обратимся к «Толковому словарю». Что такое режим?

Учащиеся: Режим — порядок чего-нибудь.

Учитель: Распорядок. Все делать вовремя, в одно и то же время. Ведь это не просто научить себя делать все вовремя. Но надо стараться. Послушайте стихотворение Игоря Мазнина «Одно из трудных дел».

Учащийся:

Одно из самых трудных дел —

Не делать сразу двадцать дел.

А что ни час —

Уметь всё время

Иметь на всё свой час и время:

И на веселье,

И на труд,

На шум и шутки

Пять минут,

И на потеху —

Сладкий миг.

И долгий час

На чтенье книг!

Учитель: Беречь время помогает правильно организованный режим дня. Посмотрим сценку. 
(играют два ученика) 
— А ты, Вова, знаешь, что такое режим? 
— Конечно! Режим… Режим – это куда хочу, туда скачу. 
— Неправильно! Режим — это распорядок дня. Ты выполняешь его? 
— Даже перевыполняю. 
— Как это? 
— По распорядку мне надо гулять два раза в день, а я гуляю четыре! 
— Нет, ты не перевыполняешь его, а нарушаешь! Знаешь, каким должен быть распорядок дня? 
— Знаю! Подъем. Зарядка. Умывание. Уборка постели. Завтрак. Школа. Обед. Прогулка. Приготовление уроков. Прогулка. 
— Хорошо. 
— А можно еще лучше. 
— Как же это? 
— Вот так! Подъём. Завтрак. Прогулка. Второй завтрак. Прогулка. Обед. Прогулка. Чай. Прогулка. Ужин. Прогулка. Сон. 
— Ну, нет. При таком режиме из тебя получится лентяй и неуч. 
— Не получится. 
— Почему? 
— Потому что с бабушкой мы выполняем весь режим. 
— Как это с бабушкой? 
— А так. Половину выполняю я, а половину – бабушка. А вместе получается весь режим. 
— Не понимаю! 
— Очень просто. Подъем выполняю я. Зарядку выполняет бабушка. Умывание – бабушка. Уборка постели – бабушка. Завтрак – я. Прогулка – я. Приготовление уроков – мы с ба- бушкой. Прогулка – я. Обед – я. 
— И как тебе не стыдно?! Теперь я понимаю, почему ты такой недисциплинированный. 

Учитель: — Выскажите своё мнение об услышанном (ответы детей). 
У Вовы был сплошной отдых. А где же труд? Надо запомнить, что правильное выполнение режима, чередование труда и отдыха необходимы. Они улучшают работоспособность, приучают к аккуратности, дисциплинируют человека, укрепляют его здоровье. 

Учитель: Давайте попробуем сейчас расписать свой день по часам, то есть составить наш режим дня. На доске — модель часов. Нужно подобрать карточку, где указана деятельность и прикрепить на модель часов.

  • Учащиеся выполняют задание.

Учитель: Итак, проверим, что получилось.

7.00 — подъём. А после у нас идет зарядка. Какие упражнения вы делаете во время утренней зарядки? Покажите.

  • Под музыку учитель проводит физкультминутку.

Если будешь ты стремиться 
Распорядок выполнять, 
Будешь лучше ты учиться, 
Лучше будешь отдыхать. 

Ученик 1: Чтоб прогнать тоску и лень, 
Подниматься каждый день 
Нужно ровно в семь часов, 
Отворив окна засов, 
Сделать легкую зарядку 
И убрать свою кроватку! 
Душ принять. 
И завтрак съесть. 
А потом за парту сесть! 

Ученик 2: Но запомните, ребята, 
Очень важно это знать, 
Идя в школу, на дороге 
Вы не вздумайте играть! 
Опасайтесь вы машин, 
Их коварных черных шин. 

Ученик 3: На занятиях сиди 
И все тихо слушай. 
За учителем следи, 
Навостривши уши. 
После школы отдыхай, 
Но только не валяйся. 
Дома маме помогай, 
Гуляй и закаляйся! 

Ученик 4: Пообедав, можешь сесть 
Выполнять задания. 
Все в порядке, если есть 
Воля и старание. 
Соблюдать надо всегда 
Распорядок свой, друзья! 
В час положенный ложиться, 
В час положенный вставать, 
И тогда вам быть здоровым, 
На болезни наплевать. 

Учитель: Молодцы! А теперь поиграем в игру «Закончи предложения».

Чистить зубы надо… (2 раза в день.)

Нужно всегда мыть… (руки, лицо, шею, уши с мылом. Рукиперед едой, после работы, посещения туалета…)

Никогда не ешьте немытые… (овощи, фрукты, ягоды.)

Во время еды нельзя… (разговаривать с набитым пищей ртом, вертеться.)

В одно и то же время надо… (вставать, ложиться спать, есть, делать уроки, гулять.)

А чтобы не забыть сделать за день некоторые дела, вам поможет пиктография. Так называется письмо из рисунков- знаков. Это древнейшая форма письменности — с помощью условных рисунков изображали предметы, события и действия. Пиктография была особенно распространена у индейцев Северной Америки. Не исчезла пиктография и в наше время. Посмотрите на дорожные знаки. Назовите их.

E:CLIPARTcorpbasBD06008_.WMFE:CLIPARTcorpbasBD06010_.WMFE:CLIPARTcorpbasJ0078974.WMF

E:CLIPARTcorpbasBD06009_.WMF





Используется пиктография и для маркировки товаров. Например на новой одежде можно увидеть знаки. Учитель показывает несколько знаков-символов по уходу за одеждой (например, «химическая чистка запрещена», «изделие не выкручивать» 
и другие). Обсуждение знаков. https://lit-yaz.ru/pars_docs/refs/51/50214/50214_html_m14f78b5a.png

На картонных упаковках для различных товаров тоже можно встретить знаки. Учитель показывает несколько знаков на упаковке (например, «Не ронять!», «Беречь от влаги!»).

https://lit-yaz.ru/pars_docs/refs/51/50214/50214_html_m2f07a9db.png




Учитель: Да, если присмотреться повнимательнее вокруг, то обязательно найдём ещё пиктографические знаки.

  • Предлагаю и вам воспользоваться этим древнейшим изобретением. Есть дела, которые нужно делать не каждый день, но забывать о них нельзя. А как о них не забыть? Очень просто!

    Берем альбомный лист, делим его по вертикали на три колонки. (Показывает.) В первой колонке («Дело») рисуем пиктографический знак. Например, веник. Это означает, что надо не забыть убраться в квартире.

    Дети вместе с учителем обсуждают, какие еще нужно нарисовать знаки и какие дела они обозначают (например, полить цветы, сходить в магазин, помыть посуду и другие.)


    Вывешивается плакатик.
    https://lit-yaz.ru/pars_docs/refs/51/50214/50214_html_6765dc42.png

Помыть посуду.

Полить цветы.

Подмести пол.

Сходить в магазин.


Учитель. Напротив дела, которое надо выполнить, во второй колонке («Надо!») вставляем спичку. (Показывает на плакате.) А сделав дело, переставляем спичку в третью колонку («Есть!»).

Мама тоже может воспользоваться твоей «напоминашкой». Она может, ничего тебе не говоря, воткнуть спичку напротив дела, которое тебе надо сделать. И если ты его выполнил, то смело вставляешь спичку рядом, уже в графу «Есть!». Теперь уж точно ни о чем не забудешь: и самому приятно, и родные будут тобой довольны.

Учитель: Кто такой Мойдодыр, вы, конечно знаете.

Мойдодыр:

Задаю вопрос детишкам, 
Всем девчонкам и мальчишкам, 
Помни мой совет простой: 
Руки мой …. (перед едой) 
Хорошо, теперь ответьте 
На другой вопрос мне, дети! 
Ежедневно, с ранних лет, 
Надо ль зубы чистить? 
Плохо слышу, вот беда! 
Зубы надо чистить? 
— Молодцы, ребята! Никогда не забывайте эти важные советы и всегда их выполняйте. Предлагаю игру «Это я, это я, это все мои друзья» 
Кто ватагою веселой 
Каждый день шагает в школу? 
…. 
Кто из вас, из малышей, 
Ходит грязный до ушей? 
 
Кто из вас не ходит хмурый, 
Любит спорт и физкультуру? 
 
Кто одежду «бережет», 
Под кровать её кладет? 
 
Кто ложится рано спать 
В ботинках грязных на кровать? 
Дети отвечают Мойдодыру: (декламация стихотворения сопровождается движениями) 
Мы умеем на кроватке – (встали, руки на поясе) 
Простыню разгладить гладко. – (движения рук влево – вправо) 
И у скомканной подушки 
Кулачком задвинуть ушки. – (движения кулачками) 
Мы сегодня утром рано 
Умывались из-под крана, — (показ движений при умывании) 
А теперь все по порядку 
Дружно делаем зарядку. – (шагаем на месте) 
Стой-ка смирно, руки вниз, — (ноги вместе, руки вдоль туловища) 
Гнись пониже, не ленись! – (наклоны вперед) 
Кто с зарядкой дружит смело, — (приседания) 
Тот с утра прогонит лень. – (прыжки на месте) 
Будет сильным и умелым (шагаем ан месте) 
И веселым целый день. (хлопаем в ладоши) 


Мойдодыр для вас приготовил свои рекомендации. Давайте их прочитаем.

Ежедневно вставай в одно и то же время, проветривай комнату и делай зарядку.

Утром умывайся, чисть зубы, мой уши и шею.

Приучайся обтираться после зарядки до пояса водой комнатной температуры.

Всегда мой руки перед едой, после прогулки, после работы и после посещения туалета.

Перед сном умывайся, хорошо проветривай комнату.

Запомните это, ребята. Нужные рекомендации дал Мойдодыр. Постарайтесь их соблюдать и выполнять режим дня.


Я раздам вам карточки, на них пословицы. Прочитайте и объясните, как понимаете их.

Упустишь минутку — потеряешь час.

Кто поздно встаёт, тот дня не видит.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Делу — время, а потехе — час.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Кончил дело — гуляй смело.

Заслушиваются ответы учащихся.


Мы здоровьем дорожим, соблюдая свой режим.
Утром делаем зарядку, вовремя всегда едим,
Днём играем, ночью спим.
После школы по часам делаем уроки,
Отдыхаем и играем, вовремя, всё в сроки.
Маме дома помогаем.
Свой режим мы соблюдаем.
В десять вечера, устав,
Спокойной ночи пожелав,
Отправляемся мы спать – до утра нам отдыхать.
Мы здоровьем дорожим, соблюдая свой режим.


Учитель: Надеюсь, что разговор у нас состоялся очень важный. Закончить наш классный час хочется такими словами:

Помни твёрдо, что режим

Людям всем необходим!
















































Самоанализ урока здоровья.

Данный урок был разработан и проведён в форме исследования, маленького открытия. Дети под руководством учителя разгадывали тайну времени. 

Основная цель урока – формирование здорового образа жизни средством соблюдения режима дня. 

Знакомство с «успевашками» и «неуспевашками» помогает учащимся правильно соотнести себя к той или иной группе, учит давать правильную самооценку. А инсценировка стихотворения более ярко и наглядно раскрывает образ «неуспевашек». 

Затем учащиеся узнают, что главная тайна времени – соблюдение режима дня. Дети знакомятся с понятием, раскрывают смысл слова « режим» с помощью толкового словаря и приступают к составлению примерного режима дня. Учитель прикрепляет время, а учащиеся называют действие, которое необходимо в это время сделать. Затем ученик, у которого находится на столе карточка с названием действия, выходит к доске и прикрепляет её.

Во время составления учащиеся вспоминают последовательность действий после пробуждения, выполняют комплекс упражнений вместе с психологическим настроем, вспоминают навыки личной гигиены, обсуждают приёмы экономии времени. 

Чтение составленного режима дня закрепляет навык чтения, и помогает запомнить последовательность действий. Закрепление происходит и далее в форме игры «Закончи предложение».

Во второй части урока дети знакомятся с понятием «Пиктограмма», узнают, что с пиктографическими знаками они знакомы уже давно. Повторяют знание дорожных знаков, знакомятся с маркировкой на одежде и упаковках.

На магнитной доске учитель прикрепляет картинки с «делом» и объясняет, как составить «напоминалочку», чтобы не забыть выполнить важное дело.

В заключительной части урока учащиеся заканчивают пословицы и отвечают на вопрос: Как режим дня помогает сохранить здоровье?












Свежие документы:  Конспект урока по физкультуре "Обучение технике прыжков в длину с разбега. метания мяча" 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: