Эссе. Размышление о возможности преподавания некоторых блоков ОРКСЭ


С 1 сентября прошлого учебного года учащиеся 4 класса начали изучение нового курса «Основы религиозных культур и светской этики». Данный курс направлен на развитие у младших подростков представлений о нравственных идеалах и ценностях, ведь именно они составляют основу религиозных и светских традиций нашей Родины. Наша страна – многонациональна, в ней проживает множество народов и народностей, которые исповедуют различные религии и верования, отражающие культурно-историческое и духовное наследие народов нашей страны.

На современном этапе экономическое положение в стране и снижение культурно-нравственного уровня наших граждан существенно влияют на духовность подрастающего поколения. Младшие подростки каждодневно наблюдают в жизни и СМИ предпочтение окружающими материальных богатств нравственному и духовному началу. Для поддержания материального благосостояния близкие детей, в большинстве случаев, преступают нормы нравственности и идут в разрез многовековым устоям наших народов вне зависимости от вероисповедания и национальной принадлежности. А ведь в религиозных постулатах заложены нравственные законы Человечества. И именно их мораль и общность для всех религий мы должны раскрыть для детей. Показать ошибочность и преступность их противопоставления при разжигании религиозной вражды.

Изучение и знакомство с основами мировых религий и светской этики призвано расширить кругозор детей, повысить их духовный и нравственный уровень, воспитывать толерантность. Ведь предпочтение той или иной религии не противопоставляет людей в мировоззрении, а показывает принадлежность к той или иной культуре, уважение к культурному наследию своего народа. Во всех религиях прослеживается преклонение перед БОГОМ, как учителем ЖИЗНИ, указывающим путь для гармоничного сосуществования в человеческом обществе, связанных общим мировоззрением. БОГ, как бы его не называли в различных религиях, призван быть судьей поступков человека. Люди, сравнивая свои помыслы и действия с ЕГО заветами и законами, постоянно находится в развитии самосознания, в анализе себя как личности, а не обезличивании, как ЕГО раба. Продемонстрировать эту идею можно, сопоставляя и находя точки соприкосновения основных положений, разъясняя основные постулаты каждой религии. Именно поэтому мне более импонирует блок «Основы мировых религиозных культур» А взаимосвязь культурно-исторического наследия населения планеты, закрепленного в его верах соединить с современной жизнью возможно, изучая светскую этику, правила взаимоотношений людей в обществе.

На лекциях прослушанного нами курса, преподаватели, раскрывая основы каждой религии, кратко излагали и пытались коснуться всех основных вопросов, по сути, совершали титанический труд – пытались объять необъятное. Я, придерживаясь христианских взглядов, многие вещи открыла для себя с новой стороны. Однако дети постигают этот мир не только разумом, но и чувствами. Они тонко чувствуют любую фальшь. И если взрослому утверждение можно предъявить, как факт, то ребенок задаст «сто тысяч почему», чтобы принять, чтобы это стало его. А простое навязывание информации (а где гарантия, что педагог сам правильно понимает данный вопрос), приведет в лучшем случае к формальному отношению, а в худшем — к искаженному пониманию и зомбированию, как это нередко происходит у фанатиков. Поэтому педагогу надо постоянно чувствовать эту зыбкую границу утверждения, навязывания и создания почвы для размышления, подведению к открытию.

Свежие документы:  методическая разработка классного часа по теме "Олимпийский старт Кубани" 9 класс

Ещё одной проблемой для успешного воплощения задач данного курса, является специфичность содержания теологических знаний. В нашей стране долгое время церковь не допускалась в процесс образования и воспитания подрастающего поколения. Теологические знания, согласно идеологии, не являлись общедоступными, и не разрабатывалась методика их преподавания, которая, несомненно, является специфичной. Подход к знаниям в данной области был разоблачающий или эстетический, но не использовался с воспитательной, этической позиции. Современные педагоги не имеют должной подготовке в этом вопросе, т.к. кроме кратковременных курсов «ОРСКА» и бесконтрольному самодобыванию информации, интересующей тематики без коррекции профессионалов в области богословия различных религий, должной подготовки не имеется. А так как темы, освещающие данный раздел, затрагивают очень серьезные вопросы формирования личности и религиозного самосознания граждан, то некомпетентность, неточность знаний, формальный подход, а самое главное – не убеждённость, может принести огромный вред, нанесение невольного оскорбления.

Очень тяжело мне, человеку, принадлежащему другой вере, культуре, достойно и убедительно донести идеи, например, ислама до ребенка, который с рождения воспитывается в семье, исповедующей эту религию. Мне придется раскрывать понятия людям, которые, возможно, более меня знают и понимают их специфику и смысл, даже на уровне языка, а также, имеющие убеждения, возможно, искусственно кем-то искаженные. И если христианство и светская этика, так или иначе, мне близки духовно, то при возможном преподавании других блоков, я буду испытывать изрядную долю дискомфорта и неуверенности, даже с предоставленными нам методическими разработками (новое не все идеально отработано), ведь существуют множество неожиданных детских «каверзных» вопросов, которые требуют всесторонней подготовки, убежденности, веры.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: