«ИКОНА — СПУТНИК ЖИЗНИ, СВЯТЫНЯ, ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО»


Тема урока

ИКОНА — СПУТНИК ЖИЗНИ, СВЯТЫНЯ, ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО

Тип урока

Урок открытия нового знания

Организационная форма

Фронтальная, дифференцированно-групповая.

Используемые технологии

Технология проблемного изучения, здоровьесберегающая, ИКТ.

Группы формируемых компетенций

Социальные, коммуникативные, информационные, технологические, рефлексивные.

Формы работы, методы

Формы: фронтальная, групповая.

Методы: практический, частично-поисковый, объяснительно — иллюстративный, словесные, наглядные, репродуктивный и продуктивный.

Цель урока

 

После изучения данной темы, учащиеся смогут объяснить: что такое икона, называть первых иконописцев, рассказать, как создается икона, какие цвета используют иконописцы при написании икон и что значит каждый цвет.

Задачи урока

Образовательные:

  • объяснять понятие – икона;

  • знать особенности написания икон;

  • выяснить значение икон для христианина;

  • знать первых иконописцев: Луку, Феофана Грека, Андрея Рублева.

  • Развивающие:

  • поддерживать эвристическую беседу, решать проблемные задания, делать выводы;

  • развивать навыки публичного выступления.

Воспитывающие:

  • уметь обсуждать проблему отношений учеников к культуре и истории страны;

  • выражать свое отношение к иконе как святыне.


Формирование УУД

Предметные:

Знают:

  • христианскую терминологию;

  • священные книги христиан – Библию и Евангелие;

  • устройство православного Храма;

  • молитвы.

Умеют:

  • читать молитвы;

  • отвечать на вопросы по прослушанной информации;

  • выделить из множества произведений живописи — иконы;

Личностные:

  • формулируют и принимают правила бережного отношения к святыням и, в частности, к иконам.

  • приобщаются к духовно-нравственным ценностям русской культуры;

Метапредметные:

Регулятивные:

  • выдвигают версии, предположения;

  • вместе с учителем формулируют учебную задачу;

  • работают по предложенному плану;

  • оценивают свой результат.

Познавательные:

  • понимают вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме;

  • осуществляют поиск необходимой информации в различных источниках: в текстах дополнительной литературы, в справочниках, в словарях, в иллюстрациях;

  • проводят анализ своих действий и выполненной работы.


Коммуникативные:

  • излагают свое мнение, аргументируют;

  • участвуют в диалоге;

  • работая в группе, участвуют в обсуждении, в выборе решения.

Планируемые результаты

Предметные:

  • овладение базовыми знаниями, развитие умения искать, анализировать, сопоставлять события.

Личностные:

  • осознание своей религиозной принадлежности, знание православной  культуры своего народа.

Метапредметные:

  • готовность к сотрудничеству, владение умениями работать с различными источниками.







Оборудование

  • интерактивная доска + выход в интернет

  • презентация к уроку

  • карточки для каждой группы

  • учебник «Основы православной культуры» — автор протоиерей Виктор Дорофеев + рабочая тетрадь

  • Ожегов. Толковый словарь

  • Н.В.Софронова. Православный толково-орфографический словарь школьника

  • книга «Икона»

  • журнал «Духовно-нравственное воспитание», №2-2011

  • тест (на класс)

  • презентация Будылдиной Татьяны «Образ Сергия Радонежского в иконописи»

  • настоящая икона на липовой доске


















Этап урока

Деятельность учителя

Слайд

Деятельность учащихся

I

Организационный момент


  1. Проверка готовности к уроку.

  2. Чтение молитвы.



Дети читают молитву:

Преблагий Господи, низпосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимающее преподавемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему создателю во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и отечеству на пользу. Аминь.

II

Актуализация знаний,

объявление новой темы и задач.


— Сегодня у нас необычный урок. О чем мы будем сегодня говорить, вы узнаете, отгадав кроссворд.














1

 

 

 

 

 

 






2

 

 

 

 

 





3

 

 

 

 

 

 

 


4

 

 

 

 

 

 

 

 

 





5

 

 

 

 

 

 













1.Священная книга христиан (Библия)

2.Его устанавливают на Куполах храмов, носят на груди (крест)

3.Как называется обращение к Богу? (молитва)

4.Книга, написанная апостолами. (Евангелие)

5.Место в храме, куда женщинам заходить нельзя (алтарь)

— Какое слово получилось по вертикали?

— Икона – спутник жизни, святыня, главное богатство — это и будет тема нашего урока.



— На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?















— Поэтому сегодня на уроке мы перед собой ставим такую цель — узнать о том, что такое икона, а вопросы, которые вы назвали, будут задачами нашего урока.



1 слайд

Кроссворд











































2 слайд

















Отгадывают кроссворд


















1

Б

и

б

л

и

я






2

к

р

е

с

т





3

м

о

л

и

т

в

а


4

Е

в

а

н

г

е

л

и

е





5

а

л

т

а

р

ь













1.Священная книга христиан (Библия)

2.Его устанавливают на Куполах храмов, носят на груди (крест)

3.Как называется обращение к Богу? (молитва)

4.Книга, написанная апостолами. (Евангелие)

5.Место в храме, куда женщинам заходить нельзя (алтарь)





Отгадывают слово по вертикали – икона





Дети называют вопросы:

— Что такое икона?

— Когда появилась первая икона?

— Что или кого изображали на иконах?

— Как писали иконы?

— Кто писал иконы?

— Кто были первые иконописцы?

— Где пишут иконы? И т.д.



III

Изучение нового материала







































Физкультминутка

























































































































































































— Над этими задачами я предлагаю поработать в группах. Каждая группа получает задание, выполнив которое, мы сможем решить поставленные задачи:

1группа. Что такое икона? Как появилась первая икона?

2 группа. Кто писал иконы? Кто были первые иконописцы? Где писали иконы?

3 группа. Какими красками писали иконы, что обозначает каждый цвет?

4 группа. Как писали иконы?





— Где вы можете найти ответы на эти вопросы?

На работу в группах дается 8 минут.

Об иконах узнавали

И немножко мы устали.

Встанем и представим

Что рисуем сами.

Кисть возьму, взмахну рукой

Солнце с радугой-дугой

Нарисую на холсте

Радостно тебе и мне.

Бабочки летают

Зайки прыг да скок.

Ну а мы садимся тихо

Продолжать урок.

-В православии иконы занимают особое место. Ими украшают как православные храмы, так и дома верующих.

-Так что же такое икона?

-Слово предоставляем 1 группе.



















Обобщаю сказанное первой группы:

Икона это Образ, окошко в духовный мир, изображение Иисуса Христа, Божьей Матери, святых, святыня.

— Кто, по вашему мнению, был создателем первой иконы?

— С этой легендой нас познакомит Бурдужа Лиля.













































— С тех пор дар Иисуса, бережно укрепленный на доске, хранился в нише над воротами города, защищая его от врагов. Так возник «Нерукотворный Образ Христа» или «Спас Нерукотворный».

— А кто же писал иконы? Где их пишут? Об этом расскажет 2 группа.



















— Наивысшей точкой расцвета русского иконописания стал XV век, время собирания Руси в единое Московское государство. На иконы был большой спрос, поэтому и иконописцев было много.

— Имена, каких иконописцев вы нашли в интернете?









— В числе замечательных мастеров Древней Руси были, прежде всего, Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий. С ними мы сегодня и познакомимся.

— Откуда приехал Феофан Грек?

— Кто был его учеником? Какую всемирно известную икону написал Рублев?



-Какими красками пользовались мастера иконописцы? Что эти цвета обозначают в иконописи, нам расскажет 3 группа.











































— Итак, ребята, цвета для написания икон художники-иконописцы выбирают неслучайно, каждый цвет имеет свое символическое значение.



— Техника иконописания довольно сложна и трудоемка. Как создается икона, расскажет 4 группа.









































































— Мы выслушали каждую группу.

— Что же вы ребята узнали сегодня?

















































































3 слайд

























4слайд

















































5 Слайд



































6слайд





7 слайд













































































Слайды 8-13



























Делятся на группы, знакомятся с заданиями, при необходимости задают вопросы, распределяют роли; планируют работу.

Выполняют задания, работая с различными источниками информации:

1 группа – орфографический православный словарь, книга «Икона» с.6.

2 группа — интернет

3 группа — Делают записи на предложенных цветных листах бумаги. Книга «Икона» с.28-29

4группа – ж. «духовно-нравственное воспитание» №2-2011, с.67



-В словарях, в справочниках, в энциклопедиях, в интернете, в дополнительной литературе).




































  • Слово «икона» – греческое, в переводе на славянский язык означает «образ».

  • Икона является окошком в духовный мир.

  • Икона – это изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых. Изображение православных праздников.

  • Иконы – величайшая святыня, которая служит для более близкого общения с Богом, с Божией Матерью, со святыми ангелами и угодниками Божиими.



Предположения детей.

— Первую икону по легенде создал сам Иисус Христос.

Выступление Бурдужа Лилии

(Случилось это во время земной жизни Спасителя. Князь Авгарь был тяжело болен. Услышав о бесчисленных исцелениях, которые совершил Иисус Христос, Авгарь захотел взглянуть на Спасителя. Он послал живописца, чтобы тот нарисовал лик Христа. Однако художник не смог выполнить поручение. От лица Господа исходило такое сияние, что кисть мастера не могла передать Его Свет. Растерявшись, слуга грозного царя Авгаря – заплакал. Заметив это, Иисус приблизился, попросил у людей чистое полотенце и приложил его к своему лицу. Отчего на ткани запечатлелся его Божественный Образ. Когда Авгарь увидел этот образ, он с верою приложился к нему и  получил исцеление за свою веру).













Выступает 2 группа.

Иконы писали иконописцы. Многие иконописцы были благочестивыми людьми. Они трудились в тишине монастырских келий, перед началом работы творили молитву, читали Библию, жизнеописания святых, соблюдали пост. Не каждый человек мог стать иконописцем, а только тот, кто был смиренным, почитал Бога, не болтал понапрасну, не заводил ссор, не завидовал другим и не пил. В наше время иконы пишут в иконописной мастерской.















По преданию, первым иконописцем был Лука, один из учеников Христа. Еще при жизни Девы Марии, матери Христа, Лука запечатлел ее образ.

— Феофан Грек, Андрей Рублёв, Даниил Чёрный, Дионисий, Симон Ушаков.





Дети смотрят видеоролик.

















Выступление 3 группы.

-Краски на русских иконах были живыми, яркими и звонкими. Золотой цвет позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, Он обозначал самого Бога.

Красный цвет — один из самых знаменитых цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии.

Белый цвет- символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты.

Синий или голубой цвета обозначали бесконечность неба. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе земное и неземное.

Зелёный цвет – природный, живой. Цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды.

Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного.

Черный цвет – цвет зла и смерти.













— На Руси иконы писали на липовых или сосновых досках — это дерево мягкое, теплое, хорошо поддающееся обработке и без сучков.

Не всегда можно найти доску нужной ширины, поэтому их склеивали и скрепляли шпонками.

На самой доске делали маленькое углубление – ковчег. Затем эту доску долго сушили без доступа солнечных лучей, сквозняков, чтобы не было никаких трещин.

Когда доска просохнет, на неё рыбьим клеем наклеивали паволоку, то есть грубую льняную ткань, и по этой паволоке клали левкас: истолченный мелко–мелко, до пыли, как зубной порошок или того мельче, мел, смешанный с разными составами, в основе которых лежит тот же рыбий клей. Левкас долго сохнет, потом его полируют костью. Поверхность получается, как кость — гладкая, белая, чуть желтоватая.

Потом иконописец рисует рисунок. Иногда по нему сразу пишут красками, чаще накладывают золотое покрытие. Пишут икону особыми красками. Иконописные краски — это растертые до состояния мелкой пыли минералы, полудрагоценные камни, которые замешиваются на яичном желтке. А потом икону поливают оливковым маслом — олифой, и оставляют на месяц, на два, чтобы олифа высохла и больше не прилипала к пальцам.



Высказывания детей

(Что такое икона, как появилась первая икона, кто такие иконописцы и познакомились с некоторыми из них, узнали, как рождается икона, какие краски используют иконописцы)

IV

Первичное закрепление нового материала.















































































































— А сейчас мы проверим, как внимательно вы слушали друг друга.





Тест.











































— Икона сопутствовала христианину на протяжении всей жизни: от рождения до смерти. Ей встречали рождение и смерть, ей благословляли на свадьбу и в дальний путь, освещали новый дом и посевы. О почитании икон расскажет Калеев Арсений.































— В красном уголке стояли не только Образы Иисуса Христа и Божьей

Матери, но и почитаемых святых.



Вновь воскресли для сердца святыни

Чудотворных старинных икон.

Я хочу любоваться Россией,

Где Любовью народ окрылён.


На Руси с древних пор почитают Сергия Радонежского.

-О его Образе в иконописи расскажет Татьяна Будылдина.





















































14 слайд

























































Дети пишут тест

ТЕСТ
Выбери правильный ответ и обведи в кружок.



  1. Икона – это …

А) портрет

Б) картина

В) образ



  1. Иконописец – это …

А) художник

Б) архитектор

В) писатель



  1. Икону «Троица» написал …

А) Дионисий

Б) Андрей Рублёв

В) Феофан Грек



  1. Какого цвета нет на иконе?

А) красного

Б) золотого

В) фиолетового

Иконы почитали в домах, отводя им передний угол, напротив входа, чтобы кланяться им сразу с порога. В царских палатах, купеческих домах устраивали особые комнаты – образные, где удалялись для молитвы перед иконами утром и вечером. Там же хранилась святая вода, которой кропили дом перед праздником, корм для скота, подливали понемногу ее в питьевую воду и в колодцы.

Во многих областях России иконы украшали полотенцами, обычно они покрывали верх иконы или всей божницы, а концы, свисающие по краям, у богатых людей были вышиты жемчугом, металлическими блестками и даже драгоценными камнями.



Иногда на них вышивались изображения святых.





















Выступление Будылдиной Татьяны с проектом «Образ Сергия Радонежского в иконописи»

V

Рефлексия.



— Что такое икона?

— Как надо относиться к иконе?

Оцените свои достижения на уроке. Выберите и продолжите любое предложение

1. На сегодняшнем уроке я узнал …

2. После урока мне захотелось …

3. На этом уроке я похвалил бы себя за…



15слайд

Святыня, спутник жизни









На сегодняшнем уроке я узнал …

После урока мне захотелось …

На этом уроке я похвалил бы себя за…

VI

Домашнее задание и чтение молитвы после учения.



1) В рабочей тетради раскрасить картинку «В мастерской у иконописца», отгадать кроссворд.

2) Приготовить сообщение об иконе, которая есть у вас дома.

16 слайд

Дети читают молитву после учения.

Благодарим Тебе создателю, яко сподобил еси нас благодати Твоея, во еже внимати учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведущих нас к познанию блага, и подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего.









Свежие документы:  Методическая разработка урока по теме «Совесть»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: