Конспект урока для 4 класса «Дружба»


Технологическая карта урока


Предмет: «ОРКСЭ. Основы светской этики» Класс 4__

Базовый учебник: Шемшурина А. И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.

Тема урока №14 «Дружба»

Цель урока: формирование представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности

Задачи урока:

1. Расширить и углубить представления детей о дружбе.

2. Поразмышлять с ребятами о том, чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

3. Формировать чувство сплочённости в коллективе.

Тип урока: комплексного применения знаний, умений и навыков;

Основные понятия: друг — это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью; дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Необходимое оборудование: презентация к уроку; словари: Ожегова, Даля; текст притчи «Притча о настоящей дружбе», аудиозапись песни «Настоящий друг» М.Пляцковского, В.Савельева, репродукцию картины М. Чюрлёниса «Дружба», пословицы о дружбе.


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный момент


Приветствие.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция

2

Мотивационный этап

— Урок мы начнем с притчи.


«Притча о настоящей дружбе»

Беседует с учащимися:

— Как вы считаете, о чем эта притча?

— Как на ваш взгляд можно озаглавить притчу?

— Чему учит нас эта притча?

— О чем сегодня пойдет речь на уроке?

Уточняет тему и цель урока, которую сформулируют дети:

-Правильно. Сегодня мы будем говорить о дружбе. (Тема урока записывает на доске).

-Дружба – это великая ценность. Она помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга – великое благо.


Учитель организует работу по учебнику с целью составления плана урока:

— Прочитайте вопросы на стр.32, на которые мы должны будем с вами ответить в течение урока.







Учащихся слушают притчу и определяют ее смысл. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.





Определяют тему урока, формулируют цель.













Зачитывают из учебника вопросы, которые являются пунктами плана:

  • Какие отношения существуют между людьми?

  • Что такое дружба?

  • Чем дружеские отношения отличаются от других отношений?

Личностные УУД: смыслообразование,


Регулятивные УУД: целеполагание

3

Актуализация знаний.

Организует работу по учебнику с целью поиска ответа на вопрос:

Какие отношения изображены на картинке?

— Прочитайте 1 абзац в учебнике. Всегда ли человек, имея вокруг себя много людей, бывает не одинок?

Поиск информации в учебнике для ответа на вопросы.

Регулятивные УУД:

«Сбор информации»

4

Работа по теме урока.

На доске написано предложение:

«Друг – это тот, кто…..»

  • Продолжите предложение.

  • А каждого ли человека мы можем назвать другом?

Организует интервью «Расскажи о своём друге».

— Может быть, кто-то уже нашёл настоящего друга? Представьте, что к нам пришёл в класс репортёр и попросил дать интервью для газеты. Расскажите о своём друге.

— Выслушав ваши рассказы, я поняла, что не все понимают смысл слова друг и употребляют его там, где надо сказать товарищ, приятель, знакомый. Как вы считаете, все ли эти слова обозначают одно и то же?

— Теперь вы знаете, когда и какое слово нужно употребить.

(Читает предложения).

  • О человеке, с которым вы просто здороваетесь, вы можете сказать…(знакомый).

  • О человеке, с которым вы иногда обсуждаете книги, какие-то события, вы скажете…(приятель).

  • Об однокласснике вы скажете…(товарищ).

— О человеке, которому можно доверить тайны, разделить радости и печали, скажете…(друг).

Записывает под темой урока слова: друг, приятель, товарищ, знакомый

Организует работу в группах.

  • Напишите на листе, что вы понимаете под словом «дружба»

Дружба:

1.

2.

3.

Организует проверку работы.

Организует работу с репродукцией: На экране изображение картины М. Чюрлёниса «Дружба»

Анализ картины :

— Что вы видите на этой картине?

— Что происходит? Кто видит то, чего еще не называли?

— Кто это? Что можем сказать, глядя на картину?

— Где и когда это происходит?

— Повторите жест героини картины. Что в нем необычного?

— Что может обозначать этот жест?

— Какими словами можно озвучить этот жест? (Вот, возьми, не жалко. Это твое, отдаю самое лучшее)

— Этот жест отходит от сердца, души. Как можно назвать картину?

— Картина М. Чюрлёниса называется «Дружба». Почему?

— Дайте определение понятию дружба.

Организует работу с учебником и со словарём:

— Найдите определение слова «дружба» в уч. на с. 32 /2 абзац/. А Маша и Петя найдут это определение в толковых словарях.

— На первое место знаменитый учёный и писатель В. И. Даль ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.

-Что значит «дружба» и зачем она нужна людям?

Организует прослушивание песни «Настоящий друг» М.Пляцковского, В.Савельева


— Кто такое настоящий друг?

-Какими качествами он должен обладать?

– Каждый ли человек может быть другом?

– А может ли дружба распасться? По каким причинам?

– Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?

— Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов? Привязанность?

— Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.    







Отвечают на вопросы учителя.



Рассказывают о своём друге.













Высказывают предположения о значении слов: товарищ, приятель, знакомый.

Дети договаривают последнее слово.























Работают в группах.

При проверке работы выступает 1 группа. Другие группы дополняют.





Рассматривают и анализируют по вопросам репродукцию картины М. Чюрлёниса «Дружба».



























Дают определение понятия дружба из учебника:

Дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Двое детей зачитывают определения из словарей:

Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью (из сл. Ожегов)

«Дружба – …это бескорыстная приязнь» (из сл. Даль)

Прослушивают аудиозапись песни «Настоящий друг» М.Пляцковского, В.Савельева

Отвечают на вопросы

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии, работа в малой группе.



































































Познавательные УУД: «Визуализация понятия» и групповая рефлексия


5

Практическая работа

Работа в группах с ситуациями

Ситуация 1.

Ваш друг (подруга) предложит вам прогулять уроки в школе, что вы сделаете?

Ситуация 2. Вместе с другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет, а у Николая в руках маленькая коробка. Мой пакет порвался и всё содержимое рассыпалось. Колька стал смеяться в полный голос, а я — собирать всё с асфальта. Мне было очень обидно и грустно. А как бы вы поступили на моём месте и на месте Николая?

Ситуация 3. Вы выполнили задание, но ваш друг не может с ним справиться. Как вы поступите?

Работа по рассказу В.Осеевой «До первого дождя»

— Сейчас я прочитаю вам рассказ В. Осеевой «До первого дождя». Вам необходимо внимательно слушать и ответить на вопросы после прочтения.

— Почему воспитательница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя»?

— Почему покраснели Маша и Таня?

— Чья из пословиц групп выражает главную мысль рассказа?


Вывод: Дружба – это привязанность, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Задание: давайте поиграем в игру «Собери пословицу». (Работа в группах).

(Учитель раздает карточки с пословицами, необходимо собрать их.)

1 группа. Собрать пословицу и объяснить смысл 1 пословицы.

Друг верен, во всем измерен.

Друг познается при рати да при беде.

Друг- ценный клад, недругу никто не рад.

Друга иметь – себя не жалеть.

1 группа. Собрать пословицу и объяснить смысл 1 пословицы.

Друга ищи, а найдешь – береги.

Друга на деньги не купишь.

Дружба что стекло: сломаешь – не починишь.

Дружный табун волков не боится.

Работают в группах с ситуациями.



























Отвечают на вопросы









































Собирают пословицы о дружбе.


Познавательные УУД: анализ и синтез информации.

6.

Рефлексия. Коррекция.

Организует работу по учебнику:

— Продолжить читать текст и сделать пометки на полях:

«+» — знаю

«V» — новое

— О чем прочитали?

— Назвать черты дружбы?Запишем на доске.

  • Что нового определили для себя из текста?

Учащимся предлагается оценить свою готовность быть настоящим другом с помощью теста»Настоящий друг».

Читают и анализируют текст учебника на странице 32- 33; делают пометки на полях:

«+» — знаю

«V» — новое



Осуществляют самооценку


Познавательные УУД: «Визуализация понятия» в форме групповой рефлексии.

Познавательные УУД: анализ и синтез информации.

7

Подведение итогов

Подводит итог урока, используя метод синквейна.


Составляют синквейн.

Познавательные УУД: «Прием информации» (осознанное построение речевых высказываний; высказывания своего собственного мнения).

9

Домашнее задание

(по выбору)

  • Написать рассказ о своем друге.

  • Расспросить у родителей об их школьных товарищах — составить мини сочинение.

  • Подобрать иллюстрации по теме урока «Настоящий друг»


Приложение к уроку

«Притча о настоящей дружбе»

В одной далёкой стране жили два друга.

Они были самыми настоящими друзьями! Вместе работали, отдыхали и вместе праздновали успех.

Любые решения они принимали сообща.

Никто никогда не видел, чтобы они ссорились или даже просто были друг другом недовольны. Но что самое главное — друзья, ни разу не поставили свои личные отношения в зависимость от мнения окружающих.

Слухи об их уникальной дружбе докатились до правителя той страны, в которой они жили.

И велел он привести к себе неразлучных друзей.

— Вы действительно настоящие друзья или мне неправильно доложили? Тогда я просто казню осведомителей, да и дело с концом.

— Не надо никого казнить, владыка. Ты получил верные сведения, мы действительно настоящие друзья. Сегодня же я хочу убедиться, что вы не лжёте. Возможно, искренне заблуждаетесь. Но, в любом случае, мне приятно было бы убедиться, что настоящая дружба существует.

С этими словами правитель приказал схватить друзей и заточить в холодное, сырое подземелье: каждого — в своё. Полная изоляция от мира, ни один лучик света не должен касаться их лиц. Между узниками был исключён малейший контакт.

Стражники получили исчерпывающее указание: «Не кормить, а воду пусть со стен слизывают!».

Жаловаться на судьбу несчастные отныне смогут лишь крысам, в обществе которых и проведут остаток своих дней, если: Друзьям выдвинули следующее условие: тот, кто первый взмолится о пощаде, того немедленно освободят, а его друг умрёт мучительной смертью.

Страшный эксперимент длился целый месяц.

Никто из друзей не попросил о снисхождении. Обоих вынесли из темницы истощёнными и бездыханными. Долгое время их приводили в чувство лучшие врачи королевства.

А потом, когда они пришли в себя настолько, что могли говорить, правитель снова пригласил к себе.

— Герои! Я благодарен вам за преподанный мне урок и хочу извиниться за доставленные неудобства: Зато теперь я абсолютно точно знаю, что настоящая дружба существует.


«Настоящий друг» М.Пляцковского, В.Савельева


Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит —
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит —
Вот что значит настоящий верный друг.


Мы поссоримся и помиримся,
«Не разлить водой», — шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придёт на помощь —
Вот что значит настоящий верный друг.
В полдень или в полночь друг придёт на помощь —
Вот что значит настоящий верный друг.

Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту —
Вот что значит настоящий верный друг.

Нужным быть кому-то в трудную минуту —
Вот что значит настоящий верный друг.

Нужным быть кому-то в трудную минуту —
Вот что значит настоящий верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту —
Вот что значит настоящий верный друг.







В.Осеева

«До первого дождя»

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

— Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.

— Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В детском саду воспитательница сказала:

— Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

— У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.

— Так вы могли бы укрыться одним плащом, — сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.


Тест «Настоящий друг»


Предлагается три варианта ответов:

  • да — если вы полностью согласны с утверждением,

  • нет — если вы не согласны,

  • не знаю- если вы не имеете четкого ответа.

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ —

1. Делится новостями о своих успехах.
2. Оказывает эмоциональную поддержку.
3. Добровольно помогает в случае нужды.
4. Стремится,чтобы другу было приятно в его обществе.
5. Не завидует другу.
6. Защищает друга в его отсутствие.
7. Терпим к остальным друзьям своего друга.
8. Хранит доверенные ему тайны.
9. Не критикует друга публично.
10. Не ревнует друга к остальным людям.
11. Стремится не быть назойливым, не надоедает.
12. Не поучает, как нужно жить.
13. Уважает внутренний мир друга.
14. Не использует доверенную тайну в своих целях.
15. Не стремится переделать друга по своему образцу.
16. Не предает в трудную минуту.
17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.
18. Понимает состояние и настроение друга.
19. Уверен в своем друге.
20. Искренен в общении.
21. Первым прощает ошибки друга.
22. Радуется успехам и достижениям друга.
23. Не забывает поздравить друга.
24. Помнит о друге,когда его нет рядом.
25. Может сказать другу то, что думает.

Обработка результатов

За каждый ответ «да» поставьте себе по 2 балла, за ответ «не знаю» — по 1 баллу, а за ответ «нет» — 0 баллов.

Суммируйте полученные очки и сравните их с интерпретацией результатов.

Интерпретация результатов

От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств настоящей дружбы. Видимо, вам до сих пор не везло на друзей. Скорее всего, вы не доверяете людям, относитесь к ним настороженно. Из-за этого с вами очень трудно дружить.

От 15 до 35 баллов. У вас уже есть определенный опыт настоящей дружбы, но были и серьезные ошибки, в результате которых вы разочаровывались в друзьях. Хорошо, что вы по-прежнему верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

От 36 до 50 баллов. Вы настоящий друг, хорошо понимающий, что значит верная и преданная дружба. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.

Свежие документы:  Конспект урока по ОРКСЭ. РАЗРАБОТКИ ПЕРВОГО УРОКА «РОССИЯ – НАША РОДИНА»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: