Конспект урока для 4 класса «Этикет»


Конспект урока по модулю


«Основы светской этики» курса ОРКСЭ) 4 класс


Тема урока: Этикет.


Цели урока: познакомить детей с первичными представлениями об этикете; объяснить, что такое правила поведения; учить замечать и объяснять какие поступки противоречат правилам этикета; создавать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке.



Планируемые результаты


Личностные


Искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений


Регулятивные


Учить обнаруживать и формулировать учебную проблему, работая по составленному плану, использовать дополнительные средства (справочная литература, учебник).


Познавательные


Самостоятельно отбирать и сопоставлять информацию, полученную из разных источников, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.


Коммуникативные


Организовывать учебное взаимодействие в группе, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения.



Тип урока: знакомство с новым материалом.



Методы и технологии обучения: деятельностный метод; проблемный диалог; исследовательская деятельность, игровая с элементами драматизации.


Формы организации познавательной деятельности учащихся: самостоятельный поиск информации; групповое решение проблемы; ролевая игра.



Технические средства, наглядность: персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация, электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики», учебное пособие «Основы светской этики», карточки с заданиями, индивидуальный раздаточный материал, словари, энциклопедии.


Ход урока.

Организационный момент.


Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на уроке. Улыбнемся друг другу. Садитесь.



Постановка проблемы.


Прочитайте пословицы с доски



Не гляди в лицо, гляди на обычай.


От приветливых слов язык не отсохнет.


Чего в другом не любишь, того и сам не делай


От учтивых слов язык не отсохнет.


О чем эти пословицы? Объясните их смысл.


Как вы думаете, какова же будет тема нашего урока?


Да, вы правы, мы будем говорить о правилах поведения в обществе.



Актуализация знаний.


Скажите, какое общество вас окружает в течение дня? А есть ли правила, которые вы соблюдаете в этом обществе? Это правила хорошего поведения.



Поиск решения проблемы.


Кто знает, каким, словом называют правила хорошего поведения? В какой стране произошло это слово? Найти ответы на эти вопросы вы сможете самостоятельно, пользуясь учебникомс.56 и страницами толкового словаря и энциклопедии. Работаем в парах, помогаем друг другу.


Итак, кто может рассказать про это слово? Кто дополнит?



Знакомство с новым материалом.


Мы определили, что правила поведения в обществе называют словом «этикет». Слайд.


И хотя это слово произошло не так давно, правила поведения вырабатывались многие сотни лет. Еще до нашей эры в Древнем Египте появилась рукопись под названием «Поучения Кочемни» В ней в виде бесед отца и сыновей рассказывалось как себя вести.

Свежие документы:  Эссе «Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ»


В Средние века в Европе были написаны множества трактатов о правилах поведения. Например: «Кодекс рыцарской чести». Слайды.


На Руси тоже были такие книги. Она из первых «Поучения» Владимира Мономаха, затем «Домострой» и наконец, в 1717г при Петре 1 появилась книга «Юности честное зерцало», по которой учили дворянских детей хорошим манерам. Слайд


Этикет бывает разным: речевой, телефонный, столовый, свадебный и т д. Слайд


Сегодня, мы рассмотрим лишь несколько видов этикета, и некоторые правила вы сможете определить сами. По итогам нашей работы мы составим альбом «Этикет».


Мы будем работать по группам.



Групповая работа


Задание для первой группы: Приведите примеры соответствия одежды и ситуации. Вы должны определить, какую одежду нужно надеть для посещения спортзала, театра, школы. А в какой одежде мы ходим дома, на

прогулке. Название одежды наклеиваем на листок с названием места посещения. При подготовке используйте материал учебника на с. 56-57, энциклопедии, собственные наблюдения.



См. приложение



План вашей работы такой: 1.Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.


2. Выберите выступающего (можно выступать всей группой)


3.Выступите.


4.После выступления ответьте на вопросы.



Задание для второй группы: Речь и этикет. Определите, какими словами приветствуют людей разных возрастных и социальных групп. На листочки с изображением людей наклейте соответствующие слова приветствия. При подготовке используйте материал учебника на с. 56-57, свой жизненный опыт. См. приложение


План работы:


1.Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.


2. Выберите выступающего (можно выступать всей группой)


3.Выступите.


4.После выступления ответьте на вопросы.



Задание для третьей группы: Вы должны подобрать окончания пословиц, в которых говорится о правилах поведения. См. приложение


План вашей работы:


1.Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.


2. Выберите выступающего (можно выступать всей группой)


3.Выступите.


4.После выступления ответьте на вопросы


Физминутка



Если хочется пить, то колодец копай


Если холодно станет, то печь истопи.


Если голоден, то испеки каравай.


Если ж ты одинок, то чуть-чуть потерпи


И потянутся путники по одному


И к воде, и теплу, и к тебе самому!


(Дети выполняют движения руками, наклоны, повороты в соответствии с текстом каждой строки.)


Мы продолжаем разговор о том, что такое правила этикета. Ведь ещѐ Дж. Свифт говорил: «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение». Вы искали ответы на вопросы, выполняя разные задания. Сейчас послушаем выступление групп.

Свежие документы:  Урок по ОРКСЭ "Добродетель и порок"


Первая группа расскажет нам о выборе одежды.


Какое же главное правило при выборе одежды? Действительно, одежда должна быть выбрана уместно, т.е. выбор одежды зависит от того места, куда вы хотите отправиться.


Вторая группа расскажет нам, как и какими словами нужно здороваться с разными людьми. Речь – важнейшее средство общения между людьми. А вежливая речь, гораздо эффективнее.


Молодцы! Давайте немного отдохнем и попробуем применить знания на практике. Выбираем листочки с ролями, и приветствуем друг друга. (Дети получают листы с надписями «мама» — «сын», «приятель» — «приятель», «Учитель»- «ученик», «пожилой человек» — «мальчик» и ищут подходящие слова приветствия)



А кто может сказать, можно ли приветствовать друг друга без слов? Приведите примеры.


У вас на партах листки из энциклопедии. Прочтите и найдите, каким жестом приветствовали друг друга китайцы…лапландцы…японцы.. Отлично.


Теперь заслушаем третью группу. Ведь народная мудрость накапливалась веками, и до сих пор актуальна. Вот и получился у нас альбом про этикет. Скажите, как мы его можем использовать? (перечитывать самим, читать малышам, пойти в другие классы с сообщениями)




Рефлексия.


Скажите, откуда люди узнают правила этикета? Из каких источников мы можем получить информацию о правилах этикета? Вернѐмся к пословицам, которые разбирали в начале урока?


Выражение решения проблемы


Дополните фразу.


Мы сегодня много говорили о..



Спасибо за работу на уроке. Дома подумайте и запишите слова-прощания.


















Приложение


Салют, привет, здорово, моё почтение,


Честь имею,


Желаю здравствовать, приветствую Вас, здравствуйте,


добрый день,


здравия желаю,

доброе утро



Нарядное платье

пиджак,


халат,


джинсы,


спортивный костюм, галстук,


брюки,


футболка,


шорты,


школьная форма, сарафан,


юбка,


блузка











Тест

Слово «Этикет» появилось в:



Германии


Франции


Англии


России



Правила этикета помогают:


В общении с незнакомыми людьми


Побеждать в спортивных соревнованиях


Подбирать уместную одежду


Хорошо учиться


Правильно вести себя за столом



Выбор одежды с точки зрения этикета зависит от:


Вкуса


Времени года


Моды


уместности










Заключение

Проделанная работа поможет привлечь внимание детей к умению деликатно и предусмотрительно относится к окружающим людям, вести себя в зависимости от требований и конкретной обстановки, чувствовать себя комфортно. Задуматься и, надеемся, положительно ответить на следующие вопросы:

1.Хотели бы вы чувствовать себя свободно в любом обществе?

2.Хотели бы вы нравиться себе и окружающим?

3.Хотели бы вы иметь хорошие манеры, широкий круг интересных знакомых и быть «душой компании»?

Свежие документы:  Конспект урока на тему "ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. связь слов в предложении"














скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: