Конспект урока на тему «Православный храм»


Тема урока: Православный храм.

Тип урока: Урок первичного изучения и закрепления новых знаний.

Цели урока. 1.Познакомить учащихся с понятием храм и его местом в жизни христианина, с правилами поведения в храме.

2.Сформираовать у учащихся представление об

устройстве православного храма.

3.Формировать умение устанавливать взаимосвязь

между религиозной культурой и поведением людей ,соотносит

нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры.

4.Воспитывать понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

Оборудование и материалы. Учебник «Основы религиозных культур народов России», А.Н.Сахаров. К. А.Кочегаров, презентация «Православные храмы», карточки для индивидуальной работы «Раскрась храм по своему замыслу», видеофильм о храмах, «Словарь русского языка» С.И.Ожегова.

Ход урока.

1.Вводная часть урока.

1.1. Вступительная беседа.

Учитель. На прошлом уроке мы говорили о значении в христианстве почитания святых, о том, что Борис и Глеб совершили важнейший духовный подвиг.

Что же по — вашему, христианский подвиг?

Каких христианских святых вы знаете?

1.2. Проверка домашнего задания.

Рассказы учащихся о христианских святых.

2.Актуализация знаний.

2.1. На доске записаны пословицы или показаны на слайде. Обсуждение пословиц:

«У бога милости много».

«Не стоит город без святого, селение без праведника».

Учитель. Как вы понимаете смысл этих пословиц?

2.2.-Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд. Он перед вами на доске. Нужно отгадать четыре слова, а ключевым словом будет название темы нашего урока.

Вопросы к кроссворду.

а) Как называют главу церкви ? (Патриарх)

б) Могущественный князь, крестивший Русь.(Владимир)

в) Установленный текст, который читают верующие при обращении к богу, к святым. (Молитва)

г ) Имя одного из самых почитаемых святых Русской православной церкви. В юности до принятия монашества его звали Прохор. (Серафим)

Учащиеся разгадывают кроссворд. Ключевым словом по горизонтали является слово Храм

П

В



А

Л

М

С

Т

А

О

Е

Р

Д

Л

Р

И

И

И

А

А

М

Т

Ф

Р

И

В

И

Х

Р

А

М



3. Сообщение темы урока.

Учитель объявляет тему урока. «Православные храмы»

4. Основная часть урока.

4.1.Работа над новым материалом.

-Как вы считаете, что такое храм?

-Что такое православный храм?

Метод « Мозговая атака».

(Развитие креативного мышления. Мозговая атака используется для создания банка идей, из которых можно выбрать более удачную)

Варианты ответов учащихся. Храм — это главное место общения человека с Богом.

Свежие документы:  Конспект урока по ОРКСЭ "Любовь и уважение к Отечеству" 4 класс

Храм-это дом Божий.

Учитель предлагает учащимся найти в словаре Ожегова слово Храм

Из словаря Ожегова — Храм-Дом Божий, специальное строение, предназначенное для соборных молитв. Богослужения.

-На сегодняшнем уроке мы будем работать по следующему плану.

(Используется слайд)

План.

а) Храм, его место в жизни христиан.

б) Первые христианские храмы на Руси.

в) Основание главного русского храм в Киеве.

г) Самый знаменитый русский храм.

д) Фреска и мозаика.

е) Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

ж) Устройство православного храма.

з) правила поведения в храме.

4.2.Вступительное слово учителя о православных храмах сопровождается показом слайдов и фрагментов видеофильма (Учащиеся слушают звон колоколов).

4.3.Работа с учебником.

Чтение текста учебника (46-53)с комментарием учителя.

Обсуждение иллюстраций.

-Почему храм получил название Десятинная церковь?

Обратите внимание на ударение в слове, чтобы не ошибиться в произношении.

— Кто, по мнению ученых, запечатлен на одной из фесок Софийского собора.

— Почему Софийский собор называется собором?

Учащиеся говорят, что все жители древнего города молились в нем вместе -соборно.

-Какие слова – синонимы вы бы подобрали к словам вместе, соборно?

-Вы узнали, что фреска – это роспись красками по сырой штукатурке.

— Кто знает, что такое штукатурка? (Учитель поясняет учащимся, может показать на примере)

-Обратили ли вы внимание, что количество куполов у храмов разное. И это не случайно. Как вы думаете, с чем это связано?

(Учитель объясняет, что именно обозначает количество куполов храма.)

(Святая Троица, Бог Един, Божественная и человеческая природа Спасителя, Спаситель и четверо евангелистов, Четверо евангелистов)

-Каждый храм является неповторимым шедевром зодчества. Древнейшими из сохранившихся, являются Софийский собор в Новгороде и Киеве. Софийский собор в Новгороде имеет много общего с собором в Киеве, но гораздо проще, строже, мощнее, суровее.

Великий художник И.Э. Грабарь сказал о церкви Спаса- на – Нередине в Новгороде: «…В его зодчестве (новгородца) такие же, как сам он, простые, но крепкие стены…

Могучие силуэты, энергичные массы. Идеал новгородца- сила, и красота его – красота силы».

Робота по вопросам учебника (с.53)

5.Закрепление материала. Подведение итогов урока.

5.1.Чтение с остановками.

Работа с ключевыми словами.

Инсерт (или условные значки)

Учащимся предлагается проработать текст, используя определенные условные значки (например: -^; это для меня новое, -+; вызвало интерес -!;это осталось непонятным -?;). Ученики читают текст и одновременно делают пометки на полях. При чтении заполняют таблицу.

Свежие документы:  Методическая разработка урока по теме «Стыд, вина и извинение» модуль ОРКСЭ

(Применение этого приема способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать поступающую информацию, а также умению выделять новое)

Уже знал

Новое

Интересно

Неясно, есть вопросы

^

+

!

?



— Вспомните, какие православные храмы есть в нашем городе? Как называются?

-Почему присутствие на богослужениях в храме- важная часть жизни каждого верующего? Найдите подтверждение в учебнике и прочитайте.

— Как вы понимаете смысл пословицы «С верой нигде не пропадёшь»?

-Что вам понравилось в сегодняшнем уроке? Что интересного узнали?

В заключении урока предлагаю вам выполнить творческую работу.

5.2 Выполнение творческой работы. (Каждому ученику учитель раздает лист, на чёрно-белом фоне которого нарисован храм, его нужно раскрасить по своему замыслу.)

Учитель объясняет задание учащимся.

— У каждого из вас есть лист с изображением храма. Раскрасьте храм по своему замыслу. Какое впечатление должен производить раскрашенный вами храм : чистота, величие, возвышенность, торжественность, нарядность, простота, мягкость, нежность или другое?

Если замысел не удастся, попробуйте по- другому : нарисуйте на отдельном листе свой храм и раскрасьте.

6. Домашнее задание. Доделать творческую работу или нарисовать свой проект.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: