Конспект урока на тему «Совесть. Долг»


Учреждение:

МБОУ «СОШ № 7″

Педагог:

Плотникова Оксана Валерьевна

Предмет:

Светская этика

Тема

«Совесть. Долг.»

Цель:


— помочь учащимся осознать чувство совести и долга, как одного из морально-этических ценностей в обществе.

Задачи урока:

Обучающие 

  • раскрывать значение понятия «совесть», «долг»;

  • формировать у учащихся осознание чувства совести и долга, как одного из морально-этических ценностей в обществе

Развивающие 

  • развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

Воспитательные 

  • воспитывать ценностное отношение к  людям.

Тип урока

Урок открытия нового знания

УУД

Регулятивные действия.

  • постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

  • выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения,

  • совместная постановка учебных целей и задач

Личностные УУД

  • ориентация в нравственном содержании и в смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • развитие этических чувств (вины, совести) как регуляторов поведения;

  • выделение нравственного содержания поступков на основе моральных норм;

  • проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение поступка с моральной нормой;

Познавательные УУД

  • формулирование познавательной цели;

  • построение логической цепи рассуждений, доказательство;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

  • овладение логическими действиями ,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • объяснение явлений, процессов, связей и отношений выявленных в ходе урока;

Коммуникативные УУД

  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

  • учёт разных мнений;

  • адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;

  • взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия;

Планируемые результаты

  • Усвоение новогопонятия;

  • Умение пользоваться новым понятием;

  • Умение работать в группе, высказывать собственное мнение;

  • Доброжелательное и уважительное отношение друг к другу;

  • Осознание чувства совести и долга, как одного из морально-этических ценностей в обществе

Основные понятия

Совесть, долг.

Оборудование:


Компьютер, мультимедийный проектор, музыка, слайд-презентация, доп. материал на бумажных носителях для работы в группах







Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся. УУД

I. Организационный момент.

(1 мин)


1. Приветствие.

Психологический настрой:

(дети стоят, взявшись за руки)

Добрый день солнцу и птицам,

Добрый день улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть добрый день длится до вечера.

Мы рады видеть каждого из Вас!

И пусть прохлада в окна дышит,

Нам здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

— Здравствуйте, ребята!

Молодцы. Садимся и начинаем работать.












Закройте глаза. Мысленно пошлите сердечное тепло друг другу. Откройте глаза, улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.

II.Мотивация (самоопределение к деятельности)

( 3 мин)

2. Вступительное слово педагога:

— На протяжении всей жизни мы чему-то учимся, узнаём что-то новое. Но есть такие понятия, о которых лучше узнать как можно раньше. Это значительно облегчит нашу жизнь, и она станет радостней. И вот об одном из таких понятий мы сегодня узнаем на уроке. Я предлагаю вам послушать стихотворение и сказать о каком понятии мы сегодня будем говорить:

Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите в человеке?

Конечно, разум – первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел.
 
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоняя.
Второй ответил:
 – Воля на пути,
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (
пауза)…

Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека –…..(
совесть!) 

Как вы думаете, что ответил третий мудрец?

И сегодня мы поговорим о ……

— Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать сегодня на уроке?





Скажите, знаете ли вы, что такое добро и зло?

Нужно ли говорить об этом часто?

Если мы будем забывать эти правила, то легко можем попасть в злые сети. Как же не попасть в сети зла?



















— совесть

совести.

-Что такое совесть?

-Нужна ли она человеку?

-Что значит поступать по совести?

Какая совесть бывает чиста?


-да

— об этом нужно говорить всегда! Потому что есть люди, которые забывают хорошие правила жизни.А если мы забываем о правилах жизни – это страшно.


III.Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

( 5 мин)









4.Создание проблемной ситуации.

Тренинг «Как не попасть в сети зла?

Объясню на пальцах. Объяснение.

Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? 

Какой надежный щит поставить на пути зла? (подсказка – положительные качества человека )








— А что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок?









В самом начале, на мизинце.

Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.

(Дети поочерёдно называют положительные качества,)

стыд, вину, огорчение, грусть, тяжесть на душе

IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.

(10 мин)



5. Выход из проблемной ситуации:

Я хочу обратить ваше внимание на рассказ для детей А.П. Гайдара «Совесть». Вроде бы детский рассказ, но какая до боли знакомая история. История, которая может случиться с каждым из вас.(чтение рассказа)

Проведём исследование.

Использование метода «Кластер».


Какое впечатление произвела на вас Нина?

— Какие чувства испытывала Нина?




 Каким был мальчик, которого встретила Нина?





— Оцените поступок Нины. Почему же Нина заплакала? Как вы понимаете выражение «грызла беспощадная совесть»? 

Переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, давая зарок не совершать ничего подобного впредь, человек чаще всего не понимает, что в этот момент звучит голос его собственной совести, не знает, как назвать происходящее с ним.

Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, что надо сделать?

— Мы узнали значение слова совесть, опираясь на эти знания, я предлагаю вашему вниманию определения, чтобы выяснить какое еще понятие дополняет понятие совесть?

  • Денежный

  • Служебный

  • Профессиональный

  • Гражданский

  • Моральный

— К какому понятию относятся эти определения? относятся

Приведите примеры, в каких случаях мы используем слово «долг»?

— Слово «долг» употребляют в разных значениях, но в любом случае имеются в виду некие обязанности или обязательства, которые необходимо выполнить независимо от своих желаний.

Долг – это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм.

— Итак, в дальнейшей работе я предлагаю ключевые понятия «долг» и «совесть» использовать как девиз нашего урока.

Еще раз закрепим, чем различаются «долг» и «совесть»?



3

2

— ответы учащихся

— ответы учащихся









пойди и извинись.











к понятию «долг».


— ответы детей









Совесть – это голос, звучащий внутри нас.

Долг – это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм.

V. Выражение

решения проблемы.

(7 мин)

6. Работа над темой урока:

«Минута раскаяния»

На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

А чтобы совесть не молчала,  нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать.

Упражнение совести — это работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков. При  такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. 

Давайте сейчас проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним, свои плохие поступки на этой неделе, в чем мы глубоко раскаиваемся. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», –  гласит русская пословица.

-Я хочу ребятам, вам напомнить, что совесть наш внутренний контролер, наш судья. Чтобы совесть была всегда чиста, совершайте как можно больше добрых и хороших поступков.

Самое главное украшение человека – это его чистая совесть. Как вы поняли это выражение?
















Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают.











— ответы детей

Физминутка (1 мин)

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.


VI.Выполнение продуктивных заданий по теме.

Работа в группах.

Закрепление


(8 мин)

7. Работа в группах.

У вас на столах лежит конверт, в нем вы найдете разные правила, постарайтесь выбрать из них те правила, которые относятся к совестливому человеку.

Ребята, скажите, в какой форме вы сейчас будете работать?

Вы помните правила работы в группах?

Давайте освежим эти правила в своей памяти.

Как только ваша группа закончит работу, сразу подайте свой знак.

После завершения работы, руководитель от каждой группы вывешивает свои правила на доску и зачитывает их.

А сейчас после того, как вы составили правила совестливого человека я хочу предложить каждой группе по одной ситуации, послушав которую вы должны посовещавшись в группах сказать, как вы поступите в данной ситуации.

«100 рублей»

У вас есть 100 рублей, которые вы накопили, чтобы купить подарок на Новый год своей маме. Придя утром в школу, вы узнаете, что у вашего одноклассника случилось несчастье. Ночью произошел пожар и у него сгорел дом и все, что было в доме. Учитель предложил помочь семье одноклассника кто, чем может. Как вы поступите в данной ситуации?

«Сотовый телефон»

Вы с другом нашли в школе в коридоре сотовый телефон. Друг предложил ни кому не говорить о находке, а телефон оставить себе. Ваши действия?

«Находка»

Вы нашли чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему на всю жизнь бы хватило. Но в кошельке оказалась визитка хозяина. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Ваши действия





— в группах

— да


— чтение правил со слайда


— работа по группам

— организационное обсуждение предложенных правил от каждой группы











— обсуждение ситуаций по группам


VIII. Итог урока. Рефлексия.

(5 мин)


Ребята, скажите, что подсказывало вам в момент обсуждения сделать правильный выбор?

Выслушав ваши высказывания и заслушав правила, которые вы сейчас озвучили я понимаю, что вы хорошо усвоили, что значит, жить в чистой совестью.

Перед вами на партах лежат бумажные заготовки в виде белых облаков, на облаках белых, как чистая совесть, напишите, какой вы совершили поступок, руководствуясь своей совестью.

Теперь я предлагаю вам, вывесить свои облака со своими поступками рядом с нашими правилами.

-Что у нас получилось?

Объединяя все ваши поступки, читая наши правила мы создали по символ, на котором держится весь мир – это символ совести. И на память о сегодняшнем уроке я бы хотела вручить вам памятки со сводом правил совестливого человека, который вы сегодня составили.

И завершить наш урок мне бы хотелось словами стихотворения о совести поэта Олега Воротынского:

Зеркало — где отражается душа.

Способность отделить, добро от зла.

Это в душе — зажженная свеча.

Возможность честно, посмотреть в глаза.

Несправедливость видя, не молчать.

Свершится злу, готовность помешать.

Заботу дать, как постареет мать.

Поступки добрые, от сердца совершать.

О.Воротынский

Д/з:

  • обязательный уровень: Работа с текстом учебника с.57-58.Ответить на вопросы. с.58

  • творческая работа по выбору:

*найти и красочно оформить:

— пословицы о совести и долге;

— высказывания мудрых людей о совести и долге;

— совесть





Дети записывают свои поступки и вывешивают их вокруг правил.



Один из детей их зачитывает.













Свежие документы:  Духовно-нравственное воспитание в условиях дополнительного образования детей

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: