Конспект урока ОРКСЭ (модуль Светская этика) в 4 классе «Добро и зло»



Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №810

города Москвы










Конспект урока ОРКСЭ

(модуль Светская этика)
в 4 классе

«Добро и зло»







Подготовила учитель начальных классов

Небольсина Яна Игоревна




Москва

2014


Цель: Сформировать у учащихся представление о добре и зле.

Задачи: Научить отличать добро от зла; показать, что данные понятия неоднозначны.

Оборудование: учебник Основы светской этики 4-5 класс Автор А. Я. Данилюк.

Тема: Добро и зло (урок первый) .

Организационный момент.

Приветствие.

Повторение пройденного материала.

  1. Что такое этика и кто её основатель?

  2. Что такое светская этика?

  3. Что такое мораль?

  4. Приведите примеры духовной и материальной культуры.

  5. Назовите особенности морали.

Ответы учащихся.

Для чего мы с вами сейчас повторяли пройденный материал?

Ответы учеников (формирование осознанного восприятия всех компонентов урока).

Подведение учащихся к формулировке темы урока:

Послушайте историю из жизни москвичей 19 века:

На улице, у тротуара, установили столб с фонарем для освещения. Одни люди радовались, что темная часть улицы теперь освещена, и уже никто не оступится в темноте. А другие сердились, говоря: «Если фонарь погаснет, то уже наверняка можно будет о столб разбить голову».

***

Так обычный столб может радовать одних и огорчать других, для одного человека быть добром, а для другого злом.

Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.



Ответы учеников.

Совершенно верно.

Теперь подумайте и попробуйте самостоятельно дать определение добру и злу.

Что в вашем понимании можно назвать добром, а что злом?

Ответы учащихся.

А теперь мы обратимся к учебнику. Посмотрим, какое определение предлагают нам авторы нашего учебника. Откройте страницу 12-13, прочтите параграф №5 , найдите в нём определение добра и зла и запишите их ваши тетради.

Ученики, первыми справившиеся с заданием, читают определения, которые они выписали из учебника.

Работа с картинкой и текстом учебника.

На странице 12 показаны картинки, что вы можете о них сказать?

Ответы учащихся.

Создание проблемной ситуации.

Послушайте притчу:

Как-то раз человек проходил мимо дерева и случайно заметил кокон, через маленькую щель которого пыталась вылезти бабочка. Он остановился и стал наблюдать за усилиями бабочки, но прошло довольно много времени, а щель оставалась такой же узкой. Через некоторое время бабочка совсем обессилела, так как совсем перестала двигаться, и тогда человек решил ей помочь: кончиком перочинного ножа он расширил щель в коконе, и бабочка оказалась на воле. Мужчине казалось, что вырвавшись на свободу, бабочка должна сразу расправить крылышки и взлететь, но этого не произошло. Недоразвитые крылышки бабочки с трудом двигались, а тельце было немощным и слабым. Человек еще долго стоял и ждал, что же будет дальше. Он все надеялся, что бабочка взлетит, но этого так и не произошло.
Остаток своей жизни эта бабочка провела, ползая по земле и с трудом таская свои недоразвитые крылья.

Какой вывод можно сделать из этой притчи?

Ответы детей.

Добро сделал для бабочки человек или зло? Поясните свой ответ.

Ответы детей.

Почему творить добро совсем не просто?

Ответы учеников.

В каких ещё случаях добро может обернуться злом? Что делать, чтобы этого избежать?

Ответы детей.

Почему важно бороться со злом? Обоснуйте свою точку зрения.

Ответы учеников.

Что необычного вы заметите, открыв содержание учебника на странице 3?

Ответы детей.

Почему теме «Добро и зло» авторы учебника уделили целых 2 параграфа? Значит ли это, что мы с вами будем изучать её целых 2 урока?

Ответы детей.

В заключение урока отрывок стихотворения Дмитрия Колганова:

Как часто в жизни дело иль предмет
Одним даруют благо, прочим – вред.

И шаг души, проникнутый Добром,
К нам может возвратиться лютым Злом

Темна природа Зла, а суть Добра,
Душой непостижима и мудра…

Рефлексия.

Что вам понравилось на сегодняшнем уроке? Что запомнилось?

Как каждый из вас сегодня оценивает свою собственную работу на уроке?

Поднимите руку, кто считает свою работу на уроке активной и плодотворной.

Поднимите руку, кто считает свою работу сегодня недостаточно активной и постарается быть активнее на следующем уроке.

Учитель устно оценивает особенно активно работавших на уроке учеников.

Как вы думаете, какой будет тема следующего урока ОРКСЭ?

Ответы учащихся.



Домашнее задание:

Дома вместе со взрослыми найдите в литературе, Интернете примеры о добре и зле в разные исторические эпохи.

Есть ли вопросы по выполнению домашнего задания?

Спасибо за урок.



















Список использованной литературы:

Учебник Основы светской этики 4-5 класс Данилюк А. Я; М, Просвещение 2013


Использованные Интернет-ресурсы:

https://pritci.ru/publ/5-1-0-2921

https://v-garmonii-s-soboi.ru/dobro-i-zlo/urok-babochki

https://newlit.ru/~kolganov/3570.html

https://copypast.ru/2008/11/07/page,3,i_snova_babochki.html



Свежие документы:  Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию в 1 классе «Изучи, познай, сохрани»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: