Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
«Горковская средняя общеобразовательная школа»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока по курсу ОРК и СЭ
на тему:
«Древние верования и религиозные культы»
Яковлева С. В.
учитель начальных классов,
МБОУ «Горковская СОШ»
Шурышкарский район.
2013 год
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль: «Основы мировых религиозных культур»
Класс 4
№ урока 4
Тема урока: Древние верования и религиозные культы
Цель: освоение учащимися первичных представлений о предпосылках возникновения и нравственных основах мировых религий; формирование у учащихся первичных представлений о возникновении религий.
Задачи урока:
Обучающая: ознакомить учащихся с историей возникновения первых религий.
Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к разным религиозным культурам, к духовным традициям коренных народов Ямала.
Развивающая: развивать образную, эмоциональную речь, формировать коммуникативные способности.
Ожидаемые результаты урока:
Обучающиеся узнают: как возникли первые религии.
Обучающиеся научатся: видеть общность истоков всех религий.
Обучающиеся освоят: первичные представления об истории возникновения религий.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма организации деятельности обучающихся: групповая, фронтальная.
Методы: проблемного обучения, частично-поисковый, рефлексивной деятельности.
Педагогические технологии: проблемно-диалогическое обучение.
Методическое обеспечение: Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. Под редакцией Т.Д.Шапошниковой. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Дрофа. 2012 г.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, презентация, аудиозапись, видеофрагмент.
Межпредметные связи: литература, история, музыка.
Основные понятия: анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, культ, ритуал, традиция, многобожие.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |
1.Организацион-ный этап
| Приветствие, фиксация готовности обучающихся и кабинета к учебному занятию, организация внимания школьников. |
|
|
2. Этап усвоения новых знаний и способов деятельности
3.Формулирова-ние темы урока.
4. Первичное закрепление.
5. Этап усвоения новых знаний и способов деятельности
| 1.- Ребята, сейчас мы побываем с вами в Древней Греции. Послушайте миф «Олимп» из книги Н.Куна «Легенды и мифы Древней Греции». (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) ( Аудиозапись мифа «Олимп» сопровождается показом презентации) Вопросы учителя по содержанию мифа: — Какой бог был самым главным богом Олимпа в Древней Греции? — Был ли он единственным богом? — За что отвечает каждый из богов Олимпа? — Какую религию называют «многобожием»? — Можно ли религию древних греков назвать многобожием? — Как вы думаете, почему люди на заре своего существования верили в то, что существует много богов? 2. — Что вам ещё известно о древних верованиях? Об этом вы сможете узнать ещё больше, выполнив задания в группах. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) При работе с текстом каждая группа должна найти определение термина и ее основные характеристики: анимизм, тотемизм, фетишизм и совместно заполнить кластер. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) После выступлений обучающихся: — Сформулируйте тему урока. Учитель открывает центр круга в кластере, который был закрыт. Обучающиеся сверяют формулировку темы: «Древние верования». Учитель на слайдах демонстрирует изображения. Задание: соотнести изображение с культом или верованием, обосновать свой выбор. Физкультминутка (электронное приложение) 1.- Как вы думаете, а в наши дни остались верования из далёкой древности? Звучит аудиозапись «Песня шамана». (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) Вопросы учителя: — Что вы слышите? — Кто такой шаман? Как называется это действие шамана? 2.- А теперь прочитайте определение на слайде. Шаман – человек, служитель культа, совершает, ритуалы, обряды, является посредником между миром людей и миром духов.
— Какие слова вам не понятны? Сможете ли вы объяснить значение этих слов? Найдите определение этих слов в толковом словаре: обряд, культ, ритуал. Проверка выполнения задания. 3.Просмотр видеофрагмента камлание шамана. Вопросы по группам:
4. Работа с высказываниями П.Проскурина (слайд 22) Задание: Прочитайте высказывания нашего земляка, писателя. Как вы понимаете эти высказывания? Чему они нас учат?
| Слушают аудиозапись
Отвечают на вопросы
Отвечают на вопрос Класс делится на 3 группы
Обучающиеся в группах работают с текстом, выполняют задания, заполняют заранее приготовленный кластер. Формулируют тему урока
Рассуждения обучающихся с обоснованием
Ответы на вопросы Высказывания детей: Шаман – колдун-знахарь, служитель культа. Действие — Камлание.
Обучающие работают в группах с толковыми словарями
Обучающие выполняют задания в группах
Обучающие читают высказывания, делятся со своими мыслями |
— строить речевое высказывание в устной форме
— осуществлять поиск необходимой информации — выделять существенную информацию из текста — использовать знаково-символические средства – модель
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков — работать с информацией, представленной в разных форматах
— анализировать и оценивать содержание
— строить рассуждения, формулировать собственное мнение и позицию |
5. Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия деятельности.
| Учитель предлагает провести рефлексию «Огонёк общения». Каждому ученику продумать ответ на вопрос «Что, по вашему мнению, было сегодня самым интересным?» | Обучающиеся встают в круг, обняв друг друга за плечи, по очереди высказываются. | — строить речевое высказывание в устной форме, обобщать |
6. Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
| Домашнее задание (слайд 24): 1.Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью из пособия, обсуди с ними ее содержание. 2.Выполни с родителями творческое задание — создайте мини-проект на тему: «Верования народов Ямала»
|
|
|