Плесовских Наталья Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 28»
г. Киселевск
Тема: Дружба.
Модуль: «Основы светской этики»
Место урока в курсе: урок № 14
Класс: четвертый
Количество часов: 1 час
Цель: Формирование представления о дружбе, как о важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
—побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции и жизненных ценностей;
-формировать у учащихся приемы и способы конструктивной, коммуникативной, познавательной видов деятельности;
-способствовать разнообразному творческому самовыражению учащихся, их творческому отношению к собственной жизни;
— развивать умения учащихся работать в коллективе;
— стимулировать у учащихся внутреннее противоречие между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития.
Методы:
— проблемно-поисковый
— словесный
— наглядно-иллюстративный
— проблемный диалог
Формы организации познавательной деятельности:
— коллективная
— фронтальная
— групповая
Оборудование: м/медийная установка, экран, аудиозапись «Дружба начинается с улыбки», аудиозапись «Друзья» гр. Барбарики, аудиозапись «Одинокий пастух», презентация, смайлики разных цветов (4 цвета), модель друга, разноцветные смайлики для каждого ребенка, пословицы, проблемные ситуации, лесенка достижений.
Ожидаемые результаты:
— понимание ценности дружбы и дружеских отношений
— развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости
— понимание и сопереживание чувствам других людей.
Ход урока:
1.Создание психологической комфортности на уроке.
Учащиеся берутся за руки и заходя в класс приветствуют друг друга словами (одновременно берут со стола разноцветные смайлики – для определения группы):
«С улыбкой солнце дарит свет
Нам посылая свой ПРИВЕТ!
Давайте дружно все в ответ
Друг другу скажем мы ПРИВЕТ!»
Встали в круг не размыкая рук. А теперь подарим соседу слева свое горячее рукопожатие. А теперь соседу справа. У каждого из вас есть смайлик определенного цвета. Сядьте за тот стол, смайлик какого цвета у вас в руках.
2. Введение в тему
— Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чем-то интересном. Тему нашего разговора вам подскажет песня.
(аудиозапись «Дружба начинается с улыбки».)
— Вы догадались, о чем пойдет разговор? (О дружбе)
Что такое настоящая дружба? Как проявляется она? Кого человек вправе назвать другом? Однозначных ответов на эти вопросы не существует, но задуматься над этими вопросами должен каждый. Без друзей человек не может быть счастлив. Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг, и постараемся сформулировать правила дружбы.
— Ребята, а что, по-вашему, означает слово «дружба»? (Это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу и т.д.)
А что о дружбе говорит словарь?
Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Немного сложно, но мы попробуем разобраться.
Для начала узнаем, когда же появился первый друг? Для этого мы отправимся в далекое прошлое.
Стихотворение «Слово Друг»
Чтец 1
Когда еще никто не знал ни слова
Ни «здравствуй», ни «солнце», ни «корова»,
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык.
И корчить рожи, что одно и то же.
Но словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово «друг»
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих!
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей – людей, которых я люблю, —
Я никогда ничем не оскорблю.
Человеку всегда были необходимы друзья.
— Сегодня я хотела бы познакомить вас с одной очень старой и мудрой историей.
(Притча рассказывается под спокойную тихую мелодию, аудиозапись «Одинокий пастух») Вы послушайте и скажите, зачем человеку друзья?
Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и много друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.
— Вам понравилась история? Какими мыслями и чувствами вам хочется поделиться?
Вы, ребята слышали и знаете, что в пословицах заключается народная мудрость.
Я предлагаю вам поработать в группах.
У вас на каждом ряду лежат конверты, вам из отдельных слов нужно собрать правильно пословицу и выбрать того, кто прочитает её.
1-я группа « Друга за деньги не купишь».
2-я группа «Дружба дороже золота».
3-я группа «Друзья познаются в беде».
4-я группа «Без беды друга не узнаешь».
-Я предлагаю вам вспомнить или узнать еще пословицы о дружбе, которые придумал наш мудрый русский народ.
Прочитаем и объясним их:
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Друг познается в беде.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Нет друга – ищи, а найдешь – береги.
Дружба, как стекло, разобьешь – не сложишь.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Чтец 2
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Люди заботятся друг о друге, помогают в трудную минуту и разделяют радость в минуты счастья. Я вам предлагаю выполнить одно упражнение, которое научит нас сопереживать человеку и помогать ему в трудную ситуацию.
Упражнение «Поводырь»
Одному ученику завязывают глаза, другой ученик помогает ему пройти «полосу препятствий». Учитель показывает, как можно пройти «полосу препятствий» и рассказывает, какими словами можно направлять ученика с завязанными глазами. Данное упражнение выполняют все ученики по очереди.
3.- Я предлагаю вам сейчас провести исследование по вопросу: «Какой он — настоящий друг?» и составить «Модель настоящего друга».
-Сядьте, пожалуйста, по группам за свои отдельные столы. Затем каждая группа выберет одного представителя – социолога. Социологи собираются вместе, обрабатывают варианты ответов, составляют модель настоящего друга и представляют ее нам.
— модно одет
— надежный
— веселый
— не признает свои ошибки
— отзывчивый
— не подойдет первым мириться
— добрый
— поддержит словом и делом
— верный
— не скажет правду
— вместе в горе и радости
— выручит в трудную минуту
— Итак, сейчас социологи работают отдельной группой, составляя «Модель настоящего друга», а командам предлагаются конверты для новой групповой работы.
4. Закрепление социальных понятий.
— Нужно решить проблемные ситуации, которые бывают очень часто в жизни детей, выразив общее мнение группы.
Ситуация 1.
Твой друг получает плохие отметки и тебе запрещают с ним дружить.
Ситуация 2.
Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
Ситуация 3.
Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
Ситуация 4.
Твой друг подводит команду на спортивных соревнованиях.
(группы по очереди зачитывают ситуацию и комментируют свое мнение – как поступить)
— А сейчас попросим наших социологов представить продукт совместной деятельности – «Модель настоящего друга», составленная на основе мнения ребят нашего класса.
(представляют Модель, затем прикрепляют ее на доску).
— А знаете ли вы, что ученые-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой. Вывели
10 законов дружбы. Прочитайте их глазами:
Помогай другу в беде.
Умей с другом разделить радость.
Не смейся над недостатками друга.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Умей принять помощь, совет.
Не обманывай друга.
Не предавай друга.
Относись к другу как к себе.
Умей признавать свои ошибки.
Всегда выполняй свои обещания.
— Кто из вас старается соблюдать эти законы дружбы? Какие законы вам кажутся легкими? А какие трудноватыми?
— Поднимите руку те, у кого есть друзья. У кого в классе есть друзья? Это очень здорово!
— Улыбнитесь друг другу.
— Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
5. Могут ли руки подружиться?
— Какими бывают наши руки? (добрыми, злыми)
— Потрогайте руки друг друга. Что о них можно сказать?
— Пожмите дружески руки друг другу. Говорят: рука друга, локоть друга – как вы это понимаете? (поддержка друга)
— Какая она на ощупь?
6. Практические упражнения.
Упражнение «Мостик дружбы».
Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем «построить» мостик втроём, вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мост дружбы».
— Ребята, а вы знаете, что хорошая песня, может сдружить людей. Давайте споём одну такую песню.
Песня «Друзья» гр. Барбарики
7. Рефлексивно-оценочная деятельность
— Ребята, на доске изображена «Лесенка достижений». Возьмите, пожалуйста, магнит и прикрепите его на ту ступеньку, где, по вашему мнению, находитесь вы как друг.
Анализ рефлексивной деятельности
— Посмотрите, сколько у нас друзей! Те, которые пока на 2-й и 3-й ступеньке знают, над чем им надо еще поработать, чтобы стать настоящим другом! Посмотрите, сколько уже настоящих друзей – они на 1-ой ступеньке!
8. Завершение
Я желаю вам оставаться такими же замечательными, какие вы есть! Пусть всегда с вами рядом будут настоящие друзья!
Чтец 3
Если есть друзья на свете —
Всё прекрасно, всё цветёт,
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнёт.
Мы и в дождь, и в снег и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим —
Дружбы этой не порвать.
7