Конспект урока по ОРКСЭ «Этикет» 4 класс

Модуль «Основы светской этики»


Учитель: Веденеева Наталья Николаевна

Тема: Этикет

Цели урока: осмысление детьми через частично-поисковый метод места этикета в духовно-нравственном развитии человека

Задачи:

  • познакомить с понятием «этикет», и его значением в жизни человека через работу в группах, работу со словарем;

  • познакомить с некоторыми правилами этикета;

  • развивать логическое мышление, внимание, воображение, коммуникативные способности;

  • воспитывать чувство терпимости друг к другу, аккуратность и самостоятельность в работе.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, толковые словари.


Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Проверка домашнего задания (слайд 1)


1. Духовный мир-это…

а) предметы,

б) духовный мир,

в) знания,

г) вещи.


2.Мы называем Родину Отечеством потому, что-

а) соблюдаем традиции народа,

б) прадеды защищали нашу землю от врагов,

в) отцы и деды здесь работали и учились,

г) верны все ответы.


3.Культурные традиции помогают:

а) получать хорошие отметки в школе,

б) быть честным,

в) вырасти сильным.


4. Материальная культура – это…

а) правила поведения,

б) природа,

в) животный мир,

г) предметы человеческого труда.


5. Духовная культура – это…

а) знания музея,

б) природа,

в) предметы материального мира,

г) традиции и обычаи.

  1. Сообщение темы и целей урока.

— тема нашего урока «ЭТИКЕТ» (слайд 2)

— на уроке мы узнаем, что такое этикет (слайд 3)

— поговорим об одежде и этикете

— а также о значении речи для этикета

— и выясним, какие правила этикета должен знать каждый


  1. Изучение нового материала

  1. Работа с толковым словарем Ожегова.

(Учащиеся самостоятельно в парах работают со словарем) (слайд 4).

Учитель: Так все же, давайте скажем, что же такое этикет (учащиеся делают вывод самостоятельно).

Вывод:

Что ж такое этикет?
Кто-то знает, кто-то — нет.
Это ПРАВИЛА такие 
ПОВЕДЕНИЯ, когда
Мы привычки все плохие
Забываем навсегда.
Ты усвоил ЭТИКЕТ,
И дурных привычек нет! (ЮРИЙ ЧИЧЁВ)

  1. Беседа по теме.

Учитель: Этикет уже был, когда самого слова ещё не было. Это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. На одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикетка» — и произошло слово этикет. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

Особую роль в этикете играет одежда.

Этот выбор зависит от времени года, вкусов, финансовых возможностей человека и моды. (слайд 5).

Но с точки зрения этикета главное – уместность одежды. (слайд 6).

Для работы необходим деловой костюм, для занятий физической культурой – спортивный костюм. Дискотеки и театры предполагают нарядную одежду, но тоже разную.

— Так какую роль одежда играет в этикете? (учащиеся делают вывод самостоятельно).

Учитель: Огромное значение в этике придается речи. (слайд 7).

Откройте учебники стр. 56-57 прочитайте самостоятельно и ответьте на вопрос: Какую роль речь играет в этикете?

Ответы учащихся… (слайд 8).

Учитель: ребята мы с вами посещаем театр. А кто мне сможет рассказать как правильно вести себя в театре? (слайд 9)

Ответы учащихся…


Учитель: хорошо ли зверята ведут себя в зрительном зале? Почему? (слайд 10)

Ответы учащихся…


Вывод: (слайд 11)

Воспитанным детям пора это знать:

Во время спектакля не нужно жевать!

Во время спектакля другим не мешай.

И громко с соседкой своей не болтай!


Учитель: Как вы думаете, правила повеления за столом будут относиться к этикету? Почему?

Ответы учащихся…

— да действительно, правила поведения за столом являются частью этикета.


Послушайте несколько правил о поведении за столом: (слайд 12-13)

  • садиться за стол можно только с чистыми руками

  • сидеть надо прямо, не раскачиваясь, не на краю стула, но и не приваливаясь к его спинке, не болтать ногами и не толкать соседей

  • на стол можно положить только запястье, а не локти

  • руки следует держать как можно ближе к туловищу, не расставляя их слишком широко в стороны

  • сидя за столом, только слегка наклоняют голову над тарелкой, а не низко сгибаются над ней

  • разговаривать во время еды не следует.

  • есть нужно не торопясь.

  • не облизывайте тарелку

  • не допивайте суп из тарелки


Вывод:

Медвежонок хлеб жевал — 
Крошки хлебные ронял. 
Говорил с набитым ртом — 
Что? Не мог понять никто. 
После взялся за компот — 
Стол облил и свой живот! 
Все над ним хохочут звонко, 
Застыдили медвежонка: 
— Ты не знаешь? За столом. 
Надо есть с закрытым ртом, 
Не спешить, не говорить, 
Крошки на пол не сорить. 
После встать из-за стола. 
В шубке чистой, как была.

Учитель:

Ребята, какие правила этикета должен знать каждый из нас? (в школе слайд 14-16, транспорте слайд 17-19). Приведите примеры.

Вывод:

Правил этикета много. А вот основа у всех правил один – здравый смысл и уважение к другим людям. Каждый может быть уверен: люди, которые не знают вас близко, не знают, какой вы замечательный человек, будут судить о вас по вашему поведению, внешнему виду, манерам и речи. Правила этикета конкретны, ценны и доступны каждому. Знание этих правил не передаётся по наследству. Правилам этикета люди должны учиться.


  1. Закрепление изученного материала.


Задание 1. Составь пословицы. Соедини линией.

У себя как хочешь,


Молчание золото




Хоть не богат,


по делам гляди




В деревню, где живут одноногие,


а гостям рад




Слово – серебро,


дорога любовь




По одежде не суди,


а в гостях – как велят




Не дорог подарок –


надо идти на одной ноге



Задание 2. Давай «отправимся» на спектакль вместе с героиней стихотворения.

А.Барто «В театре».

Когда мне было восемь лет, 
Я пошла смотреть балет.
 
Мы пошли с подругой Любой.
 
Мы в театре сняли шубы,
 
Сняли теплые платки.
 
Нам в театре, в раздевалке,
 
Дали в руки номерки.
 
Наконец-то я в балете!
 
Я забыла все на свете.
 
Даже три помножить на три
 
Я сейчас бы не смогла.
 
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала.
 
Я сейчас увижу фею.
 
В белом шарфе и венке.
 
Я сижу, дышать не смею,
 
Номерок держу в руке.
 
Вдруг оркестр грянул в трубы,
 
Мы с моей подругой Любой
 
Даже вздрогнули слегка.
 
Вдруг вижу – нет номерка.
 
Фея кружится на сцене –
 
Я на сцену не гляжу.
 
Я обшарила колени –
 
Номерка не нахожу.
 
Может он под стулом где-то?
 
Мне теперь не до балета!
 
Все сильней играют трубы,
 
Пляшут гости на балу.
 
Мы с моей подругой Любой
 
Ищем номер на полу.
 
Укатился он куда-то…
 
Я в соседний ряд ползу.
 
Удивляются ребята:
 
— Кто там ползает внизу?
 
По сцене бабочка порхала –
 
Я не видала ничего:
 
Я номерок внизу искала.
 
И наконец, нашла его.
 
А тут как раз зажегся свет,
 
И все ушли из зала.
 
– Мне очень нравится балет, —
 
Ребятам я сказала.


Ответь на вопросы.

Увидела ли спектакль героиня? ____________________________________________________________________

Как нужно было поступить, чтобы не испортить праздник себе и окружающим? ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Вставь пропущенные слова.

Правила поведения в театре.

    • Главное правило – приходить _____________________________________. Приезжайте в театр минут за 20-30.

    • Услышав звонок, следует направиться в зал и занять свои места. Первыми должны сесть те, кто сидит в _______________________________________ ряда, остальным нужно подождать. 

    • У вас место в середине ряда, но вы немного задержалась и теперь, извинившись, должны осторожно пройти к месту, повернувшись __________________________________________________________ к сидящим.

    • Если бы вы опоздали и пришли с началом спектакля, то должны были бы сесть на любое свободное место и уже только после _________________ (перерыва) сесть на своё место.

    • Нельзя в театре занимать ___________________________________ места! 

    • В театр приходят _______________________ одетыми, ведь это праздник.

    • Не рекомендуется приносить в зал шоколад, _____________, ________________________________________________________________. Если Вы не успели перекусить – в театре есть буфет. Но не стоит оставаться там до третьего звонка. 

    • Соблюдение тишины во время спектакля – главное правило. Перед началом действия__________________________________ мобильные телефоны.

    • Если спектакль вам понравился, поблагодарите артистов ___________________________________________________________________

    • Не спешите получить ваше пальто в гардеробе, не волнуйтесь. Зритель, которому дорог спектакль, дождётся, пока занавес опустится в последний раз. 

    • На протяжении всего пребывания в театре будьте взаимно ________________________ и внимательны, и тогда у Вас останутся самые приятные впечатления от этого праздника – посещения театра. 

Бутерброды,

Вежливы,

красиво

лицом антракта

яблоки

аплодисментами

середине

чужие

вовремя

отключите


V. Подведение итогов.

  • Что такое этикет?

  • Какие правила этикета запомнили?

  • Правила этикета не передаются по наследству, им нужно учиться.


VI. Лист самооценки.

Характерные черты

Я

Класс

Добросовестно



Аккуратно



Кое-как



Старательно



Небрежно





VII. Домашнее задание. (слайд 20)

Читать стр. 56-57

Вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик.








Свежие документы:  Конспект урока для 4-5 классов по теме: «Живой мир славянской природы»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: