Конспект урока по ОРКСЭ «Этикет в твоей жизни»


ГБОУ СКОШИ IIвида №52 г. Москва

Учитель Курилкина Ирина Николаевна

Предмет « Основы религиозных культур и светской этики».

Модуль « Основы светской этики»

Тема урока: Этикет в твоей жизни.

Цель урока: 1.Познакомить детей с первичными представлениями об этикете. 2.Формировать у школьников мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций народа и норм этикета. 3.Учить замечать и объяснять какие поступки противоречат правилам этикета.

Задачи:

— Развивать эстетические чувства ,как регулятор морального поведения.

-Учить применять знания в повседневной жизни.

— Формировать умение слушать, вести диалог, высказывать суждения.

-Обобщить и расширить знания о правилах этикета, используя случаи из личного опыта.

Формы и виды деятельности урока: беседа с элементами дискуссии, комментированное чтение, устное высказывание на тему, комментирование картинок в презентации, участие в учебном диалоге.

Ход урока.

1. Организационная деятельность учащихся, психологический настрой.

Стихотворение об этикете. ( слайд 3)

Всем испортить настроенье Может наше поведенье. Коля с Катей побранились — До сих пор не помирились.

Толя Вадика толкнул, — Тот в тарелку нос макнул. И расхвасталась Наташа: « Я умнее всех и краше!»

Не слыхали эти дети Ничего об этикете , И плохого в том не видят, Что кого -нибудь обидят.

Чтобы легче нам жилось, Часто плакать не пришлось, Мой вам дружеский совет: Соблюдайте ЭТИКЕТ!



2. — Сегодня , ребята, мы с вами поговорим об этикете.

— Что же такое этикет? (слайд 4)

«Этикет» — это правила поведения человека среди других людей.

-С древнейших времён люди вынуждены были соблюдать определённые правила и нормы поведения для того , чтобы облегчить себе жизнь. Совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определённых правил. Слово «этикет» произошло от названия карточек, «этикеток», которые раздавались всем гостям во время приёмов у короля Людовика XIV . На карточках были написаны правила поведения. В России первые письменные правила были даны в « Поручениях» Владимира Мономаха. Некоторые отрывки из этого сочинения: «Куда не пойдете по своей земле , нигде не позволяйте своим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях. Чтите гостя, откуда бы к вам не пришёл,- угостите пищей или питьём. Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово…»

3. Народ сочинял и складывал пословицы и поговорки, в которых нашли отражения различные правила этикета. (слайд 5)

Свежие документы:  Интегрированный урок технологии и православной культуры в 1 классе

Объясните , как вы понимаете их содержание?

*Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

* Мил тот гость, что недолго гостит.

* Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.

* У себя как хочешь, а в гостях – как велят.

* Не дорог подарок – дорога любовь.

*На незваного гостя не припасена и ложка.

* Хоть не богат, а гостям рад.

*Встречают по одёжке, а провожают по уму.

4. Давайте поговорим о том , каким бывает этикет?

Сегодня мы поговорим о правилах поведения в школе, в транспорте, в гостях, в театре, за столом . А также о правилах общения по телефону и о речевом этикете.

5.Правила поведения в школе. (слайды 6, 7)

При встрече со взрослыми людьми всегда здоровайся первым, даже если они тебе не знакомы.

-Всегда помни, что ты не один. Не бегай в коридоре и на лестницах. Это часто приводит к неприятностям и даже травмам.

-Проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их.

— Старайся всегда поддерживать в своей родной школе чистоту и порядок.

Прокомментируйте картинки, которые вы видите на экране.

6. Правила поведения в театре. ( слайды 8 , 9)

Приходи в театр вовремя.

— Не разговаривай во время спектакля.

— Не пользуйся телефоном во время спектакля.

— Нельзя есть во время спектакля.

— Нельзя шуршать конфетными обёртками.

— Проходя к своему месту, иди вдоль рядов кресел лицом к сидящим зрителям.

— Если ты уже занял свое место в зрительном зале, а мимо тебя проходят зрители на свои места, обязательно встань и дай им дорогу.

Прокомментируйте картинки на экране.

7.Правила поведения за столом. ( слайды 10, 11 )

— Не спеши занять место за столом первым.

-Если блюдо далеко от тебя, не тянись за ним, а вежливо попроси , чтобы тебе передали.

-Кушанье на тарелку клади небольшими порциями.

-Во время еды старайся быть аккуратным.

-Ешь не торопясь. Не разговаривай во время еды.

— Из общего блюда бери ближний к себе кусок.

-Никогда не облизывай пальцы. Пользуйся салфеткой.



8. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Мы на реченьку пойдём (шаги на месте)

В речку руки обмакнём (Наклонились «обмакнули» руки)

Водой себя побрызгаем ( себе в лицо изображают брызганье)

И лицо освежим.



9. Правила общения по телефону. ( слайды 12 , 13)

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Спасибо, Азбука"

— Не следует звонить по телефону часто и в позднее время, даже если ты будешь тревожить очень близкого тебе человека.

-Никогда не обращайся по телефону к незнакомому человеку на «ты».

-Недопустимо телефонное хулиганство. За ложные вызовы и телефонное хулиганство нарушителей ждут большие штрафы.

— Нельзя долго и громко разговаривать по мобильному телефону в общественных местах.

Прокомментируйте картинки на экране.

10. Речевой этикет. ( слайды 14, 15, 16,17).

Речевой этикет — это правила использования всех этикетных речевых средств общения в разных ситуациях.

Например, существуют разные формы приветствия:

Официальная форма приветствия:

— Здравствуйте. Добрый день!

Неофициальная форма приветствия:

-Привет! Здравствуй!.

ВЕЖЛИВОСТЬ — одно из важнейших качеств воспитанного человека.

До 16 века слово « вежа» означало « знаток» — тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.

Словарь вежливых слов: Спасибо, здравствуйте, извините, до свидания, добрый день (вечер), простите, пожалуйста, разрешите, пожалуйста и др.

11. Одежда и внешний вид. ( слайды 18, 19)

— Одежда всегда должна соответствовать своему назначению и твоему возрасту.

-Все предметы и части одежды должны сочетаться друг с другом по цвету и по стилю.

-В одежде важны опрятность и аккуратность. Следи , чтобы твоя одежда всегда была чистой и отглаженной. Твоя обувь должна быть тоже всегда начищена, независимо от погоды.

-Следи всегда за волосами. Будь всегда причесан и подстрижен.

Прокомментируйте картинки на экране.

12. Правила поведения в транспорте. ( слайды 20, 21)

— При входе в транспорт пропускай в дверях своего спутника, пожилого человека или женщину с маленьким ребёнком. А при выходе падать руку своей спутнице.

-Всегда уступайте место пожилым людям.

-Соблюдайте правила дорожного движения.

-Переходи улицу только на зелёный сигнал светофора.

-Не разговаривай громко в транспорте.

-Никогда не перебегай дорогу перед движущим транспортом.

Прокомментируйте картинки на экране.

13. Правила поведения в гостях. ( слайды 22,23,24).

— Собираясь в гости, оденься опрятно и нарядно.

— Не опаздывай . Не заставляй себя ждать.

— Вручая подарок, не забудь сказать несколько тёплых слов.

-Не критикуй подарки других.

— Если тебе в гостях скучно, не показывай этого хозяевам.

— Не сиди молча. Прими участие в беседе , но не перебивай других.

-Соблюдай правила поведения за столом.

— Прощаясь, обязательно поблагодари хозяев за оказанный приём.

Прочитайте рассказ и ответьте на вопрос.

Свежие документы:  Конспект урока по ОРКСЭ "Культура и мораль"

День рождения.

Влад: Здравствуй, Алина! Поздравляю тебя с днем рождения.

( Дарит плюшевую собачку).

Алина: А у меня такая уже есть. Мне мама купила.

( Входит Полина)

Полина: Алина, поздравляю тебя с днем рождения и дарит ей книгу.

( Алина вертит книгу в руках и бросает на стол.)

Алина: Я уже читала такую книгу.

( Входят Кирилл и Юля )

Кирилл и Юля: Алина, мы поздравляем тебя с днем рождения!

( и дарят ей куклу)

Алина: Эта кукла слишком простая и дешевая. Мне такая не нужна.

( Ребята переглядываются и уходят)

Алина: Куда вы, ребята? А чай, печенье? Интересно, чего они обиделись?

А вы, ребята, как думаете? Почему гости ушли?

Прокомментируйте картинки на экране.

14. Выводы: слайд 25.

Каждый уважающий себя человек, должен соблюдать правила поведения ( этикет) в любых местах и в любых ситуациях, а также думать об окружающих тебя людях, чтобы не причинять им неудобства.

Только такого человека можно считать КУЛЬТУРНЫМ и ВОСПИТАННЫМ.





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: