Конспект урока по ОРКСЭ «Культура и мораль»


Автор: учитель истории и ОРКСЭ Данилова Наталья Павловна, МБОУ г. Астрахани «Гимназия № 1»

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики. (Модуль: Светская этика).

Урок 3. Культура и мораль

Цель урока: формирование у учащихся первичных представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры и морали.

Задачи урока:

  1. ознакомить учащихся с понятием культура,

  2. ознакомить учащихся с видами культуры,

  3. ознакомить учащихся с понятием мораль,

  4. научить различать моральные и культурные ценности.

Ожидаемые результаты урока:

Учащиеся узнают: что такое культура, что такое мораль.

Учащиеся научатся: различать моральные и культурные ценности, формировать вопросы по изученному материалу.

Учащиеся освоят: первичные представления о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры и морали.

Межпредметные связи: чтение, русский язык.

Основные термины и понятия: мораль, культура.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Я спешу сказать вам – здравствуйте!

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам – благости!

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам – радости!

Удач, успехов и везенья!

Чтоб пожелать всем на уроке

Прекраснейшего настроения.

  1. Проверка домашнего задания по теме «Что такое светская этика» (урок 2)

  1. Чтение отрывка из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

«Если
    сын
       чернее ночи,
грязь лежит
           на рожице,-
ясно,
     это
        плохо очень
для ребячьей кожицы.
Если
    мальчик
           любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик
            очень милый,
поступает хорошо.
Если бьет
        дрянной драчун
слабого мальчишку,
я такого
       не хочу
даже
    вставить в книжку.
Этот вот кричит:
               — Не трожь
тех,
    кто меньше ростом!-
Этот мальчик
            так хорош,
загляденье просто!»

Вопросы:

— О каком понятии идёт речь в данном стихотворении?

-Что такое этика?

2. Определите, что относится к материальному, а что к духовному миру:

  • Дом

  • Обида

  • Мечта

  • Праздник 8 марта

  • Одежда

  • Корабль

  • Фабрика

  • Любовь

  • Творчество

  • Дождь

  • Больница

  • Ветер

  • Собака

  • Новые знания

  • Тетрадь

  • Учебник

  • Молитва

  • Воспоминания

3. Кто изображен на рисунке и что вы знаете об этом человеке?

4. Вставьте пропущенные слова:

«Этика – это _____________, которая рассматривает __________________и отношения между людьми с точки зрения представлений о ________________и______________»

  1. Изучение нового материала.

План.

  1. Что означает слово «культура».

  2. Почему культуру называют второй природой.

  3. Как возникла мораль.

Выступление учителя. Знакомство с понятиями культуры и морали. История возникновения культуры и морали. (см. Приложение к уроку).

Примерный план выступления:

  1. Понятие культуры и морали.

  2. Что означает слово «культура».

  3. Как возникла мораль.

  4. Чем отличается природа от культуры.

Работа с иллюстративным материалом учебника (страницы 8-9):

  1. Что изображено на иллюстрациях?

  2. Как вы думаете, какое отношение к слову «культура» имеют плетение узбекского ковра, традиционная ярмарка чая, восточный орнамент?

  3. Элементами какой культуры – материальной или духовной – они являются?

  4. Элементами каких национальных культур они являются?

Притча.

«В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, на другом – дьявол, и каждый шепчет свое. Кого послушает человек, так и поведет себя. О чем говорит это поверье? О том, что добро и зло могут угнездиться в одном и том же человеческом сердце. Но человек всегда наделен свободой выбора.»

Какое моральное правило отражено в притчи?

  1. Закрепление

Вопросы и задания:

  • Цицерон сказал, что культура- это возделывание души человека. Как вы понимаете это высказывание?

  • Для чего нужна мораль?

  • Какие правила морали вы знаете?

  • Назовите поступки, которые вы считаете добрыми. Часто ли вы сами так поступаете?

Постарайтесь определить те действия, которые осуждаются моралью и те, которые не осуждаются:

  1. Долго разговаривать по телефону

  2. Навестить больного человека

  3. Обманывать родителей

  4. Помогать престарелым людям

  5. Работать на школьном участке

  6. Быть грязным, неопрятным

  7. Оставить в беде малыша

  8. Сделать кормушку для птиц

  9. Обижать животных

  10. Убирать в классе после уроков

  1. Домашнее задание

  1. Выучить урок 3 (страницы 8-9).

  2. Вместе с родителями составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.

Приложение. Дополнительный материал к уроку.

Моральные нормы – различные нормы, которые приняты в обществе, которые помогают отличить добро от зла, справедливое от несправедливого.

Эти нормы помогают понимать, что можно и что нельзя.

О некоторых нормах.

Одна из самых распространенных норм гласит: «Не лги». К сожалению, она сплошь и рядом нарушается. Действительно, если ложь не связана с нарушением закона, например лжесвидетельством на суде, то за неё не накажут – не оштрафуют и не посадят в тюрьму. То есть юридическая ответственность за ложь не наступит. Зато наступит другая ответственность – моральная. Недаром говорят: «Сколько веревочке ни виться – конец все равно будет». Ложь рано или поздно выходит наружу. Лживый человек приобретает репутацию лгуна. Наступает моральная ответственность, так как с репутацией лгуна жить не сладко. К нему относятся с подозрением, в деловые отношения с ним не вступают.

Ябедничество стоит рядом с ложью и тоже осуждается моралью.

Другая моральная норма гласит: «Не завидуй».

Люди с давних пор очень не любят завистников. Клод Гельвеций писал: «Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под знаменем зависти шествуют

ненависть, предательство и интриги». Кто же таких людей будет уважать?

Отсюда и моральная ответственность, поскольку завистник

не умеет скрывать своих чувств: они у него на лице, на языке, в делах. С такими людьми тяжело иметь дело и от этого завистники очень многое теряют в главном – в общении, в отношениях с людьми.

А.С. Пушкин написал прекрасное произведение: «Моцарт и Сальери».В нем показано как в одном человеке может ужиться гений и злодей. Сальери убивает Моцарта из – за безумной страсти – зависти к его таланту.

Ещё одно моральное правило «Не жадничай». Его нарушение является одним из самых отвратительных явлений нашей жизни. Известны случаи когда из-за жадности предавали товарищество, дело, и даже близких.

И за жадность не наказывают по закону, потому что таких законов нет. Но жадность – один из великих источников преступлений. Из – за неё крадут,

подделывают документы и даже деньги, обманывают покупателей, и даже убивают. Жадность можно сравнить с болезнью, от которой вылечиться не так легко. Именно поэтому жадных людей не любят. Это отразилось и в народных пословицах:

жаден, как волк, а труслив, как заяц;

жадное брюхо ест по ухо;

жадный сам себе покою не даёт.

Из пословиц ясно отношение людей к жадности и к жадным людям.





Свежие документы:  Конспект урока по ОРКСЭ "Добро и зло"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: