Конспект урока по ОРКСЭ «Любовь и уважение к своему Отечеству»


Бинда Елена Михайловна

Место работы ГБОУ СОШ № 213 г. Санкт-Петербург

Воспитатель ГПД



Урок «Любовь и уважение к своему Отечеству».

Цели: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Отечеству, к людям всех национальностей и религиозных культур.

Основные понятия: Отечество. Родина. Россия. Россия – многонациональное государство.

Православие, ислам, иудаизм.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Звучит песня «С чего начинается Родина» для создания эмоционального фона.



  1. Сообщение темы урока.



Основная часть.

1) Отечество, Родина — это родная страна.

Слово « Отечество» происходит от слова «отец», то есть отечество – страна отцов, земля предков. Эту землю они обрабатывали, защищали. На этой земле растили детей. Эта земля переходила от отца к сыну по наследству, поэтому она отеческая.

Родина это место, где человек родился и рос. Это его город или село, дом и двор, улица или переулок Это его семья, друзья, соседи… Словом все то, что роднит человека с тем миром, который его окружает. Находясь вдалеке, человек вспоминает в первую очередь те места, которые особенно дороги его сердцу. У каждого они свои.

(Дети читают свои работы на тему «Мой любимый уголок в Санкт – Петербурге)

2) Изучение нового материала.

Для нас Родина – это Россия. До сих пор идут споры о происхождении слов «Русь», «Россия».

Летописи, археологические и другие источники утверждают, что в Приднестровье жили славяне – земледельцы, кот. звались росами или руссами. (Слайд №1 Карта расселения славянских племен).

Большое мужество требовалось от руссов, чтобы жить в этих местах. К югу до моря лежала широкая степь. По ней двигались племена кочевников. По пути они грабили селения руссов. Выжигали все на своем пути, убивали, угоняли в плен. Нужно было быть постоянно готовыми к нападениям. Сильные славянские племена объединились, так легче было отстаивать свою землю. И назвали наши предки свою землю Русью, русской землей. Есть несколько предположений, почему коренилось именно это название.

3) Словарная работа.

Русь, русские, Россия – может быть эти слова родственны словам: русло – ложе реки по кот. она протекает. Русалка – сказочный персонаж, обитательница реки. Может быть Россия от слова роса. Значит Русь – страна, где много рек и озер, а русский человек — это человек, живущий у воды.

Есть еще одно значение слова Русь. В некоторых северных деревнях Русью называют самое красивое место в доме. Отсюда: русая коса, русая, спелая рожь. Значит Русь – страна света.

4) Возникновение религий.

Наши предки передавали последующим поколениям и духовное наследие. Идеалы, моральные нормы. Много замечательных пословиц и поговорок сложил русский народ о любви к Родине.

( Дети читают пословицы).

В VII в.- X вв. на пространстве от Волги до Днепра существовало государство Хазария. Многие жители кот. исповедовали иудаизм. (слайд №2)

В VIIIв. в городе Дербенте ( Дагестан) бала построена 1 мечеть, с кот. началась история ислама в нашей стране. (Слайд № 3)

В 985 г. князь Владимир крестил Русь – так на нашу землю пришло православие. (Слайд №4)

В 17м веке в состав нашего государства вошли буряты, калмыки, которые принесли с собой буддизм. (Слайд №5)

с 18-го века в России стало широко распространяться нерелигиозная культура и традиции светской этики.

5) Россия – многонациональная страна.

Наша страна многонациональна в ней живут более 180 народов. Многие века на огромной территории нашего государства они мирно уживаются. Их объединяет желание сделать свою страну богаче и счастливее. Все вместе они своим трудом и талантом способствуют укреплению страны.

Среди наших соотечественников, что жили в далёком прошлом, много людей разных национальностей, которых можно назвать гордостью России. Всем знакомо имя армянина Айвазовского – замечательного художника мариниста. (Слайд №6)

Именем родившегося в Дании российского мореплавателя Вируса Беринга назван пролив отделяющий Азию от Америки и море.

Под руководством великих полководцев Михаила Кутузова, потомка грузинского рода Багратиона и князя шотландского происхождения Барклая-де-Толли были одержаны славные победы в Отечественной войне 1812 года. (Слайд №7)

А.С. Пушкин ведёт свой род от Ибрагима Ганнибала, сына эфиопского князя вывезенного в Россию и ставшего соратником и сподвижником Петра I.

Среди 11 тысяч воинов получивших высшую награду СССР – Звание «Героя Советского Союза», были представители 60-ти национальностей. А это наши современники, мы гордимся их достижениями (Слайд №8)

6) Дети читают главу учебника, как росла и укреплялась культура.
7) Подведение итогов. Рефлексия.

Вопросы на закрепление материала:

  • Почему мы называем свою страну «отечеством»?

  • Что такое любовь к родине?

  • Как вы понимаете фразу «любовь к Родине начинается с семьи»?

  • Трудно ли человеку жить без родины?

Дети наклеивают на большой лист свои работы с пословицами – получается «дом пословиц».

8) Работы по группам.

Дети вместе с родителями на каждое из предложенных слов: Родина, Отечество – на каждую букву подбирают слова близкие по смыслу.

Задание третьей группе – сочинить стихотворение, используя слова оканчивающие строчки: родной, покой, вновь, любовь.

(Слайд №9 Видеоряд на песню «Край берёзовый»)

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса по теме: История религий в России»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: