Конспект урока по ОРКСЭ «Монастыри в X – XIII веках» 9 класс


МБОУ Б.Терсенская средняя общеобразовательная школа

Уренского муниципального района Нижегородской области
















Методическая разработка урока по теме:

«МОНАСТЫРИ В X – XIII ВЕКАХ»




Автор составитель:

учитель истории

Гаврилова Татьяна Борисовна.

Преподаваемый предмет:

религии России




2013


Форма урока: урок-экскурсия

Класс: 9

Предмет: Религии России

Тема раздела: «Православные монастыри. Монашество»


Тема: «Монастыри в XXIII веках» (урок 1).


Цель занятия: сформировать представление о сути монашества; познакомить обучающихся с историей возникновения и развития русских монастырей.

Задачи:

  1. Выявить роль монастырей в истории России.

  2. Развивать интерес к знаниям о монастырях, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

  3. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию русского народа.


Тип урока: вводный урок.


Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, ноутбук, карта «Религии народов России», иллюстрации, схемы.


Цифровые информационные ресурсы: компьютерная презентация, видеосюжет.


Понятийный аппарат: монастырь, монах, обет, братия, епископ, епископат, рясофор, малая схима, великая схима, общежительный монастырь.


Ход урока:


  1. Организационный момент.

Приветствие.

Здравствуйте! Я рада встрече с вами, надеюсь, вы сегодня узнаете много интересного и полезного; станете не только внимательными слушателями, но и активными участниками нашей деятельности.

II. Актуализация знаний.

Они расположены по всей России: от Балтики до Дальнего Востока, от Кольского полуострова до Крыма. Их называли светильниками в ночи безбожия. В них шла большая просветительская работа, переписывались книги, развивались самобытные школы иконописи, фресковой живописи.

Вы уже догадались о чем пойдёт речь сегодня на уроке?

Сообщение темы и цели урока (обучающиеся вместе с учителем формулируют цель урока).

На сегодняшнем уроке мы открываем новую главу в истории православия – мир русского монастыря. (демонстрация слайда №1)

III. Изучение нового материала.

Монашество (греч. — одинокий) — сложилось в христианстве в кон. III- нач. IV в. в Египте и Сирии. На Руси монашество появляется в кон. X — нач. XI в.

Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия. Кто эти люди?

Слово «монах» происходит от греческого слова «монос» — один. Монахом становятся тот, кто решил посвятить свою жизнь служению Богу. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога.

Стать монахом непросто, для этого он проходит определённые этапы жизни в монастыре.

По ходу рассказа учителя учащиеся составляют схему «Обеты монахов».

Монах (инок — т. е. иной, не такой, как все) принимает обеты. (слайд №2)

Обет — торжественное обещание, обязательство. Основных обетов 3: нестяжания (отказа от собственности), целомудрия (безбрачия), послушания (абсолютного повиновения уставу и монастырской власти, полного отказа от собственной воли). (слайд №3)

Проживающих в одном монастыре монахов называют монастырской братией.

— Можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычных мирян? Как одеваются монахи и монахини? Давайте создадим словесный портрет монаха. (Ответы обучающихся).

Монахи одеты по-особому. Они носят камилавку или клобук — головной убор черного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину. (слайд №4) Их одежда состоит из рясы и мантии. В руках неспешно перебирают чётки, произнося «про себя» молитву. (слайд №5)

Сами монахи свое облачение воспринимают как воинское: четки называют «меч веры», клобук — «шлем веры». Одежды православного монашества черные, что является символом отказа от мира. Принятие в монашество происходит в чине пострижения. (слайд №6)

Постриг монаха означает, что он сам отдает себя в слуги Христу. Начинается его совсем другая жизнь и поэтому при постриге он получает новое имя.

По ходу рассказа учителя обучающиеся составляют схему «Степени монашества». (слайд №7)

Существуют три степени монашества: рясофор (пострижение с правом ношения рясы и клобука), малая схима (с правом ношения мантии — т.н. «мантийный монах») и великая схима (схимник облачается в особое облачение и носит куколь). Монах-схимник приносит особые обеты строгой уединенной жизни и проводит свою жизнь в затворе. Из представителей монашества (как правило, монахи малой схимы) в русской православной традиции формируется высшее руководство Церкви — епископат. (слайд №8)

Некоторые монахи носили власяницы. Власяница преподобного Нила сохранилась до наших дней. (слайд №9)

Святые отцы называли эту одежду «тягчайшим оружием в битве духовной». Монахов часто называют Христовым воинством. Как в любом войске, так и в монашеском есть тяжело- и легковооруженные воины. Власяница считалась оружием воина, выступавшего на битву с самым грозным врагом. Не случайно, даже по внешнему своему виду, власяница напоминает кольчугу, только связана она не из металлических звеньев, а из колючей шерсти. Надевали власяницу прямо на голое тело для смирения своей плоти.

Другим орудием смирения были вериги. (слайд №10)

В XIX веке в Тверском музее хранились вериги, происходившие из неизвестного тверского монастыря. Они представляли собой обруч, который надевался на пояс, железными цепями к обручу прикреплялись два креста. Весили вериги 13 фунтов (то есть около 5 кг 850 г). Можно себе представить, чего стоили земные поклоны, которые монах совершал в таком облачении.

Монашеская жизнь имела самые разнообразные формы.

Были монахи-отшельники, которые жили в совершенном одиночестве. О множестве из них мы и не знаем, так как некому было сообщить об их подвигах и трудах. Были странствующие иноки.

Был «скитской» тип монастырей – в таком монастыре каждый монах жил, трудился и питался самостоятельно, но был под руководством старца-наставника и участвовал в общей молитве.

Были «киновии» – общежительные монастыри (на Руси таковыми были почти все, а в настоящее время практически 100% наших монастырей). В таком монастыре братия трудится и молится вместе, пищу и одежду получает в монастыре, не имеет никакого имущества, подчиняется настоятелю.

Работа с документом «Устав монастыря Санаксарского» (обучающиеся читают орывок из монастырского устава и отвечают на вопросы к документу) (Приложение 2)

Вопросы к документу:

  1. О каком типе монастыря идет речь в документе?

  2. Каков срок послушания для желающего стать монахом был установлен в Санаксарском монастыре?

  3. Каковы обязанности монахов в монастырях такого типа?

Вы уже поняли, что основной принцип монашеской жизни: «трудись и молись». В православии есть одноименная притча. (слайд №11)

«Однажды один монах перевозил на лодке человека через реку. На веслах монаха было написано: «Молись» на одном и «Трудись» на другом. -Да, трудиться нужно, — рассуждал человек, глядя на весла, — а вот молиться, так ли это необходимо? Ничего не ответил ему монах, но положил на дно лодки весло с надписью «Молись» и продолжал грести только одним веслом, и лодка закружилась на месте.

Основателями первого большого монастыря Древней Руси, Киево-Печерского, были преподобные Антоний и Феодосий Печерские.(слайд №12)

Первые письменные упоминания о монастырях на Руси относятся к эпохе князя Владимира Святого (978–1015) и князя Ярослава Мудрого (1019–1054). Первые упоминаемые в источниках монастыри были основаны князьями или другими богатыми людьми, которые создавали их на свои средства и обеспечивали всем необходимым.

По ходу рассказа учителя обучающиеся составляют схему «Монастыри Южной Руси». (слайд №13)

Монастыри в начальный период были в основном городскими или располагались близ городов. В XI в. известно 19 монастырей, о некоторых из них сохранилось очень мало информации, иногда лишь краткие упоминания.

В XI в. они создавались в основном в Южной Руси: в Чернигове Болдинский (Елецкий) мужской монастырь в честь Успения Богородицы, в Тмутаракани мужской монастырь во имя Пресвятой Богородицы, в Переяславле мужской монастырь во имя св. Иоанна, во Владимире Волынском Святогорский мужской монастырь и др. (слайд №14)

По ходу рассказа учителя обучающиеся составляют схему «Монастыри Северо-Восточной Руси». (слайд №15)

Однако были монастыри и в северо-восточных пределах: (слайд №16) в Муроме (Муромский Спасский), в Суздале (мужской монастырь во имя св. Дмитрия Солунского), в Ростове (Авраамиев Богоявленский мужской монастырь).

Некоторые из этих обителей были разрушены в 1240 г., но многие сохранились и умножали славу в следующих веках. В ХII в. 14 из 43 основанных в этом веке монастырей было создано в Новгороде. Одним из древнейших новгородских монастырей был Юрьев. (слайд №17)

Монгольское нашествие прервало естественное течение монастырской жизни: многие монастыри были разрушены вместе c городами, многие пострадали от погрома и опустошения, не все монастыри ХI–ХIII вв. были впоследствии восстановлены.

  1. Закрепление.

В течение урока мы говорили о возникновении и развитии монастырей в России, посмотрим, насколько вы были внимательны.

  1. Подпишите, как называются части монашеского облачения (слайд № 18)

C:UsersТатьянаDesktopпрезентация монастырикуколь.jpg C:UsersТатьянаDesktopпрезентация монастыриклобук.jpg Картинка 3 из 628

2.

3.

4.

1.


  1. Отметьте знаком «+» верные утверждения, знаком «-» неверные утверждения. (слайд № 19)

А) Монашество как форма воплощения аскетического идеала исторически сложилась в христианстве в конце III – нач.IV века.

Б) На Руси монашество появилось в конце XI – нач.XII века.

В) Первым большим монастырём на Руси был монастырь святого Георгия.

Г) Высшее руководство Церкви — епископат — формируется из представителей малой схимы.

Д) Монгольское нашествие никак не отразилось на судьбе монастырей.

V. Завершение урока

И в завершение урока мы совершим виртуальную экскурсию в Валаамский монастырь, расположенный на островах в Карелии. (слайд № 20,21)

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал Валаам русским Афоном. По преданию, во времена распространения христианства апостол Андрей Первозванный двигался на север, проповедуя Евангелие. Пройдя Днепр и Волхов, ученик Христа вошёл в «бурные и вращающиеся воды озера Нево» и установил на «горах Валаамских» каменный крест.

Просмотр видеосюжета «Валаам – Земля Бога» (слайд № 22)

VI. Домашнее задание (один из вариантов на выбор обучающихся):

(слайд № 23)

  • разработать макет буклета для паломников с описанием одного из монастырей Нижегородской епархии;

  • доказать примерами, что православное монашество делило судьбу народа и государства в разные периоды истории.







ПРИЛОЖЕНИЯ


1. Компьютерная презентация «Православные монастыри. Монашество»

2. Устав монастыря Санаксарского (1885 г.)

3. Видеосюжет «Валаам – Земля Бога»


























Приложение 2




Устав монастыря Санаксарского

(1885 год)

Братия обязаны все:

  • Приходить неленостно к началу всякаго богослужения. Это первая святая обязаность каждаго.

  • Прежде окончания богослужения из церкви отнюдь не выходить.

  • В церковь ходят все монашествующие в мантиях, ко всякой службе.

Из общаго достояния монастыря каждому … дается: одежда – летняя и зимняя, обувь, белье, освещение для келий, отопление и прочее необходимое.

Трапеза ежедневно приготовляется для всех общая, — одинаковая. Кроме немощи, или болезни, в келии особенно трапезовать никому не дозволяется…

Братия … сами исправляют все необходимые дела и труды, на общую пользу монастыря: приготовляют трапезу: пекут хлебы, приготовляют для питья квас, возделывают огороды, моют белье, караулят лес: в известныя времена: трудятся на сенокосе, на ловле рыбы. Послушание братиям, смотря по способности, назначаются, по благословению и разсмотрению настоятеля.

Желающих поступить вновь в монастырь — в число братства, принимают с разсмотрением поведения и характера их внимательно в течение трех лет. Если кто окажется неспособным к жизни монастырской, то таковых немедленно удаляют, выдавая мирское их одеяние и вид.







БИБЛИОГРАФИЯ


  1. Елисеев Г.А. История религий. 10-11 классы. М., 1997.

  2. Закон Божий. Н.Новгород, 2003.

  3. Православие. Полная энциклопедия. СПб., ИГ «Весь», 2008.

  4. Романовский В.К. и др. Религии России. Н.Новгород, НИРО, 2010.

  5. https://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons

  6. https://kuraev.ru/smf/index.php?PHPSESSID=95b823f253c83e5e2e7c4ed0e364be43&topic=322984.0



Свежие документы:  Урок английского языка в 7 классе по теме «Sport is fun»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: