Конспект урока по ОРКСЭ «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс


Осипкова Людмила Александровна

учитель истории

первая квалификационная категория

МБОУ Суетовская средняя

общеобразовательная школа


Проект урока по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

в 4 классе

по теме «Иконы»


Модуль : основы православной культуры, автор: А.В.Кураев


Тип урока: ознакомление с новым материалом


Форма урока: урок-открытие


Цели урока: формировать представления учащихся о православной традиции отношения к иконам; развивать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры; воспитывать у учащихся уважительного отношения к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Презентация, созданная в программе Microsoft Office Power Point., дидактические задания, раздаточные материалы.





Ход урока.


  1. Организационный момент.

Учитель читает стихотворение, дети слушают. Они должны ответить на вопрос: О чём пойдёт наш разговор на уроке?


Дорог мне, перед иконой в светлой ризе золотой,

Этот ярый воск, воженный, чьей неведомо рукой.

Знаю я – свеча пылает, клир торжественно поёт:

Чьё – то горе утихает, кто – то слёзы тихо льёт,

Это – светлое мгновенье в диком мраке и глуши,

Память слёз и умиленья в вечность глянувшей души…

А.Майков


(Ответы детей)

Слайд 1-3.

Сегодняшний урок мы посвятим символам христианства – иконам.

Познакомимся с тем, что такое икона, какова история православной иконы.


  1. Актуализация знаний. Постановка целей.

  1. Почему икона так необычна?

— странные застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами, смотрят на нас с икон, проникая прямо в душу.

Скажите, что же называется иконой?

Где её можно увидеть?

(Ответы детей)


  1. Изучение нового материала.

Откуда же появились иконы? Вот что говорит Священное Предание христианской церкви.


«В те времена, когда Иисус Христос ходил по земле и учил людей, царь по имени Авгарь тяжело заболел. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что Иисус — Христос сможет исцелить его. Но из-за болезни он не мог идти к нему. Тогда Авгарь велел художнику нарисовать и принести ему изображение Иисуса – Христа. Художник пришёл в Храм, где Иисус — Христос учил народ и приступил к работе. Но как он ни старался, у него ничего не получалось. Тогда, видя его бессилие Иисус-Христос взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. На полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Этот образ и стал первой Иконой. Когда царь Авгарь прикоснулся к полотенцу, он сразу поправился».


Слайды 4-11.

А теперь мы посмотрим слайды и знаем, что же считалось главным в иконах? (Презентацию представляет один из учеников)



  1. Закрепление услышанного. Самостоятельная работа.


Давайте прочитаем материал статьи «Икона» на странице 52-54 нашего учебника и вы заполните карточки, которые у вас на столе., отвечая на вопрос: чем отличается картина от иконы?



Вопросы

Картина

Икона

1. Какова главная задача?

Может быть любая

Показать мир души святого

2. Как показан свет?

Падает на человека, образуя тень

Проступает через фигуру святого

3. Каким бывает фон?

Фон может быть любого цвета

Золотой фон — символ божественного света.

4. Нимб — золотой круг вокруг головы.

Нет

Есть. Это знак вечности и Божией благодати.

5. Задний план и линия горизонта.

Есть

Отсутствуют.


— Я хочу вам прочитать стихотворение М.Ю.Лермонтова


В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…

— О чем это стихотворение? (Ответы детей).

— Да. Действительно, икона и молитва связаны между собой. Об этом прочитаем в учебнике на стр. 54-55.

— Итак, ребята, мы узнали, что православные христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе. Икона приглашает людей к молитве, а главное — к подражанию жизни святых. То есть такой жизни, в которой главное не самоугождение, а любовь к людям.

5 . Подведение итогов. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Какая была тема нашего урока? (ответы детей)

Что означают новые слова?

Вопросы:

1. Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?

2. Как понятие «света» связано с пониманием христианами Бога?

3. Расскажите о нимбе. Знаковым обозначением чего является на иконе нимб?

4. Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?

Слайд 12.

Так давайте ещё раз прочитаем : что же такое иконы?

6. Домашнее задание.

1. Стр. 52-55 учебника, вопросы.

2. Подготовьте рассказ на одну из тем: «Иконы в нашем доме», «Почитаемые иконы России», «Чудотворные иконы».



7. Литература.

1. Алексеев С. Образ, воплотивший слово: основы иконознания.– Спб.: Сатис.–1997.- 37 с.

2. Разработки уроков (из опыта работы учителей Оренбургской области).

3. Разработки уроков (из опыта работы учителей Тоцкого района).

4. Святые иконы// Духанин В. Сокровенный мир Православия- М.:Издательский совет РПЦ.2006.-с.406-410





Свежие документы:  Конспект урока по ОРКСЭ. РАЗРАБОТКИ ПЕРВОГО УРОКА «РОССИЯ – НАША РОДИНА»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: