Конспект урока по ОРКСЭ «Пасха» 4 класс


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №76 Выборгского района Санкт-Петербурга




«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ

КУЛЬТУРЫ»

Урок по теме: «Пасха» 4 класс

(конспект + презентация)





Работу выполнила

учитель начальных классов

Пирогова Марина Борисовна







План-конспект урока № 8 «Пасха».

Цели: — помочь учащимся осознать смысл библейской легенды о Воскресении

Христа;

— дать представление о праздновании Пасхи, обычаях, традициях праздника;

— способствовать формированию нравственных качеств через ознакомление с христианскими заповедями;

— способствовать формированию эстетического вкуса, мышления, памяти;

— развивать творческую фантазию, неординарность в принятии решения;

— воспитывать любовь к русской народной музыке, приобщать к истокам культурных традиций русского народа, прививать интерес к декоративно-прикладному творчеству.

Основные понятия: Воскресение, Спаситель, Великий пост, Светлое Христово

Воскресение (Пасха)

Оборудование: презентация, учебник А.Кураева «Основы православной

Культуры», цветная бумага и карандаши, тетрадь, мультипроектор, выставка книг.


Ход занятия.

1.Организация класса.

2. Сообщение темы урока.

— Сегодня мы поведём разговор о светлом празднике святой Пасхи, познакомимся с цветами и звуками которые присущи этому празднику, рассмотрим традиции наших предков.

3. Повторение.

— Вспомним о последних днях земной жизни Спасителя.

— Кто его предал?

— Как произошло предательство?

— Что же случилось потом?

— Что сделал тогда апостол Пётр?

— Что случилось дальше?

— Расскажите о суде.

(Когда воины привели Иисуса на суд, судья спросил: « В чём вы обвиняете этого Человека?» Ему ответили: « Он богохульствует: называет Себя Сыном Божиим». Потом Иисуса отвели к римскому правителю Пилату, чтобы тот приговорил Спасителя к смерти. Пилат, поговорив с Христом, не нашёл на Нём никакой вины. А в то время был обычай: на Пасху отпускали одного преступника. Пилат вышел к народу и сказал: «Хотите, я отпущу вам Иисуса?», но народ закричал: « Не Его но Варавву», а Варавва был разбойником. Тогда Пилат велел бить Иисуса. А потом отправил на распятие.)

— Расскажите о распятии Господа.

(На горе Голгофе Иисуса распяли, то есть прибили руки и ноги Его гвоздями ко Кресту. Когда распинали Господа, Он молился за Своих мучителей, говоря: «Отче, прости им, они не знают, что делают!..»)

— Расскажите о благоразумном разбойнике.

(Вместе с Иисусом распяли двух разбойников. Один из них насмехался над Господом и говорил: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас». Но другой пристыдил его: « Мы осуждены и страдаем справедливо, а Он страдает ни за что». Потом он обратился к Спасителю и сказал: «Помяни меня, Господи, когда придёшь в Царство Твое». Иисус Христос ответил ему: «Сегодня же будешь со Мною в раю».)

— Расскажите о смерти и о погребении.

(Когда Христос умер, солнце заволокло мглой, свет погас, земля стала колебаться, завеса в храме сама собой разорвалась на две части, из могил вышли умершие. Тело Христа взял его тайный ученик Иосиф и положил в могилу, высеченную в скале. Вход в пещеру закрыли большим камнем и поставили перед ней стражу, чтобы ученики Иисуса не взяли Его тела.)

4. Сообщение нового материала. (слайд 1,2).

а) (учитель читает стихотворение)

В день Пасхи, радостно играя,

Высоко жаворонок взлетел,

И в небе исчезая,

Песнь воскресения запел.

И песнь ту громко повторяли

И степь, и холм, и темный лес.

«Проснись земля, — они вещали,-

Проснись, твой царь, твой Бог воскрес»

Проснитесь горы, долы, реки–

Хвалите Господа с небес.

Побеждена Им смерть вовеки

Проснись и ты, зеленый лес,

Подснежник, ландыш серебристый.

Фиалка – зацветите вновь.

И воссылайте гимн душистый

Тому, чья заповедь – ЛЮБОВЬ!

— Господь Иисус Христос, явился на земле в образе человека 2000 лет назад. Он был одновременно и Богом и человеком и пришел на землю, чтобы спасти нас от греха, проклятия и смерти и дать нам жизнь вечную. Но чтобы человеку достичь этой блаженной жизни, Господь дал Свой святой закон – Заповеди Блаженства, которые говорят нам о исправлении сердца как главном условии блаженной жизни. (слайд 3)

— А как согласно этим заповедям мы должны жить?

(Ответы детей.)

— Правильно: мирно, дружно, счастливо, любить и уважать друг друга. Господь Иисус Христос во время Своей земной жизни ходил по всей земле и проповедовал о Царствии Божием и призывал к покаянию.

— А кто при Нем постоянно присутствовал? (Апостолы.)

— Кто такие апостолы?

(Ближайшие ученики Иисуса Христа)

Иисус Христос ходил вместе со своими учениками – апостолами и учил людей

новым жизненным законам.

— Какой самый главный закон?

(“Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всею крепостию твоею” – это первая и наибольшая заповедь. Вторая, подобная ей: возлюби «ближнего своего как самого себя».)

— А каким образом можно воплотить эти законы в жизни?

(Почитать только Бога и не поклоняться идолам, почитать родителей. Также закон запрещает убивать не только физически, но и морально, нельзя красть, лгать, завидовать.)

Свежие документы:  Конспект урока географии для 6 класса "Климат нашей местности"

А теперь приведите примеры, как эти законы воплощаются в нашей с вами жизни? (Ответ детей.)

— Всех людей Иисус Христос призывал жить в мире, в любви, в добре и все простые люди любили его, но были гордые фарисеи, которые, ослепленные своим положением, своей мнимой святостью не смогли принять Его проповеди о покаянии, не захотели смириться и решили убить Христа. Иуда (один из двенадцати апостолов Иисуса Христа) привел стражников в Гефсиманский сад, где молился Господь, и они схватили Его.

— Скажите, Иуда правильно поступил?

(Нет, он лживый человек, в глаза говорит одно, а делает другое.)

История Христа не заканчивается Его казнью. Ведь он сказал Понтию Пилату,

что имеет власть снова принять Свою жизнь. Поэтому Евангелие говорит, что после

распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.

б) Работа с учебником.

Ребята, а вы знаете, что воскресенье не только день недели?

Об этом вы узнаете из учебника на стр. 28.

(запись в тетради, что такое Воскресение) (слайд 4)

— Радостное событие Воскресения в православной культуре отражено, в том числе и

на Иконах.

(демонстрация иконы «Воскресение Христово», рассматривание под руководством

учителя)

— Имя Иисус значит Бог спасает. От чего же спасает людей смерть Иисуса Христа?

Чтение и обсуждение 3 абзаца на стр.29.

— Воскресение Иисуса – радостное событие для всех христиан, которое они празднуют

уже около 2000 лет. Пасха – праздник воскресения к жизни.

(запись в тетради понятие Пасхи) (слайд 4)

— В природе Христиане могут увидеть многое, что напоминает о Пасхе.

(пример в учебнике стр. 29)

в) Пасха – это главный праздник христианского мира. Это победа жизни над

смертью! Господь сошёл на землю в образе человека, принял за нас страдания и

смерть. На третий день после погребения свершилось чудо — Господь воскрес из

мёртвых.

Играет и льётся

Солнечный свет,

В душе раздаётся

С утра благовест.

В лазури безбрежной

Плывут облака,

Под ивами нежно

Лепечет река.

Дыханье весны

В зеленеющем лесе . . .

Как радостно жить!

Христос Воскресе! (слайд 5,6)

— Как самый великий и наиболее чтимый христианский праздник, Пасха объединяет

вокруг себя множество самых добрых народных традиций, обычаев и обрядов,

поверий и примет, идущих из глубины веков.

— Мы все христуемся на Пасху. Мы целуем друг друга и говорим друг другу:

«Христос воскресе!» — и отвечаем: «Воистину воскресе!»

— Мы делаем это оттого, что радость Воскресения научает нас, что все люди

действительно братья между собою. От радости мы больше не помним ни врагов

своих, ни обидевших нас. У нас в церкви поют на Пасху:

«Сегодня день Воскресения. Просветимся этим торжеством, и друг друга

обымем. И скажем друг другу «Братья», и ненавидящим нас простим

всё ради Воскресения Господа, и скажем: «Христос воскресе!» И в ответ

услышим: «Воистину воскресе!» (слайд 7)

5.Сообщения детей.

1 ученик:

Одним из важнейших моментов праздника было утреннее пасхальное разговение. После долгого и сурового поста и взрослые, и особенно дети с нетерпением ждали «разговения» и радовались ему. Возвратившись, домой из храма после торжественной литургии, умывались с крашеного яичка, чтобы быть здоровыми и красивыми.

2 ученик:

С яйцом связано много обрядовых действ. Освященному яйцу, даже его скорлупе приписывалась магическая сила. Пасхальное яйцо, окрашенное в красный цвет, символизирует собой обагренный кровью Христа мир, и через эту кровь возрождение всех верующих к новой жизни. Красили яйца в Чистый четверг или Страстную субботу.

3 ученик:

Обычай одаривать друг друга яйцами в знак уважения — древняя христианская традиция. Яйцо в представлении древних народов символизировало Вселенную. Еще греческие и римские философы происхождение Вселенной вели от яйца. Магические функции пасхального яйца ярко проявляются в обычаях и обрядах, связанных с хозяйственной деятельностью крестьянина.

4 ученик:

С Пасхи начинали водить хороводы. Особенно на Пасху были качели и рели. Их устанавливали обычно в тех местах, где обычно собиралась молодежь для гуляний и хороводов. На Пасхальной неделе начинали во многих селах играть в русскую лапту- самую распространенную и любимую спортивную игру. Качания на качелях, гуляния, игры продолжались всю неделю вплоть до Красной горки.

5 ученик:

А еще Светлое воскресение Христово у народа издревле связано с солнцем. У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». И люди старались подкараулить, подсмотреть мгновения игры солнца. С игрою солнца связывали и виды на урожай, погоду. В первый день Пасхи примечали:

на Пасху небо ясное и солнце играет — к хорошему урожаю и красному

лету;

на святой дождь — добрая рожь;

на святой гром — к урожаю;

солнышко с пасхальной горки в лето катится.

6.Физкульминутка. (слайд 8)

— На пасху, ребята, и воздух пахнет по-другому, по весеннему, по праздничному. Давайте представим, что вдыхаем этот воздух, а потом медленно выдыхаем, кто дольше (дыхательная гимнастика).

Дети в первый день Пасхи обращались к солнцу с речевками, говорилками, песенками. Давайте станем в хоровод и дружно споем песенку:

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Правописание о – ё после шипящих и цв окончаниях существительных"

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошко.

Выгляни немножко.

Солнышко, покатись,

Красное, нарядись.

Гори, солнце, ярче-

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

7.Инсценировка сказки.

А сейчас посмотрите инсценировку сказки «Теремок» о Пасхальном празднике. (сказку показывают заранее подготовленные дети).

Музыка «В гостях у сказки». Выходит сказочница.

СКАЗОЧНИЦА: Воскресение Христа? Сказки просятся сюда. Погостить хотят немножко, пригласить их можно? (Да) Мало только пригласить, надо громко повторить:
Сказка, сказка, расскажись, и пред нами появись.
Сказка, сказка, расскажись, перед нами появись

ТЕРЕМОК:

…Добрая девочка Настя уходит в пасхальную ночь в храм, а за это время к ней в теремок один за другим приходят звери и приносят подарки…
Действующие лица: Настенька, Дружок, Петушок , Мышка , Кошечка, Бабочка, Белочка, Медведь, Ангел .

Сцена 1.

Музыка для Насти. Возле домика сидит на лавочке бедно одетая Настенька и шьет. Рядом стоит Дружок.
Сказочница: Давным-давно это было. На опушке леса в маленьком домике жила-была девочка Настенька. Никого из родных у нее не осталось на белом свете. Но она жила — не тужила, в огороде работала, да в лес по грибы-ягоды ходила. И был у нее верный друг — пес Дружок.
Дружок: Гав-гав!
Сказочница: И вот однажды под самую Пасху собралась Настенька в село, на праздничную службу.
Настенька: В домике я прибрала, чисто окна вымыла. Горит в лампадке огонек… Хорошо у нас, Дружок?
Дружок: Хорошо у нас, хозяйка, только как не поворчать – ни куличика, ни пасхи. Как же праздник нам встречать?
Настенька: Праздник мы встречаем в храме, а не дома за столом. Нас с тобой Бог не оставит, не грусти, Дружок, о том.
(
Машет рукой, уходит. Дружок грустно заходит в дом)

Сцена 2.(К домику подходит Петушок и звонит в колокольчик.)
Петушок: Чей домок — теремок, кто в домике живет?
Дружок :(выходя из домика): В доме Настенька живет, утром лишь она придет. А ты кто?
Петушок: А я – Петушок-Золотой Гребешок. Из деревни, от ребяток, принес яичек я десяток. Велели Настеньку поздравить, да песнями сиротку позабавить.
(
Входит с Дружком в дом)
Сказочница: Вот и яичек Господь на Пасху Настеньке послал. Это из соседней деревни ребята ее не забыли.

(К домику подходит Мышка и звонит в колокольчик.)
Мышка: Чей домок-теремок, кто в домике живет?
Петушок: (выходя из домика): В доме Настенька живет, в храм она ушла молиться. Утром лишь она придет, а почему тебе не спится?
Мышка: А я – Мышка-Норушка. Я для милой Настеньки принесла муки, будут у нее теперь блины и пирожки. В зимушку голодную она меня спасла – крошек хлебных, семечек для Мышки припасла.
(Входит с Петушком в дом)

Сказочница: Вот и мука теперь у Настеньки есть – Мышка Настеньку отблагодарила.
(К домику подходит Кошечка и звонит в колокольчик)

Кошечка: Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?
Мышка: (выглядывая из домика): Ой, спасите, кошка, кошка!
Кошечка: Не пугайся, меня, крошка! Не обидит тебя кошка. В гости к Насте я пришла и сметанки принесла. Пропусти меня скорей к милой Настеньке моей!
(Входит с Мышкой в дом)

Сказочница: Посмотрите – Кошечка Мышку не стала обижать! Ради такого праздника свою любимую сметанку для Насти отдала.
(К домику подлетает Бабочка и звонит в колокольчик)

Бабочка: Чей домок-теремок, кто в домике живет?
Кошечка: (выходя из домика): В доме Настенька живет, утром лишь она придет, в храме молится она. Ты же ночью спать должна!
Бабочка: Я к Насте с благодарностью нектара принесла. Она из паутины сейчас меня спасла. И дальше по дорожке пошла в красивый храм, а я взяла нектара и прилетела к вам!
(Входит с Кошечкой в дом)

Сказочница: Сколько уже продуктов набралось – и яйца, и мука, и сметана, и сахар. По-моему, уже можно что-то испечь. Как вы думаете, что можно из этих продуктов испечь? Правильно, кулич!
(К домику подходит Белочка и звонит в колокольчик.)

Белочка: Чей домок-теремок, кто в домике живет?
Бабочка: (выходя из домика): В доме Настенька живет, утром лишь она придет. А ты кто?
Белочка: Я – Белочка-умелочка. Я с этой доброй девочкой уже давно дружу, но в гости к ней впервые я в домик прихожу. Мой небогат подарочек, но бедность – не порок. Изюма да орехов несу я кузовок.
(Входит с Бабочкой в дом)

Сказочница: Ну, теперь кулич выйдет особенно вкусный – белочка изюма и орехов принесла.
(К домику подходит медведь)
Медведь: Чей домок-теремок, кто в домике живет?
Белочка: (выходя из домика): В доме Настенька живет, утром лишь она придет. А ты кто?
Медведь: Я – Медведь, любитель песни петь. Мне в берлоге стало не до сна. А как начали ручьи звенеть – понял я – уже пришла весна! Значит, снова наступила Пасха, и свершилось чудо из чудес: я пришел поздравить нашу Настю и сказать ей, что Христос воскрес!
Белочка: Заходи, Миша!
Медведь: Нет, в дом не буду заходить – боюсь его я развалить…
Сказочница: Не стал Медведь заходить в домик, побоялся его развалить. Только повернулся и уходить собрался, глядь – Настенька идет!
Сцена 3. ( Появляется Настя и останавливает Медведя)
Настя: Здравствуй, Мишка косолапый! Зажила больная лапа? Будем Пасху мы встречать. Только нечем угощать …
(Из домика выходит Кошечка)

Кошечка: Как это нечем? Угощенье на столе!
(Из домика выходят все Настины гости и Дружок)

Хором: Христос воскресе!
Настя: Воистину воскресе!
(Настя заходит в домик. Появляется Ангел.)

Ангел: Христос воскрес! Христос воскрес!
Сияет солнышко с небес!
Зазеленел уж темный лес,
Христос воистину воскрес!
Пришла весна – пора чудес,
Журчит родник – Христос воскрес!
Светлее в мире нет словес –
Воистину Христос воскрес!

Свежие документы:  Конспект урока биологии на тему "Строение и функции больших полушарий"

8.Пасхальные игры (работа в группах). (слайд 9, 10)

— Много веков на Руси играли в разные любимые игры. Давайте послушаем и посмотрим, какие игры приготовила нам каждая группа.

1 группа: показывает игру «Катание яиц»

(для игры нужно сделать деревянный или картонный «каток». Вокруг него освобождали пустое, ровное место, на котором раскладывали или крашеные яйца, или маленькие игрушечки, конфетки. Играющие подходят по очереди к «катку» и катят своё яйцо, выигрывает тот предмет, который его яйцо тронет)

2 группа: показывает игру «Чоканье яйцами»

(стукнув тупым и острым концом крашеного крутого яйца об яйцо соперника, — также древняя традиция. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.)

3 группа: показывает игру «Вертушка»

(по команде дети одновременно раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель)

9.Творческая работа (работа в парах). (слайд 11,12)

— Ребята, как вы уже сказали, куличи, творожная пасха и крашеные пасхальные яйца — вот основные приметы праздника Пасхи.

— В старину накапливали по 100-200 яиц, окрашивали их, натирали маслом, чтобы блестели. В этот день люди дарили друг другу «пасхальные яички». Почему мы это делаем? Может быть, началось это от того, что простое яйцо напоминает о воскресении из мертвых. Вот снесет курочка яичко, а оно похоже на камушек — словно неживое, а в нем жизнь, живой цыпленочек, который вылупится из гнезда. Яйцо — символ Пасхи, символ возрождения, символ новой жизни. Раньше в народе так говорили: «Дорого яичко к «Христову дню».

— Обратите внимание на то, как старались украсить куличи, яйца к празднику. Их стараются окрасить в яркие цвета. Цвет — одно из самых выразительных средств в искусстве. Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. Восприятие цвета человеком сложилось естественно, в условиях окружающей природы. Например, красный цвет — это символ Солнца, огня, крови, жизни. Он обычно связывается с радостью, красотой, добром, теплом; но он, же означает тревогу, опасность. Белый цвет чаще всего символизирует свежесть, чистоту, молодость; но может означать покой, безжизненность и даже траур у некоторых народов. Черного цвета традиционный смысл — все «ночное», недоброе, враждебное человеку, горе и смерть.

— Сегодня на занятии мы с вами изготовим подставку для яйца. Я думаю, что у вас сейчас прекрасное настроение, и вы сможете передать его в своей работе. Ваши работы будут радовать глаз и поднимут настроение и тем, кому вы её подарите.

10.Подведение итогов урока. (слайд 13)

— Подходит к завершению наш урок, на котором мы с вами узнали о праздновании Пасхи в России. Каждый из вас может прочитать дополнительную литературу по данной теме (учитель представляет материал, который имеется)

Христос воскрес! Скворцы поют,

И, пробудясь, ликуют степи.

В снегах, журча, ручьи бегут

И с звонким смехом быстро рвут

Зимою скованные цепи.


Ещё задумчив тёмный лес,

Не веря счастью пробужденья.

Проснись! Пой песню Воскресенья.

Христос Воскрес!

Владимир Ладыженский

11.Рефлексия.

1.На уроке я работал активно пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен не доволен

3.Урок для меня показался коротким длинным

4.За урок я не устал устал

5.Моё настроение стало лучше стало хуже

6.Материал урока мне был понятен не понятен

полезен бесполезен

интересен скучен

лёгким трудным

12.Домашнее задание.

Стр.28-31; ответить на вопросы стр.31


Используемая литература.

1.Иван Шмелёв «Поздняя пасха» — М.Православный приход храма святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище г.Москвы РПЦ (издательство Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского), 2011 г.

2.»Пасха — господня» (книга подарок) – редакция православной литературы серия «Спаси и сохрани».

3.Зоя Светова «Праздников праздник. Пасха» — Витебск, издательский отдел Витебской Епархии, 2007 г.

4.Методическое пособие «Основы православной культуры».

5.Учебник А.Кураева «Основы православной культуры».

6.Интернет ресурсы.



Картинка 4 из 4835









Воскресение Иисуса Христа




«Дети, катающие пасхальные яйца» Николай Андреевич Кошелев







«Пасха» Мохов Михаил Андреевич 1842


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: