Конспект урока по ОРКСЭ «Род и семья – исток нравственных отношений»


Карпова Роза Михайловна, МАОУ «Гимназия № 8», г. Пермь.

Модуль «Основы светской этики»

Урок № 18: Род и семья – исток нравственных отношений.


Тип урока: урок постановки новой задачи.

Цель урока: Создать условия для формирования образа семьи у детей 4 класса. Образовательная: знакомство с понятиями род, родословная, древо, родственники, семья, как частица рода, в которой сливаются мысли, традиции и культура.

Воспитательная: формирование чувств уважение, любви, почитания своих предков, воспитание интереса к семейным традициям.

Развивающая: развитие чувства компетентности в сфере творческой деятельности, умение работать с родословным древом, с пословицами, развитие речи.

Задачи урока:

— познакомить детей с терминами «род», «родословная», «древо», «семья»;

— представить детям образ семьи, как великую духовную ценность;

— на примере родословной семьи А.С.Пушкина раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви и уважения;

— дать начальные представления семьи, как источника нравственных отношений, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни.

Авторский медиапродукт – презентационное сопровождение урока (среда POWER POINT)

ТСО: проектор, компьютер.

Планируемые результаты:

– Сформировать ценностные отношения о правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями.

Ценностные установки: любовь к своей семье.

– Дать начальное представление о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Формы обучения: Групповая, индивидуальная и фронтальная.

Технологии обучения: проблемное обучение, коллективно-распределённая деятельность учащихся, использование ИКТ, проектная деятельность, интегрированное обучение, и средство оптимизации процесса обучения.

Методы обучения: практические, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы, словесные, наглядные, репродуктивные.

Методы познания: сравнение, синтез, самостоятельный поиск учащимися новых знаний.






Ход урока

Структурные элементы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Оргмомент.


Организация местоположения каждого ученика в классе, установка на доброжелательную обстановку.

Располагается в классе.

Выявление темы и постановка учебной задачи.

На слайде слова:

Родина, род, родственники, родители.

— Что общего в этих словах?





— Какие слова может притягивать слово – магнит «РОД»?

— Как вы думаете, какая тема нашего урока?

На слайде: Тема: «Род и семья – исток нравственных отношений»

— Исходя из темы, какие задачи мы будем решать на уроке?

На слайде появляются задачи урока:

— Познакомиться с понятиями «род», «родословная», «древо», «семья»;

— Создать образ семьи.


Дети читают слова.


— Все они родственные, однокоренные, существительные, имеют общий корень «род», сходные по значению и т.д.

— Предки, история, семья, родословная, рождение человека, Родина и т.д.

— «Род и семья» или др. варианты.




— Узнать, что такое род, семья и отношения в семье.

Актуальность темы

На слайде: «Род Пушкина»

— Что показывает нам эта карта?

Что объединяет род?




— Александр Сергеевич Пушкин с гордостью относился к своей родословной, как по линии отца, так и по линии матери. Хроника жизни предков поэта тесно переплеталась с героическим прошлым государства Российского. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.

— Прочитайте в учебнике, что такое «род» и «родословная».


— Род семьи Пушкина.


— Разные семьи, но одной фамилии, общие предки, родственников, со стороны матери и отца.





















Индивидуальная работа по учебнику.

Решение учебной задачи и самостоятельное создание древа.

— Посмотрите на экран. Что видите? (Дерево)

В жизни каждого человека есть свое дерево. Оно называется «родословным деревом» или, еще торжественнее, «древом». Родословное древо — что это значит? Прочитайте в учебнике.

— Вдумаемся в это словосочетание: древо, несущее слово о роде, т. е. рассказывающее об истории рода, семьи.

— Как вы думаете, если это дерево рассказывает историю семьи, то чьи имена могут быть вписаны в эти овалы-окошки?

— Составь родословное древо своей семьи. Впиши в синие овалы имена родственников

со стороны отца, в красные—со стороны мамы .

— Издавна одной из традиций в семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную.

Дома предлагаем вам продолжить работу над созданием своей родословной.










Дети читают в учебнике о понятии «древо».



— Имена родителей, бабушек и дедушек …



У каждого ребёнка лист с деревом. Ученики самостоятельно создают родословную семьи.




Конструирование образа семьи.

– Родственники бывают ближние и дальние. А мы поговорим о ближних – семье.

— Что значит семья?




— Семья – семь я. Это «семь членов семьи и я – как глава семейства». Это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.

Учитель читает китайскую притчу «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: «И все?»

— Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

— И мира тоже.





— Это школа жизни, уважение, любовь, близкие люди, забота и взаимопонимание и т.д.

Групповая работа по поиску источника нравственных ценностей семьи.

— Сейчас вы поработаете в группах. Задание:

Подумайте, какие добродетели помогают семье быть счастливой?

Учитель выдаёт каждой группе листы: ромашка, солнышко, радуга.



Групповая работа:

Дети вписывают добродетели семьи в лепестки ромашки, в лучики солнышка, в радугу: доброта, трудолюбие, щедрость, дружелюбие, забота, понимание и т.д.

Рефлексия

— Какие мы задачи ставили на урок?


— Смогли ли мы раскрыть для себя эти понятия?

— Что особенно было сегодня для вас значимо?



— Какие цели вы поставите себе на будущее?

— Понять, что такое род, родословная, древо и семья.

— Да


— Составить родословную, притча, род Пушкина, что для меня значит семья, раскрыли ценности семьи.

— Продолжить изучать родовые корни своей семьи…

Домашнее задание творческого характера по выбору

— Задание на выбор:

  • Написать сочинение «Моя семья»;

  • Создать семейный альбом «Наши традиции», «Наши увлечения», «Наши таланты»;

  • Презентация «Старинные семейные реликвии, вещи»;

  • История моей фамилии.

Дети получают напечатанные проекты.



Свежие документы:  МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе «Ценности рода и семьи»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: