Журбина Галина Михайловна,
учитель начальных классов МОАУ СОШ № 5
г. Белогорск Амурская область
Конспект урока по предмету ОРКСЭ, 4 класс
Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству».
Цель урока: создать условия для формирования у детей чувства любви и уважения к Отечеству.
Задачи урока:
а) поразмышлять вместе с детьми о многогранном чувстве любви;
б) уточнить значение понятий Родина, Отечество, патриотизм;
г) развивать познавательный интерес к истории нашей Родины; развивать устную речь учеников.
Глоссарий к уроку: Родина, Отечество, страна, город, малая Родина, семья, добрые дела, патриотизм.
Оборудование и наглядный материал: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку.
Методы и приёмы работы на уроке: слово учителя, фронтальная беседа, учебный диалог, работа с иллюстративным материалом, работа со статьёй учебника, работа в группах, игра.
Ход урока
Организационный момент:
– Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ожидает необычный и интересный урок, который предлагаю начать с улыбки. И пусть нам сопутствует удача!
Присоединение к теме урока:
– Прослушайте стихотворение и подумайте, о чём мы с вами сегодня будем говорить?
Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей!
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть!
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом Русь!
– Спасибо! Выскажите ваши предположения, о чём будем говорить на уроке?
Сообщение темы урока (формулируют учащиеся):
+ Я считаю, что на уроке будем говорить о Родине, так как звучало
+ Я считаю, что на уроке мы будем говорить о любви к своей Родине
+ Я считаю, что на уроке мы будем говорить о красах нашей Родины
– Верно, ребята! На уроке будем размышлять о многогранной любви и уважении к Родине, к Отечеству.
А что есть Родина? Давайте все вместе вслушаемся в слово Ро-ди-на. Что оно обозначает? Слово родина происходит от слова род (ряд поколений, происходящих от одного предка, родоначальника).
– Ребята, а какие вы знаете слова близкие по значению к слову Родина? Составьте ассоциативный ряд к слову Родина.
+ Моя страна, государство, Россия, Владимир, Отечество.
– Спасибо, ребята! Давай подумаем, а почему Россию мы называем нашей Родиной, нашим Отечеством?
Родина – это Отечество, отчизна. К. Д. Ушинский писал: “Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; матерью – потому что она вскормила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов. Одна у человека мать, одна и Родина». А гордимся ли мы Родиной? А есть ли за что любить её, Русь великую?(ответы)
— Ребята, мы с вами в течение этого курса познакомились с великим духовным наследием, которое многие века одно поколение наших соотечественников передавало другому. Вы узнали о религиях, духовных идеалах, моральных нормах наших предков, о том, во что они верили и как жили. Наша культура росла и укреплялась, питаясь от разных духовных традиций. Традиции – дороги духовного мира. Какие же тропиночки, традиции питали нашу культуру? Предлагаю обратиться к материалу учебника стр. 94. 3 абзац.
— Как складывались духовные традиции России? (ответы)
Вывод: русская нация возникла лишь после принятия христианства и под воздействием христианства. Благодаря своей удивительной восприимчивости к христианской культуре Русь перестала быть языческой, она стала святой Русью. В чем же особенность России? Что объединяет всех людей, живущих в нашей стране? (Ответы учеников: общие традиции, мы любим своих родителей, учимся)
– Молодцы, ребята, вы произнесли очень важное слово любовь. А что такое любовь? Откройте свои учебники на странице 95 и прочитайте 1 абзац. Попробуем определиться так ли это?
Подтверждением тому послужит следующая работа. Вы распределены по группам. У каждой группы своё задание, выполнение которого поможет нам найти ответ на вопрос: что или кто является предметом любви?
1 группа готовит защиту по семье,
2 группа представляет защиту по малой Родине -Белогорску,
третья выстраивает защиту по блоку Русь святая.
Защиту представляет один из группы. Следует составить связный рассказ по теме работы.
Защита. Сидящие на местах фиксируют основные понятия при изложении в маршрутных листах, а также могут дополнять выступления.
– Молодцы, ребята! А знаете ли вы, в чём ценность любви? Какой должна быть наша любовь?
Ответы учеников: искренней, настоящей, бескорыстной.
Обратимся к содержанию учебника, стр.95 2 абзац
– Правильно, ребята, а что значит бескорыстная любовь?
+ Это означает то, что человек делает что-то хорошее и не ждёт выгоды для себя.
– Верно, ребята! Ещё Николай Васильевич Гоголь, известный русский писатель, говорил: «Ты жалуешься, что тебя никто не любит, но нам какое дело, любит ли нас кто или не любит? Наше дело: любим ли мы?» (работа с презентацией).
– А как может проявляться любовь к Отечеству? Подсказка на экране.
Ответы учеников: помогать ближним, беречь окружающую природу, защищать Отечество, заботится о своих родных и близких.
г) Игра:
– Какие же вы молодцы! А теперь мы с вами немного поиграем. Игра называется «Что отдашь Земле родной?». Первая пара обращается к нему со словами: «Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?». Водящий должен сказать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома, буду помогать больным…
– Спасибо, ребята!
Ребята, вот от таких малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народам России. Всё это называется патриотизм.
Что значит любить и уважать своё Отечество? Любить – это значит служить. Служить – творить добрые дела на благо людей, на благо нашей Родины. Любить – это значит стремиться делать мир вокруг себя чище, добрее, справедливее, не требуя за это вознаграждения. Любовь – основа нашей жизни. Какое название можем дать нашей брошюре, которую создали вы? Всё начинается с …
Рефлексия:
Интересно
Творчество
Обучились
Главное
–Что вам сегодня было интересно на уроке?
+ Мы поиграли в игру, узнали, как можем проявить свою любовь к Отечеству.
– А что творческого было на уроке?
+ На уроке мы слушали стихотворение, определяли его тему, собирали интересные картинки с образами нашего Отечества
–А чему вы обучились на уроке?
+ Мы узнали значения слов Родина, Отечество, патриотизм.
– А что главное было на уроке?
+ Главным было то, что все мы разные, но живем в одной стране. Нас всех объединяют духовные традиции и любовь к Отечеству. Мы должны любить, уважать, заботиться о своём Отечестве!
Назовите имя князя, который крестил Русь. (Князь Владимир).
2/ Назовите год Крещения Руси. (988 г.)
3/ Как князь Владимир выбирал веру для русичей? (Князь Владимир послал своих людей к болгарам, немцам и грекам испытать их веру).
4/ Кто из русских был крещен первым? Где это произошло? (Княгиня Ольга. В Константинополе).
5/ Назовите известные вам монастыри – образ Царствия Божия на земле. (Свято- Троицкая Сергиева лавра, Псково-Печерский монастырь, Спасо-Прилуцкий монастырь, Кирилло-Белозерский монастырь и другие).
6/ Вспомните имена святых, покровителей и заступников Русской Земли. (Преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Кирилл Белозерский, Димитрий Прилуцкий, святой Лука и другие).
7/ Назовите имена святых – воинов, защитников нашей Родины. (Святые Александр Невский, Димитрий Донской, Феодор Ушаков и другие).