Конспект урока в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» в 4-ом классе по теме: «Россия – наша Родина»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Донское»








Конспект урока в курсе
«Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры»

в 4-ом классе по теме:


Россия – наша Родина













Подготовила:

учитель начальных классов

МАОУ СОШ п. Донское

Калининградской области

Светлогорского района

Рослякова Надежда Ивановна





Донское 2011



Урок 1. Россия – наша Родина



Цели урока:

начать с учащимися осмысление важнейших понятий, на которых основана православная культура;

формирование первоначальных представлений о единстве и особенностях российской национальной духовной традиции как основе исторической, культурной и современной жизни многонационального народа России; понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы традиционной культуры многонационального народа России;

укрепление веры в Россию;

воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству, к культурным традициям нашей многонациональной страны.


Формы и виды деятельности:

беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия:

Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.

Средства наглядности:

выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города, презентации «Русь», «Верные сыны Отечества»

Литература: Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 – 5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2010. Толковый словарь В. И. Даля

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.

Звучит гимн России

Определение темы урока по 1 строке гимна

  1. Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе. Характеристика пособия для учащихся.

-Как вы понимаете тему урока: Россия – наша Родина? Что обозначает слово « Родина»? ( Родина — это место, где ты родился, нашу страну мы называем тоже Родиной)

А теперь послушайте, как дается толкование этого слава в словаре (диск – словарь — Родина)

Слово родина происходит от слова род (ряд поколений, происходящих от одного предка, родоначальника). От этого слова, как от родоначальника, происходит много других слов: родители, родственники, родословие, народ. Можно продолжить этот список. Ещё от этого корня происходит слово природа, означающее всё вещественное, зримое, весь наш мир, землю, а выражение от природы указывает на происхождение какого-либо качества человека от его рождения.


  1. Беседа о символике России

— Как называется страна, в которой мы живем? ( Россия)

-Кто является главой нашего государства? ( Президент — Дмитрий Анатольевич Медведев)

-Назовите символику России. ( Герб, гимн, флаг)

Одними из основных символов России, как и любого другого государства, является герб и флаг. Наш герб очень красивый. На нём изображён золотой двуглавый орёл. Орёл обозначает символ небесной силы: огня, солнца и бессмертия. Наш герб появился давно, более пятисот лет назад.

Георгий Победоносец на гербе нашей страны символизирует торжество добра над злом и готовность всего российского народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость.

-Вы знаете, что обозначают цвета флага? (Белый – свободу, синий – цвет веры, красный — кровь)

В настоящее время чаще всего (неофициально)

используется следующая трактовка значений цветов

флага России: белый цвет означает мир, чистоту,

непорочность, совершенство; синий – цвет веры и

верности, постоянства; красный цвет символизирует

энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

По этому флагу и стали повсеместно узнавать

мощное Российское государство

— Какие города России вам известны? (Москва, Владимир, Калининград….)

Работа по карте

-Назовите и покажите на карте столицу нашей Родины. (Показ на карте)

-Покажите на карте нашу область. Как называется областной город? Калининград

О Родине много сложено стихов и песен.

Послушаем стихотворение И. Никитина «Русь» (во время чтения стихотворения демонстрируется презентация «Русь»)

-Какое настроение и чувство вызвали у вас картины родной природы, увиденные в презентации? (Хорошее настроение и чувство гордости за нашу необъятную страну.)

  1. Беседа о русских военачальниках.

Испокон веков наша Россия славилась своими героями.

-Какие русские военачальники, писатели, композиторы, художники вам известны?

Обращение к стенду: Суворов, Кутузов, Пушкин, Лермонтов, Шишкин, Прокофьев, Рахманинов…

-Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Почему? Они прославили нашу Родину подвигами, произведениями, картинами, музыкой.

-Назовите известных вам героев России. Что вам известно о защитниках нашей родины?

Работа с портретами. Учащиеся называют героев. Показывают портреты и кратко рассказывают о защитниках Отечества (А. Невском, Д. Донском, А. Суворове, М. Кутузове, П. Нахимове, Ф. Ушакове.) Учитель дополняет ответы детей.

Подведение итогов беседы.

— А теперь посмотрите презентацию «Верные сыны Отечества»

После просмотра презентации, постарайтесь ответить на вопрос: что объединяет всех этих людей?

Презентация «Верные сыны Отечества»

Любовь к Родине, верность Отечеству объединяет всех этих людей.

  1. Работа с учебником на стр.4 -5

Беседа по рубрике: что вы узнаете?

-Объясните смысл фразы «духовный мир» (знания, содержащиеся в книгах, произведениях искусства и кино)

Выборочное чтение

-Найдите теперь ответ на этот вопрос в пособии (с. 4, 3-й абзац сверху)

6. Беседа с опорой на опыт учащихся

— Как вы понимаете слово «традиция»?

-То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи)

-Как в словаре В. Даля дается толкование этого слова? (читает ученик)

ТРАДИЦИЯ ж. лат. преданье, все, что устно перешло от одного поколенья на другое. Традиционные обычаи дипломатики, искони условно принятые.

Какие культурные традиции вы знаете?

-Новый год, Рождество, Пасха, День Победы, День пожилого человека…

Выборочное чтение о культурных традициях многонациональной России.

Какие традиции приняты в вашей семье? ( Дни рождения, Пасха, Новый год, Рождество…)

  1. Самостоятельная творческая работа учащихся.

Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности и др. (работа по группам)

Обсуждение результатов самостоятельной работы.


  1. Рефлексия

На партах лежат красные и зеленые карточки. Ответ «да» — зеленая карточка, «нет» — красная.

— Вам интересно было на уроке? Да

-Узнали новое? Да

-Что больше всего запомнилось? (Учащиеся высказывают свои мысли и впечатления)

9. Дз. (по выбору)

1) Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России. Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о России они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги?

2) Придумай вопросы для интервью с известным человеком (политиком, ученым, актером и др.) на одну из тем: «Любовь к Родине», «Духовные ценности», «Что такое патриотизм».


Свежие документы:  Конспект урока на тему «Компьютерное моделирование биологических систем»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: