Конспект урока «Язык иконы»


Сидорова Ирина Валерьевна,

учитель русского языка и литературы,

Основ Православной культуры

МОУ лицей г.о. Орехово-Зуево

Московской области

Конспект урока основ Православной культуры

ТЕМА УРОКА: «Язык иконы»

Цель: повторение и обобщение по теме: «Иконопись», показать отражение библейских сюжетов в поэзии, музыке, живописи, учить понимать прекрасное, показать, что икона утверждает нравственные идеал

Задачи. Воспитательные: развитие познавательного интереса, формирование у учащихся представления об иконописной культуре, воспитание культурно-ценностного отношения к русской истории. Образовательные: оптимальное закрепление пройденного материала; улучшение контроля и самоконтроля знаний ученика. Развивающие: развитие навыков поиска информации из различных источников, отбор и систематизация найденного материала, обобщение данных, публичное представление результатов своей работы.

Оборудование: ПК, проектор, раздаточные материалы (стихотворение).

Используемые программные средства: PowerPoint, Internet Explorer (видеофрагмент телепередачи «Слово пастыря» с сайта media.tvsoyuz.ru)

Содержание урока

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Беседа по вопросам.

  2. Обобщение изученного в виде кроссворда

  3. Беседа по теме «Язык иконы»

  4. Работа по теме «Цветовая символика иконы»

  5. Творческая работа по узнаванию икон и иконографического типа Божьей Матери.

  6. Игра «Вопрос – ответ»

  7. Просмотр видеофрагмента передачи канала ОРТ «Слово пастыря».

  8. Итоги урока. Домашнее задание.

Работа с витагенной информацией

Первая стадия  первичное восприятие витагенной информации.

Вторая стадия – оценочно-фильтрующая. Личность определяет значимость полученной информации с общечеловеческих позиций, затем с позиций личной значимости. Отсеивание информации.

Третья стадия  установочная. Личность создаёт либо стихийно, либо осмысленно установку на запоминание данной информации с приблизительным сроком “хранения”. Сроки хранения определяются её значимостью, жизненной и практической направленностью. Это определяет и уровень её усвоения.

– Первый уровень – операционный. Установка на слабое запоминание. Эта информация имеет наименьшее значение для самореализации личности в образовательном процессе. Запоминание “на всякий случай”.

– Второй уровень – функциональный. Установка на более длительные сроки хранения информации. Используется в ситуациях выбора.

– Третий уровень – базовый. Установка на длительное запоминание, наибольшая значимость для самореализации в образовательном процессе. Уровни могут постоянно взаимодействовать между собой, переходить один в другой, приобретать различную степень значимости.



Этап 1. Первая стадия  первичное восприятие витагенной информации. Витагенная проекция – витагенная информация, востребованная учителем в процессе обучения для подготовки к изложению нового знания.


Чтение эпиграфа под музыкальный фрагмент (звучит песня Жанны Бичевской)

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель
Внимая важному сужденью знатоков.

Одной картины я желал быть вечный зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель-
Она с величием, Он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и лучах…

А. С. Пушкин «Мадонна»

Сегодня мы с вами продолжим путешествие по загадочному, таинственному миру Православия и попытаемся разгадать тайны, связанные с иконописью. Давайте для начала вспомним, что нам известно по этой теме.

Этап 2 Вторая стадия – оценочно-фильтрующая. Личность определяет значимость полученной информации с общечеловеческих позиций, затем с позиций личной значимости. Отсеивание информации. Конструирующая проекция – информация, идущая от любого дополнительного источника: витагенный опыт других, книга, средства массовой информации, произведения искусства и пр.

Фронтальная беседа по вопросам

  • Что такое ИКОНА? (ответ: это изображения  Иисуса Христа, Божией Матери и событий из священной и Церковной истории, Святых). Для одних это произведение искусства, очень сложное по своей внешней и внутренней организации. Для других это то же, что и священная книга, но только в линиях и красках. В священной книге мы читаем Божие слова, а на святой иконе созерцаем святые лики.

  • Вспомним греческие слова, связанные с иконописью. «Агиос» — с греческого «святой», «графос» — «пишу» — жизнеописание святых. Определите значение слова «Агиография». «Канон» — с греческого «норма, образец». Святой – человек, посвятивший свою жизнь Богу. Делающий добро и ненавидящий зло, заслуживший у Бога за свою любовь и веру особых даров, например, дара чудотворения.

Прием «Композиция» — материал изучается с помощью музыки (учение должен обратиться к своему внутреннему миру, своему опыту  мышления, деятельности, переживаний и т.д. Ему предстоит осознать, как и почему он так делал, думал, чувствовал).

  • Подберите музыкальное сопровождение для урока по теме «Язык иконы». Придумайте словосочетания на тему «Православие», в которых будут слова с корнями «свет» и «свят». В чем принципиальная разница между этими понятиями для православного христианина. (Свет материален, создан Богом. А святость – это невидимая и непостижимая умом сущность Бога, которую он передал людям как возможность (идеал), создав человека по образу и подобию своему).


Этап 3 Третья стадия  установочная. Личность создаёт либо стихийно, либо осмысленно установку на запоминание данной информации с приблизительным сроком “хранения”. Сроки хранения определяются её значимостью, жизненной и практической направленностью. Это определяет и уровень её усвоения.


Первый уровень – операционный. Установка на слабое запоминание. Эта информация имеет наименьшее значение для самореализации личности в образовательном процессе. Запоминание “на всякий случай”.

  • Разгадайте кроссворд.

ВОПРОСЫ к кроссворду. По горизонтали:    

2.Перегородка, стена с иконами, между алтарем и центральной частью храма. (Иконостас).

1.В иконостасе ряд называют – (Чин).

3.Верхня одежда в виде рубахи (Хитон).

4.Святая святых православного храма (Алтарь).

5.Большой четырехугольный платок, покрывающий голову и всю фигуру (Мафорий).

6.На иконе изображают не лицо, а …(Лик).

Ключевое слово: Описание и классификация установленных видов иконных изображений (Иконография).

II. Слово учителя. Многое в иконах кажется загадочным, непонятным, ведь иконописцы, обращаются к нам на языке символов. В наши дни этот язык забыт, многие его просто не знают.

Прием «Ассоциативный конспект». Мысленно перенеситесь во времена, когда люди не знали грамоты, не умели читать. Как бы вы объяснили, что изображено на иконе. Подумайте, что из вашего детского жизненного опыта могло бы помочь выполнить это задание (ключевые слова для ответа: сопереживание, цветовые оттенки, детали, подражание изображенному).

Вывод. Когда-то даже неграмотные люди могли “читать” икону, переживать какие-то события, подражать добрым примерам. В иконописании исчезло слово “лицо”, потому что в иконе нет речи о форме носа и цвете глаз, о морщинках или веснушках. Не земной, а духовный облик видит молящийся, не лицо, а лик, избавленный от всего случайного и временного.


Второй уровень – функциональный. Установка на более длительные сроки хранения информации. Используется в ситуациях выбора.

1. Беседа по теме «Язык иконы»

Какие символы вы использует человек в своем жизненном опыте? Какие из них используете вы, с какой целью?

Прием «Я – диктор». Необходимо правильно, грамотно, выразительно говорить, используя свой опыт, свое виденье. Подготовьте в группах сообщение для радиопередачи на 1 минуту о том, какие символы используют иконописцы (каждой группе предложена работа с отдельными репродукциями икон).

Перед вами несколько икон. Какие символы используют иконописцы. Подумайте, с какой целью.

  • Какие символы в иконописи вам известны? (Круг – очень важный символ в иконописи. Не имеющий ни начала, ни конца, он означает Вечность. Сияние святости над головами Бога и святых также изображается в виде круга. Его название – нимб, в переводе с латинского “облако”. Глаза – центр лика, его изображение – круг с точкой – символ вечности, солнца, совершенства. Крест – символ не сломленной веры. Как и все в иконе, одежда стала символом. По ней можно было узнать воинов, царей, пророков, мучеников или священников. Жесты в иконе. Благословляющая десница Пальцы правой руки (десницы) сложены в виде букв I и Х (Иисус Христос) – это благословение именем Господним; также распространено троеперстное сложение – благословение именем Святой Троицы. С таким жестом изображаются святители (то есть святые епископы, митрополиты и патриархи), а также преподобные и праведные, имевшие священный сан. Ладонь праведника. Праведные люди изображаются с характерным жестом: открытой ладонью, обращенной к молящимся. Праведный человек – человек правды – открыт для людей, в нем нет никакого лукавства, никакой тайной злой мысли или чувства. Рука, приложенная к сердцу. Крест в руках. Основатели иноческих обителей.

  • Как писали святые образы? (Особенность изображения лика: на иконах изображались удлиненные лица, которым присуща заостренность, неправильные черты лица, взгляд направлен не на молящегося, а как бы «поверх», это знак созерцания сердца, того, что не увидишь. Поэтому ликов древних икон страшатся демоны, перед ними кричат и волнуются бесноватые).

  • На что указывают неправильные с точки зрения физиологии пропорции в изображениях на иконе? (Автор нацеливает именно на духовный мир святого. Лики святых сосредоточены. Они очень далеки от земных переживаний – гнева и удивления, горя и радости).

  • При каком свете стоит рассматривать икону? (При свече, т.к. пульсирующий свет свечи преображает пространство иконы. Иконам поклоняются, на них молятся, ставят к ним свечи).

Прием «Ассоциативный конспект»

  • С чем у вас ассоциируется икона? (окно, дверь, страница книги). Прокомментируйте свой выбор.


Третий уровень – базовый. Установка на длительное запоминание, наибольшая значимость для самореализации в образовательном процессе.

III. Слово учителя. Икона была своего рода книгой, где каждое слово, а значит, и линии и краски священны. Цвет в иконописи также символичен.


1.Задание по теме «Значение цвета в иконописи» Прочитайте стихотворение священника Евгения Тремаскина «ЦВЕТА». Проследите, как сливается земное и небесное в цветовых образах.

Черное, черное, черное
— Это мой вечный страх,
Цепью сжимает горло,
Птицей дрожит в висках…
Красное, красное, красное
— Это совесть моя,
Сердце сжимает ясная
Огненная струя.

Синее, синее, синее
— Это моя тоска,

В сердце впилась, как пиния
Корнями в склоны скал…
Белое, белое, белое
— Это немая боль,
Это вся жизнь неумелая,
Это на раны соль…

Где ж, золотисто-горячая,
Вырастешь ты, Любовь?
Скоро ли в сердце спрячу я
Радость твоих цветов.?..


Соедините линиями цвет и его значение в Православии

Золотой цвет

Пурпурный или багряный цвет

Красный

Белый цвет

Синий и голубой цвета

Зеленый цвет

Коричневый

Черный цвет

обозначает сияние Бога (самого Бога)

Цвет голой земли, праха, всего временного и тленного

Символ Божественного цвета, это цвет чистоты, святости и простоты.

цвет царя, владыки – Бога на небе, императора на земле

Цвет тепла, любви, жизни, символ Воскресения – победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа.

означали небо, символ иного вечного мира.

цвет зла и смерти.

природный, живой. Цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления.

Ответ

Золотой цвет – обозначает сияние Бога (самого Бога).
Пурпурный или багряный цветцвет царя, владыки – Бога на небе, императора на земле.
Красный – цвет тепла, любви, жизни, символ Воскресения – победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа.
Белый цвет – символ Божественного цвета. Это цвет чистоты, святости и простоты.
Синий и голубой цвета означали небо, символ иного вечного мира.
Зеленый цвет – природный, живой. Цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления.
Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного.
Черный цвет – цвет зла и смерти.

  1. Творческая работа по узнаванию икон и типов иконографического письма.

  • Определите название иконы по ее фрагменту (Иверская, Неупиваемая чаша, Нечаянная радость, Толгская, Грузинская, Владимирская, Голубицкая)

  • Помогите реставратору определить, что это за иконы (сначала показывается фрагмент, после ответов – полное изображение иконы).

1) Спорительница хлебов

2) Всех скорбящих радость

1) Боголюбская

2) Ахтырская

3) Живоносный источник

4) Утоли моя печали

3) Владимирская

4) Троеручница


IV. Слово учителя.

Метод творческого моделирования идеальных образовательных объектов.

Нам часто приходится решать трудные задачи, отвечать на сложные вопросы. Вот и сейчас я предлагаю вам игру «Вопрос – ответ». Что бы вы ответили неверующему или верующему, но мало знающему человеку на следующие вопросы.

  1. В Ветхом Завете сказано, что изображать Бога нельзя. Почему в Христианстве почитают иконы Спасителя? (Да, любое изображение невидимого Бога было бы плодом человеческой фантазии, однако Новый Завет явился Откровением Бога, который стал человеком, т.е. сделался видимым для людей. Оставаясь неизобразимым, Бог дал человеку Свое Откровение через Иисуса Христа, который принял человеческое естество. Так Сын становится иконой Отца, поэтому Бог может быть изображен. На просьбу апостола Филиппа: «Господи, покажи нам Отца», — Иисус сказал ему: «Сколько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп! Видевший Меня, видел Отца. Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне» (Ин., 14, 8-10).

  2. Если говорить о языках, то язык иконы – это какой язык. (Это один из богословских языков)

  3. Икона двухмерна. Но мы знаем, что мир трехмерен. Где же это третье измерение, ведь оно должно быть? (Это человек, стоящий перед иконой).

  4. Для чего нужна икона в доме? (для защиты, отцы церкви говорят, что если в доме нет иконы, то в нем поселяется зло. Вспомним роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» главу «Тамань»: «Дверь сама отворилась; из хаты повеяло сыростью…Я взошел в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю его мебель. На стене ни одного образа — дурной знак!»

  5. Почему у католиков нет икон, ведь они тоже христиане? (Римская церковь приняла догмат об иконопочитании, но не сохранила древнюю традицию иконописи. Роспись в католических храмах осуществляли светские художники, а икона стала картиной на религиозную тему. Седьмой Вселенский Собор в 787 году не благословил употреблять в церквях трехмерные изображения (скульптуры), но они широко используются в католических храмах. Если в иконе преобладает духовное восприятие, в картине – душевно-эмоциональное, в статуе – материалистическое, земное. Она имеет трехмерную объемность, самозамкнута.

V. Слово учителя. А теперь я предлагаю вам послушать как ответил на этот вопрос Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в программе «Слово паствря» (видеофрагмент) https://media.tv-soyuz.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1383&Itemid=54

VI. Слово учителя.

Наша встреча подходит к завершению. В следующий раз я вам расскажу о Библейских сюжетах в русской классической живописи, а вы постарайтесь представить, себе, что вы знаете, слышали об этом, с чем вам приходилось сталкиваться в жизни.

Вариант задания. Ответьте письменно на вопрос: «Как вы относитесь к выражениям «Икона стиля», «Кликни на иконку» (при работе на компьютере»).

Свежие документы:  конспект урока на тему "Православная молитва"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: