МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе «Ценности рода и семьи»



Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4-й класс

Урок 9. Ценности рода и семьи.

Цели урока:

1-я линия развития личности:

Анализировать и объяснять понятия, на которых основаны общечеловеческие правила поведения и культура народов России: духовность, культура, ценности, добро и зло, семейные и народные традиции.

Знакомить с основными нормами морали, показывать их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

2-я линия развития личности:

Формировать умение ориентироваться в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций, делать свой выбор и отвечать за него.

Этапы урока

Ход урока



I. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

1 2 3 4 5 1 2 3 1 2 1 2

Учитель пишет на доске: «7 Я».

Разгадайте ребус и попробуйте догадаться, о чём мы будем говорить на уроке.

Откройте учебник на с. 42 и прочитайте тему урока.

Почему это ценность, как вы думаете?

А кого называют семьёй?

А что такое род?

Пролистайте параграф, просмотрите все заголовки, которые в нём встречаются. Задумывались ли вы над этими вопросами?

Давайте выпишем слова, выделенные в параграфе жирным шрифтом (род, семья, любовь, традиция).


Какие из этих понятий более знакомы вам, какие менее?

Рассмотрите иллюстрацию на с. 42.

Как можно одним словом назвать людей на картинке?

Какое событие здесь показано?

Как вы думаете, зачем дарят цветы, подарки?

Как вы считаете, нужны ли людям традиции?

А вот что думают по этому поводу Оля и Игорь? Давайте прочитаем текст на с. 42.

Как вы думаете, Игорь понимает, что не уважать традиции – это плохо?

Какие слова показывают, что он чувствует, что поступает не так, как надо? («Расстроился», «буркнул», просит у Оли объяснения; как бы ищет себе оправдания и объяснения.)

Почему Оля не смогла убедить Игоря? (Не хватило умения; может быть, она не всё знает про семейные традиции, хотя твёрдо уверена, что их нельзя нарушать.)

А вы смогли бы в этот момент убедить Игоря? Вы-то как считаете: надо идти на матч или к бабушке?

Какой вопрос требует размышления? Давайте сформулируем проблемный вопрос.

Учащиеся высказывают свои предположения, например: «Надо ли уважать семейные традиции?» или «Почему надо уважать семейные традиции?»

Посмотрите, какой проблемный вопрос предлагают авторы.

Почему надо уважать семейные традиции?

Нам нужна информация, которая помогла бы убедить Игоря.


Учитель предлагает план урока:

1. Прочитать тексты параграфа.

2. Сделать выводы по проблеме урока.

3. Сравнить свои выводы с авторским.


II. Решение проблемы, открытие новых знаний.


1 2 3 4 1 2 3 1 2 3 1 2

Прочитайте задание на с. 43.

Работа с текстом «Как появилась семья?» во время чтения.

Учитель организует комментированное чтение текста.

В далёком прошлом, ещё до того, как появились семьи, люди жили родами. Эти союзы родственников (Понятно, что это больше, чем семья?) помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство (Интересно, а что ещё?), а ещё и помощь друг другу (Обратите внимание!) в борьбе за жизнь в дикой природе. Во многом они были похожи на стаи животных. Однако в человеческих родовых союзах действовали правила морали, разъясняющие каждому, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Мужчине-охотнику нельзя было утаивать добытую еду от своих сородичей. (Сохранилось ли это правило в современном мире?) Но ему можно было свободно уходить от жены к другой женщине. (А сохранилось ли это правило? А у животных?) Ведь о детях всё равно заботились сообща, всем родом, и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.

Со временем люди научились лучше обеспечивать себя пропитанием – они стали выращивать растения и животных, а не искать их в дикой природе. Чтобы выжить, уже не требовалось объединять усилия многих людей. Большой шалаш сменили несколько маленьких, и внутри родов появились семьи. Понравившиеся друг другу мужчина и женщина уже не расставались, а жили вместе, добывая себе пропитание. Но главное в семье – рождение детей, которых воспитывают мама и папа. Между ними возникает самое сильное из всех человеческих чувств – чувство любви, основанное на сильной привязанности, невозможности жить друг без друга и на желании делать друг для друга только хорошее. Это чувство связывает всех, кто живёт одной семьёй. Это могут быть не только родители и дети, но и другие близкие родственники (бабушки, дедушки), если они живут в одном доме, сообща ведут хозяйство и заботятся друг о друге.

Таким образом, от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества – готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.

Работа с текстом «Как появилась семья?» после чтения.

Что общего у рода и у семьи?

Что позволило людям жить не одним большим родом, а небольшими группами?

Были ли традиции у людей, которые жили родами?

А может быть, в традициях нет необходимости и семья может жить и без них?

Работа с текстом «Зачем семье нужны традиции?» до чтения.

Рассмотрите рисунки на с. 44.

Можно ли предположить, какие традиции в семьях, которые нарисовал художник?

Прочитайте текст на с. 44.

Работа с текстом «Зачем семье нужны традиции?» после чтения.

В чём главная задача традиций? Найдите ответ в тексте. («Под влиянием семейных традиций складывается внутренний мир ребёнка, развиваются его лучшие человеческие качества».)

Что Оле надо было объяснить Игорю в ситуации, которую мы рассматривали в начале урока? (Например: «Бабушка всегда радуется, когда мы всей семьёй приезжаем её поздравлять, а если не все придут – расстроится»; «Надо помогать друг другу и поддерживать своих близких». А ещё надо бы объяснить Игорю, что такое традиции, что это важно для всех членов семьи и для него самого тоже.)

Работа со схемой «Что даёт человеку семья?».

По схеме на с. 45 расскажите, что даёт человеку семья.


III. Выражение

решения проблемы.

1 2 3 4 1 2 3 1 2 3 1 2

Вспомните проблемный вопрос урока. Какой вывод вы можете сделать?

Прочтите вывод авторов и сравните его со своим.

Семья – это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества.



IV. Выполнение продуктивных заданий по теме.

1 2 3 4 5 1 2 3 1 2 3 4 1 2

Учитель предлагает детям в группах выполнить следующие продуктивные задания (с. 46).

1-я группа: объяснить смысл выражения «Семья – источник нравственности».

2-я группа: объяснить смысл выражения «Нравственная культура человека».

3-я группа: объяснить смысл названия учебника, используя знания, полученные на этом уроке.

4-я группа: прочитать стихотворение А. Барто «Воскресенье», объяснить, что его герой считает самым важным в семье.

По окончании работы каждая группа представляет результаты.


V. Итог урока. Рефлексия.

1 2 3 4 1 2 1 2 3 1 2

Расскажите, какие традиции есть в вашей семье.

А какими из них вы особенно дорожите?

Вы бы хотели, чтобы в семьях появились какие-то новые традиции?

А какие традиции будут в вашей семье, когда вы станете взрослыми?

Почему нужно уважать семейные традиции? (Благодаря семейным традициям воспитываются лучшие человеческие качества: трудолюбие, любовь, внимание, забота, отзывчивость и др.)

Что вы сегодня повторили из того, что уже знали?

Ответили ли мы на главный вопрос урока?

Поднимите карточки. Как вы оцениваете свою работу на уроке:

Работал в полную силу. Работал хорошо. Мог работать лучше.



VI. Домашнее задание.


В качестве домашнего задания можно выполнить один из проектов, предлагаемых в учебнике (с. 43), или другой, придуманный самостоятельно. Можно использовать для работы материалы приложений.


Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Отношение христианина к природе"


Рекомендации по оцениванию достижений учащихся


Решение проблемы, открытие новых знаний.

* Работа в учебнике: отметить учеников, которые отвечали на вопросы, верно работали по схеме.

Выражение решения проблемы.

* Отметить учеников, наиболее полно сформулировавших ответ на ключевой вопрос урока.

Выполнение продуктивных заданий по теме.

* Отметить учеников, которые представляли работу группы.

Итог урока. Рефлексия.

* Отметить учеников, которые сформулировали ответ на ключевой вопрос урока, привели примеры из жизни.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета

Знаешь ли ты историю своей семьи?

В каком классе ты учишься?

  1. Сколько в твоей семье известных тебе поколений (считая твоё поколение)? ____________

  2. Знаешь ли ты девичью фамилию твоей матери? Да Нет

  3. Знаешь ли ты, кем работает твоя мама? Да Нет

  4. Знаешь ли ты, кем работает твой папа? Да Нет

5. Знаешь ли ты родных братьев и сестёр своих родителей? Да Нет У них их нет

  1. Знаешь ли ты информацию про бабушку и дедушку по маминой линии? Какую?

Фамилия, имя, отчество

годы жизни профессия увлечения

7. Знаешь ли ты информацию про бабушку и дедушку по папиной линии? Какую?
Фамилия, имя, отчество

годы жизни профессия увлечения

8. Были ли в твоей семье известные люди (писатели, актёры, политики, учёные и т.д.)?

Да Нет Не знаю

9. От кого ты узнаёшь информацию о своих родных?

от родителей от других родственников

из семейного альбома из других источников

10. В каких источниках ты находишь сведения о своих родных?

в книгах в телевизоре в Интернете в других (укажи, в каких) ни в каких

11. Сколько в твоей семье было известных тебе участников и героев Великой Отечественной войны?

1 2 3 4

10. Считаешь ли ты нужным знать историю своей семьи?

Да Нет Затрудняюсь ответить

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Памятка по созданию «Семейной страны»


1. Построить семейное древо. Для этого нужно:

а) составить список известных родственников (родители, бабушки, дедушки, дяди, тети, братья, сёстры и др.);

б) расположить всех членов рода по поколениям, начиная с себя;

в) внутри каждого поколения объединить одной линией мужа и жену и провести линии вверх к детям и вниз – к родителям;

г) расспросить всех известных тебе родственников, кого из предков они помнят, какие события из истории семьи (семейной, родовой хроники) сохранились в памяти. Результаты расспросов записать на отдельные листочки (файлы) с именами и фамилиями каждого члена рода;

д) внести краткую информацию (фотографию, если она есть, Ф.И.О., годы жизни, степень родства, профессию) рядом с каждым членом рода на получившемся семейном древе.

Примечание. Дальнейший поиск и изучение материалов в домашних и государственных архивах и музеях, встречи с людьми, знавшими представителей того или иного рода, является наиболее сложным этапом и может продолжаться очень долго.

2. Создать «Поляну удивительных открытий». Для этого нужно:

а) вспомнить, что тебя удивило в окружающем мире за последние несколько лет, с чем лично ты познакомился, может быть, благодаря родителям;

б) записать эти воспоминания и собрать: фотографии, описание удивительного факта или события с помощью семейных фото (видео) архивов или Интернета;

3. Создать остров «Полезных дел», выполняемых на благо твоей семьи. Для этого нужно описать занятия, которые приносят пользу твоей семье, и разместить фотографии, подтверждающие это.

4. Создать «Аллею памяти и славы». Для этого нужно:

а) расспросить всех родственников о членах твоей семьи, принимавших участие в борьбе за свободу твоей Родины (на фронте и в тылу);

б) разместить фотографии с кратким описанием боевого пути, трудового или военного подвига.

5. Необходимо создать «Озеро увлечений». Для этого нужно:

а) вспомнить семейные увлечения за последние несколько лет;

б) описать эти увлечения с помощью семейных фотографий или Интернета.

6. Создать «Вершину достижений». Для этого нужно:

разместить фотографии: дипломов, грамот, медалей, призов и других наград, полученных тобой и близкими родственниками с кратким описанием.

7. Оформить карту «Семейной страны».







Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: