Методическая разработка урока по теме: «Добро и зло» урок №5 (модуль ОСЭ)


Методическая разработка урока

по теме: «Добро и зло» урок №5 (модуль ОСЭ)

Юсова Ирина Викторовна

МБОУ СОШ№8 г. Ковров


Цель: формирование представлений о добре и зле и нравственной ответственности за совершённое

Задачи:

  1. воспитание стремления совершать добрые поступки, избегать зла;

  2. развитие умений учащихся анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;

  3. дать понятие слов «добро», «зло».

Оборудование.

Презентация к уроку «Добро и зло».

Учебник «Основы светской этики».

Печатный раздаточный материал.


Ход урока.


1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

— Добрый день!

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

2. Введение в тему.

Работа с притчей о добре и зле. Послушайте притчу. Чтение подготовленными детьми по ролям.

«Однажды юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины.

Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.

Конечно, нет! – ответил юноша.

А воровать?

Нет.

А убивать?

Нет…

Так иди, – воскликнул учитель, – и познай все это. А познав, не делай!»


  • Что необычного вы заметили в совете, который мудрец дает юноше? (Познать, но не делать!)

  • Почему? Надо ли понимать совет буквально? (Конечно же нет , учитель не призывал юношу лгать, воровать и убивать, но он хотел, чтобы юноша понял, ощутил, что это присутствует в жизни.)

  • О чем эта притча? (О добре и зле)

  • Чему она учит? (Не совершать зла)


— Прочитаем эпиграф к уроку, вставив подходящие по смыслу слова. Они и будут темой нашего урока. Слайд

Эпиграф: «Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра, как можно меньше зла» (Л.Н.Толстой)

Выделенные слова дети дополняют.

  1. Актуализация знаний. Чтение стихотворения Т. Кузовлевой «Твори добро» (подготовленный ученик)

Твори добро –

Нет большей радости.

И жизнью жертвуй,

И спеши

Не ради славы или сладостей,

А по велению души.

Когда кипишь, судьбой

униженный,

Ты от бессилья и стыда,

Не позволяй душе обиженной

Сиюминутного суда.

Постой.

Остынь.

Поверь – действительно,

Все встанет на свои места.

Ты сильный.

Сильные не мстительны.

Оружье сильных – доброта.



  • Ребята! А можно ли это стихотворение считать ключом к нашему уроку?

  • Найдите ключевые слова, словосочетания или предложения, которые раскрывают тему урока.

  • На доске записываются ответы детей:



Твори добро

По велению души

Не позволяй

Сиюминутного суда

Постой

Остынь

Поверь

Оружие сильных – доброта

Беседа.

-Понятны ли вам эти слова? Что бы вы хотели узнать на уроке?

— Обратимся к рубрике учебника «Вы узнаете» с. 4.

— Можно ли людей однозначно назвать добрыми или злыми?

— Где основа добра и зла?

— Как мы решаем: добрый или злой поступок совершен? Попробуем разобраться.

4. Открытие новых знаний. Работа с учебником. ( в группах) Слайд.

Самостоятельное чтение статьи.

Работа по группам:

1-ая гр. – понятие добра;

2-ая гр. – понятие зла.

Каждая группа готовит сообщение по памяткам:

1-ая группа.

Для чего люди должны знать, что такое «добро» и «зло»?

Что такое добро?

Как должен делать человек добрые поступки?

2-ая группа.

Нужно ли знать человеку, что такое зло?

Что такое зло?

Как должен вести себя человек, чтобы не допустить зла?


Выступления учащихся.

-Что нового узнали о добре и зле?

-Подтвердились ли ваши представления о том, что такое добро и зло?

Работа со словарем.

-А теперь послушаем научное понятие терминов «добро», «зло».

Работа со словарём Ожегова. Слайд

5. Физкультминутка.



6.Самостоятельная работа. Тест (в парах)

Проверка. Слайд

С тестом вы справились. Молодцы!

7. Включение новых знаний в систему.

Как вы думаете, чего больше в мире: добра или зла?

А теперь подумаем, можно ли победить зло. Ваше мнение.

На доске тучки. Прочитайте, что на них написано. (зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь). Назовите эти слова одним словом (ЗЛО)

— Чтобы победить зло, надо на солнышках написать доброе дело, которое вы совершили, и закрыть тучки.

— Так как же можно победить зло?

8. Рефлексия Работа в парах. Составление синквейна о добре и зле.

Подведение итогов. Улыбнитесь друг другу. Давайте спешить делать добро! Слайд


9. Домашнее задание. (по выбору) Слайд

  1. Придумать сказку о добре и зле.

  2. Нарисовать добро и зло.

  3. Подобрать пословицы о добре и зле, подготовив задание для товарища «собери пословицу»


Приложение

  1. Притча о добре и зле

«Однажды юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины.

Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.

Конечно, нет! – ответил юноша.

А воровать?

Нет.

А убивать?

Нет…

Так иди, – воскликнул учитель, – и познай все это. А познав, не делай!»


  1. Стихотворения Т. Кузовлевой «Твори добро»

Твори добро –

Нет большей радости.

И жизнью жертвуй,

И спеши

Не ради славы или сладостей,

А по велению души.

Когда кипишь, судьбой

униженный,

Ты от бессилья и стыда,

3. Тест – тренажер к уроку №5 по теме «Добро и зло»

1.Вставьте пропущенные слова:

……………. – образец поступков людей и отношений между ними.

……………. – противоположность добра, то, что стремится устранить и исправить мораль.

2.Как творят добрые дела

  • Бескорыстно и сознательно

  • В надежде на вознаграждение

  • В надежде на похвалу

  • Чтобы избежать наказания

3.Что считается добрым поступком

  • Опоздать на неинтересную встречу

  • Дать списать домашнее задание

  • Забыть о неприятной просьбе

  • Помочь соседу по парте разобрать задачу

4. Укажите поступки, которые относятся к понятию «добро»

  • Взаимовыручка

  • Насилие

  • Обман

  • Унижение

  • Помощь

  • Ограничение свободы другого человека

  • Борьба за свободу

5.Что является последствием злых дел

  • Дружба

  • Радость

  • Вражда

  • Мирное сосуществование

6. Знания о добре зле помогают людям

  • Дружить

  • Проявлять заботу о близких

  • Жить в мире

  • Все ответы верны



4.Задания в памятках:

1-ая группа

Для чего люди должны знать, что такое «добро» и «зло»?

Что такое добро?

Как должен делать человек добрые поступки?

2-ая группа.

Нужно ли знать человеку, что такое зло?

Что такое зло?

Как должен вести себя человек, чтобы не допустить зла?


5.Тучка. солнышки.

Слова на тучках: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь.

У каждого уч-ся солнышко.



Свежие документы:  План-конспект урока " Кодирование графической информации . Пространственная дискретизация Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Растровые и векторные изображения" 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: