Методическая разработка урока по теме «Совесть»


Муниципальное бюджетное учреждение

Моторская средняя общеобразовательная школа














Методическая разработка урока


по теме «Совесть»


(модуль «Основы светской этики»)










Подготовила учитель истории

Немкова Вера Николаевна







Моторское 2014

Тема урока: «Совесть»

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Вид урока: Урок – диалог.

Цели урока:

— создание условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развивать нравственные ценности учащихся.

Задачи:

  • стимулировать самооценку у обучающихся и их самоконтроля в повседневном поведении на основе формирования этического понятия совести;

  • формировать у обучающихся культуру общения;

  • развивать умение высказывать своё мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы;


Прогнозируемые результаты: раскрыть смысл таких понятия «совесть», «стыд»,через художественные произведения и изобразительное искусство.

Метапредметные результаты:

-участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений;

-формировать готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов решения трудностей.

Личностные результаты:

— развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки.

Учебные материалы:

учебник «Основы светской этики» 4кл,текст произведения А.Гайдар «Совесть», картина Ге Н.Н. «Стыд»

Ход урока.

І. Оргмомент.

Мотивация.

Добрый день, ребята! Свой урок мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов. На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости.

Вас радушно встречает мудрец. Он все знает о человеческой жизни.

Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я? Каким я себя чувствую? Что бы вы рассказали мудрецу о себе? (слайд4)

ІІ. Актуализация знаний.

Учитель читает стихотворение.

Однажды предрассветною порой

ТРИ мудреца склонились надо мной,

И я спросила их, поднявши веки:

— Что главное, скажите в человеке?

-Конечно, разум- первый мне ответил.

(прикрепляю карточку со словом «разум» на дерево)

С ним каждый путь и правилен и светел.

Благодарю, что просветил меня.

Я поклонилась, голову склоня.

Второй ответил: — Воля на пути,

(прикрепляю карточку)

Который нужно с гордостью пройти,

Чтобы достойно подойти к концу.

Я поклонилась в пояс мудрецу.

Да нет, не то, заволновался третий

Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…

Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?


Работа в группах.

Учащиеся записывают на полоске бумаги самые главные (по их мнению) качества и прикрепляют полоску к доске. Читаем качества, которые посчитали главными, анализируем, сравниваем, находим совпадения. Интересно у кого они совпали? Свертывание информации: убираем карточки с одинаковыми качествами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом, на доске остается 5-6 качеств, а из них выбирается одно. Ответ сравниваем с ответом мудреца:

Да нет, не то, заволновался третий.

Дослушайте, что строго он ответил!)

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека — совесть! (прикрепляю карточку)

— Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.

ІІІ. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.

— Назовите тему урока. (Совесть).

Ребята, какие цели вы поставите себе сегодня на уроке? (уч-ся называют).

Учитель предлагает учащимся определить значение слова «совесть».

Составление кластера.

Ответы фиксируются на доске,

Работа с толковым словарем.

Определение записывается в тетрадь.

«Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом».


ІV. «Открытие» новых знаний.

  1. Заглянем в историю слова «совесть». Это слово состоит из двух частей: приставки со — что значит — вместе, корня — весть, что значит, знать, ведать. Совесть — это совместное знание человека со своим внутренним миром.

  2. Подберите однокоренные слова. (Совестливый, добросовестный)

Совестливый – поступающий по совести;

добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный;


-Ребятам даётся задание прочитать произведение А. Гайдара « Совесть»

(слайд 5)

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.


После прочитанного учитель предлагает ребятам дискуссию по следующим вопросам (слайд 6)

-Что вы можете сказать о Нине?

-Почему очень тяжело было на её сердце?

Как вы понимаете выражение «беспощадная совесть»?


Учитель: Первым, кто попытался понять, что такое совесть, был древнегреческий философ Демокрит. В то время ещё не было

слова « совесть», и Демокрит писал, что это переживание связано со стыдом, но отличается от него.

  • Как вы понимаете слово «стыд»?

  • Подберите однокоренные слова (стыдливый, постыдный, стыдливость)

  • — Как вы думаете, слова «стыд» и «совесть» близкие по своему значению?

  • — А есть ли в их значении какое-то различие?

Давайте проверим наши предположения. Работа с текстом учебника в паре (с.48)

Составление таблицы.

Стыд

Совесть

Тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение

это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили


Проверка

V.Физминутка

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.


VI. Понятие «Совесть» рассматривается в живописи слайд 7)

Обратимся уже к знакомому нам художнику Н.Н.Ге.

Николай Николаевич Ге (1831 – 1894). «Иуда» («Совесть») (1891)

Учитель: Внимательно рассмотрите картину. Какое настроение она вызывает, чувства? Какие цвета красок выбраны для изображения одиноко-стоящей фигуры? Какой фон? (cлайд 8)

Учитель: В картине «Совесть. Иуда» (1891) одинокая сгорбленная фигура стоит на ночной дороге, зябко кутаясь в одеяние, обреченно обтягивая его на себе, как саван. Уже никогда не согреться тому, кто предал своего Учителя и Бога. Уже брошены ненужные тридцать сребреников, осталось только пойти и повеситься, покончив с этой загубленной жизнью…

Сам Ге воспринимал библейские образы с нравственно-моральной, а не религиозной точки зрения, но от взглядов мастера не меняется суть его великой картины, как не меняются и чувства Иуды, так точно переданные художником. Чем бы ни руководствовался апостол – за его проступок заплачена самая высокая цена. Иуда потерял все, чем до этого жил: Учителя, единомышленников, идею, друзей, потомков, истину, веру, надежду, любовь и жизнь. Единственное, что у него осталось, совесть.

Впереди тусклый свет от удаляющейся процессии, уводящей Христа. Стихают шаги, голоса, и на ночной дороге остается одинокая фигура. Иуда не решается идти вслед за всеми, слишком тяжел груз предательства на его душе. Он стоит в нерешительности, осознавая весь ужас своего поступка, и уже не сможет простить и оправдать самого себя. Теперь перед ним тьма. Только луна мертвенно светит ему в спину. Очередной талантливо проявленный художником безвозвратный Рубикон с сожженными мостами.

Одинокая фигура Иуды на пустой дороге – как олицетворение совести.

Учитель: можно ли сказать, что переживания в результате которых, человек испытывает совесть и стыд, являются движущей силой в процессе самовоспитания человека.? (дети рассуждают, доказывая свои ответы )

Учитель: Да, совесть – это наш внутренний судья.

-Подумайте, почему совесть действует иногда сильнее на человека, чем написанные законы?

VII. Рефлексия (слайд 9)

Мы с вами сегодня много говорили о таких понятиях, как «совесть», «долг», «стыд». Что нового вы узнали? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли? Учитель даёт задания для самостоятельной работы.

1. Соедини части так, чтобы получилась пословица (слайд 10)

-Как ни мудри, а совести не перемудришь.

-Совесть без зубов , а от совести нет.

-От человека утаишь, грызет.

2 .Игра «Найди пару» (слайд 11)

Ребята, я даю вам предложение, а вы должны найти вариант как можно его заменить.

-Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).

-Жить честно, справедливо. (Жить по совести).

-Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).

3. Рефлексия.

  • Я научился…..

  • Самым важным для меня было…

  • Я задумался

VIII Домашнее задание: выполните одно из заданий, можете предложить свое. 1.Написать сочинение на тему «Когда совесть раздавали, его дома не было»

2.Подберите пословицы о совести.

3.Как бы вы нарисовали совесть.

IX. Итог.

Искренне переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь, давая зарок не совершать ничего подобного впредь, человек чаще всего не понимает, не отдает себе отчета, что в этот момент звучит голос его собственной совести, не знает, как назвать происходящее с ним.

Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть.

Пусть голос совести звучит в вашей душе звонко и отчётливо. Пусть она будет вестником хорошего, доброго в ваших сердцах.

Список использованной литературы:

  1. Учебник Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы под ред. Данилюка А.Я -М.«Просвещение»2010.

Интернет – ресурсы:

1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/metodicheskaya-razrabotka-uroka-po-teme-sovest-dolg-modul-osnovy-svetskoy

  1. https://www.edu54.ru/node/216474

  2. https://pedsovet.su/load/145-1-0-28823






Свежие документы:  Тест ОРКСЭ «Исламская культура» 4-5 классы

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: