Методическая разработка урока по теме «Стыд, вина и извинение» модуль ОРКСЭ





Методическая разработка урока по теме

«Стыд, вина и извинение» (модуль ОРКиСЭ)


Новикова Марина Петровна,

учитель начальных классов

МБОУ лицей г.Зернограда

Стыд перед людьми — хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.

Л.Н.Толстой


Цель: формирование мотивации к осознанному нравственному поведению.

Задачи:

1) личностные: развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

2) метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; работа над способностью адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

3) предметные: формирование первоначальных представлений о светской этике, понимание значения норм светской морали в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе

  • воспитывать уважительное отношение друг к другу, к окружающим;

  • ознакомить обучающихся с нравственными понятиями: стыд, вина, извинение;

  • развивать ответственность за свои поступки.


Актуальность данного урока: тема стыда, вины и извинения всегда сложна для восприятия, ведь нелегко признать свои ошибки и уж тем более просить прощение. В результате это отрицательно сказывается на взаимоотношениях с окружающими. Поэтому важно прививать их людям еще с детских лет, и школа играет в этом процессе неоценимую роль. А учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно













объективно анализировать свои поступки и признавать собственную вину, а также уважительно относиться к окружающим.


Оборудование: репродукция картины А.Ф.Решетникова «Опять двойка»; учебное пособие для обучающихся «Основы светской этики», рабочая тетрадь по светской этике, мультимедиа, набор цветной бумаги, таблица Эдварда де Боно.


Основные понятия и термины: стыд, вина, раскаяние, извинение.


Ожидаемые результаты:

1.Уважительное отношение к окружающим.

2.Знакомство со значением понятий: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.

3.Умение просить прощение, прощать других .


Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, рефлексия.

Ход урока

I.Организационный момент.


-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и мне, подарите частичку своего тепла, ведь все на земле начинается с улыбки.

II.Проверка домашнего задания (предыдущая тема «Золотое правило нравственности»)

-Работа в группах ( карточки с заданиями)

-Как звучит основное правило нравственности?

«Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.»


2слайд Эпиграф нашего урока звучит так: «Стыд перед людьми –

хорошее чувство, но

лучше всего стыд

перед самим собой.»

Л.Н.Толстой







III. Актуализация знаний.


Ребята, а что такое чувство? Как вы думаете? Чу́вство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.


— А что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок? (стыд, вину, огорчение, грусть, тяжесть на душе)

(Использование метода «Кластер». В центре ключевое слово «чувства», а вокруг понятия: стыд, вина, огорчение, грусть, тяжесть на душе.

грусть

тяжесть на душе


стыд


огорчение

вина





IV. Подготовка к восприятию нового материала.

3 СЛАЙД Работа над репродукцией картины «Опять двойка».

Давайте попробуем по репродукции картины Фёдора Павловича Решетникова определить чувства.

— Ребята, внимательно рассмотрите картину.

— Кто является главным героем? (мальчик)

— Что он делает ? Назовите основное действие мальчика. (Стоит.)

— Что он ещё делает? Как стоит? (В ответах желательно использовать деепричастия и деепричастные обороты: опустив глаза, держа в руке портфель, не глядя на мать и т.д.)


— Какой у мальчика портфель? Почему он не смог его закрыть? (Портфель у него потрёпанный, неаккуратный. Положив в портфель коньки, мальчик не сумел его закрыть и перевязал верёвочкой.)



Что помешало мальчику выучить уроки?

( Он вчера прокатался всё своё свободное время на коньках. Кататься было весело, и мальчик совсем забыл об уроках.)

— Что выражает лицо мальчика? (Он чувствует свою вину перед матерью. Он знает, что мама будет огорчена. Но мальчик ничего не может сказать в своё оправдание.)



— Как относится к этой сцене младший брат мальчика? (Катаясь на велосипеде, малыш останавливается возле матери. Улыбаясь, он смотрит на брата, с любопытством ожидая, что будет дальше.)



-Теперь опишем комнату, в которой происходит всё действие. (Всё происходит в чисто убранной, уютной комнате. Здесь стол, покрытый белоснежной скатертью, на полу возле стола лежит тёплый ковёр. За раскрытой дверью виднеется вторая комната, светлая, с большим окном, на котором стоят цветы.)

-Есть ли у главного героя картины условия, чтобы хорошо учиться?



— Какие чувства испытывает мальчик? (Стыд, вину, огорчение, обиду)

— Как вы думаете, почему? (он получил двойку, долго гулял, …)

— Эта картина А.Ф.Решетникова называется «Опять двойка».

— Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика? (серые, тёмные, мрачные)

— Когда хотят выразить чувство стыда, художники берут тёмные краски.


— Как вы думаете, чем закончиться эта история?

— Что будет дальше?


А у вас дома есть ли условия для того что бы вы выполняли уроки: есть ли своя комната, свой стол, канцел. принадлежности?


V. Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня мы поговорим о нравственных понятиях: стыд, вина и извинение (лишние слова выносятся за кластер).

Раскроем смысл этих слов и узнаем, когда принято извиняться.


VI. Работа над новым материалом

1.Работа с понятиями «стыд», «вина», «извинение».

-Ребята, как вы думаете, что такое стыд? (ответы учащихся)



4 СЛАЙД


Из каких средств информации мы можем узнать точные определения слов. (ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ, ИНТЕРНЕТ, УЧЕБНИК)



Стыд – чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка (от стыда сгореть, ни стыда, ни совести)



5 — 6 слайд 2.Послушайте рассказ Л.Н.Толстого «Косточка».

Л.Н.Толстого «Косточка». – читают дети по ролям

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
— Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Обсуждение рассказа по вопросам:

— Почему заплакал Ваня?

— Какое он испытал чувство? (стыд)

— Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда? (да)

— Какие поступки вызывают такое чувство?

(когда сделал что-то плохое, обидел друга)



— Если я правильно вас поняла, то существует множество причин для переживания чувства стыда.




-Ребята, вспомните сказки, рассказы о стыде, вине, извинениях, которые вы читали и кратко расскажите сюжет этих произведений.






3.Работа с текстом учебника. Откроем стр.44-45

— Слово «стыд» связано со словом «вина». Что оно означает? (ответы детей)

— Найдите в тексте отрывок, который раскрывает значение слова вина.

Чтение отрывка обучающимися.



Вина – 1.Проступок, преступление.

2. Причина, источник чего-либо неприятного.

— В каких ситуациях люди испытывают чувство вины?

(обидел маму, друга, что-то не выполнил)


— Как вы думаете, как нужно поступить, когда ты в чем – то провинился? (извиниться)

-А что такое извинение?


Извинение – основание для оправдания.

7 СЛАЙД


Вина – это переживание человека по поводу своего несоответствия норм, невыполнение долга перед самим собой



Стыд — ответственность перед людьми.


Извинение — избавление от чувства. вины перед человеком, которого обидели.


Извинение — ключ к примирению.




8 слайд

Извинение- это сожаление о происшедшем, принятие нравственного решения о не повторении своих ошибок, изменении своего поведения.

4. Вывод. Работа по схеме:

9 СЛАЙД Расположите слова по порядку


СТЫД— ВИНА—— РАСКАЯНИЕ———ИЗВИНЕНИЕ——-ПРОЩЕНИЕ

VII. Физкультминутка.

Игра «Говорящие руки».

Я называют различные чувства, а вы, молча, только с помощью кистей рук попытайтесь их выразить: радость, удивление,  уверенность, сожаление, вина, стыд, прощение, дружелюбие.


VIII. Продолжение работы по теме урока.


5. Работа со словами этикета.

Какие мы слова употребляем, когда извиняемся? (ответы обучающихся), послушайте правила, как следует извиняться.

10 СЛАЙД

  • Делайте это искренне.

  • Не оправдывайте свои действия.

  • Примите обязательство измениться.

  • Выражайте свои извинения осторожно.

  • Будьте готовы к неловкости и неудобству.




11 СЛАЙД

    • Извиняться надо чаще — это своеобразная культура общения.

    • Улыбайтесь! Приятная улыбка и

ваше извинение разрядят любую
конфликтную ситуацию. Не употребляйте

слово «извините» в возвратной форме,

т. е. не говорите — «извиняюсь».

Если человек, которого вы обидели или оскорбили, протянет вам руку для рукопожатия — это и будет его ответом на ваше извинение
Извинение – это признак силы, также как и умение прощать.

Как называют человека, который может простить, забыть обиды?  (Чтение последнего абзаца учебника).

Великодушие – отсутствие злопамятства, умение прощать людей за ошибки, сила и величие души.

— Работа в печатной тетради.


12 слайд Прочитайте на экране слова и подумайте, какие вы употребляете чаще?

— Извините , пожалуйста !

— Я прошу прощения( за то , что… )

— Я виноват перед вами…

— Я не хотел тебя (Вас) обидеть…

— Я приношу свои извинения…

— Простите…

— Не сердитесь, пожалуйста…

Как можно отвечать на извинения? (ответы)



13 слайд

— Хорошо!

— Да ладно!

— Не стоит извинения! За что же извиняться?

— Не за что!

— Я не сержусь!

— Пожалуйста!

— Итак, в каких ситуациях можно использовать данные фразы?

(в тех ситуациях, когда поступаем неправильно)

СЦЕНКА ИЗВИНЕНИЕ И прощение

О чём говорится в данной сценке? Что за ситуация произошла?


14 слайд— Никогда не стыдно просить прощения. В истории человечества были ошибки и даже преступления огромного масштаба. Люди способны были восстановить отношения с целыми народами.

IX. Закрепление основных понятий урока.

1.

15 слайд 2.Игра «Доскажи словечко»

  • Легче на душе становится, когда тебя …. (прощают)

  • Прощение дает нам свободу от чувства…(вины)

  • Какие из приведенных ниже словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства стыда? (Обмануть родителей, обидеть младшего, помочь отстающему ученику, простить обидчика, затеять ссору, хорошо подготовиться к урокам…


16 слайд РАБОТА В ГРУППАХ: 3. Составление пословиц и объяснение их.


-Перед вами листы цветной бумаги. Выберите тот лист, какого цвета стыд.


Когда человек краснеет

но лучше всего стыд перед  самим  собой



Доброму человеку бывает стыдно


начинается его более благородное я



Стыд и честь — как платье: чем больше потрёпаны


в своей ошибке



Нет стыда признаться человеку

даже перед собакой



тем беспечнее к ним относишься


Стыд перед людьми — хорошее чувство








XI. Итог урока. Рефлексия.


— Вернёмся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете эти слова?



17 слайд «Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой» Л.Н.Толстой (ответы детей)


— О каких чувствах мы говорили на уроке? (стыд, вина, извинение)





18 слайд

— А сейчас подведём итог нашего урока. Посмотрите на слайд и продолжите предложение :


  • Я узнал, что … .

19 слайд Работа по таблице Эдварда де Боно . -Перед вами на столах лежит таблица, вам необходимо её заполнить и показать мне.

  • Плюс- понравилось на уроке,

  • минус – не понравилось,

  • интересно- все любопытные факты урока.

+

интересно






Заканчивается урок словами М. Танича


Расскажет ученик наизусть

«Извини», «Пожалуйста», «Прости», «Разреши» —

Это не слова, а ключик от души.

Всюду, где нескромному укажут от ворот,

Вежливый попросит, попросит и пройдёт.

Перед словом вежливым двери отворяются, Пусть оно почаще, почаще повторяется.

X. Домашнее задание.

20 слайд

1Стр. 44-45 учебник, читать, отвечать на вопросы.

2. Подберите пословицы и поговорки по теме нашего урока.

3. Подобрать сказки, рассказы о стыде, вине, извинениях или составить самим рассказ.

4. Печ. т.: стр. 21, ур.21, задание 3,4.



Используемая литература:


1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 кл. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.– М. Просвещение, 2010 г.

2. Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка. – М. Русский язык, 1985 г. -795 с.

3.https://www.planetaskazok.ru/ltolstoyskz/kostochkatolstoyl Л.Н.Толстой

Рассказ «Косточка»

4. https://poslovicy-pogovorki.ru/index/o_styde/0-65 Пословицы и поговорки о стыде и вине.


Плюс-понравилось на уроке,

  • минус – не понравилось,

  • интересно- все любопытные факты урока.

+

интересно





  • Плюс-понравилось на уроке,

  • минус – не понравилось,

  • интересно- все любопытные факты урока.

+

интересно





  • Плюс-понравилось на уроке,

  • минус – не понравилось,

  • интересно- все любопытные факты урока.

+

интересно





  • Плюс-понравилось на уроке,

  • минус – не понравилось,

  • интересно- все любопытные факты урока.

+

интересно





  • Плюс-понравилось на уроке,

  • минус – не понравилось,

  • интересно- все любопытные факты урока.

+

интересно








  • Плюс-понравилось на уроке,

  • минус – не понравилось,

  • интересно- все любопытные факты урока.

+

интересно





  • Плюс-понравилось на уроке,

  • минус – не понравилось,

  • интересно- все любопытные факты урока.

+

интересно





  • Плюс-понравилось на уроке,

  • минус – не понравилось,

  • интересно- все любопытные факты урока.

+

интересно





  • Плюс-понравилось на уроке,

  • минус – не понравилось,

  • интересно- все любопытные факты урока.

+

интересно





  • Плюс-понравилось на уроке,

  • минус – не понравилось,

  • интересно- все любопытные факты урока.

+

интересно







  • Плюс-понравилось на уроке,

  • минус – не понравилось,

  • интересно- все любопытные факты урока.

+

интересно





  • Плюс-понравилось на уроке,

  • минус – не понравилось,

  • интересно- все любопытные факты урока.

+

интересно






  • Плюс-понравилось на уроке,

  • минус – не понравилось,

  • интересно- все любопытные факты урока.

+

интересно





  • Плюс-понравилось на уроке,

  • минус – не понравилось,

  • интересно- все любопытные факты урока.

+

интересно





  • Плюс-понравилось на уроке,

  • минус – не понравилось,

  • интересно- все любопытные факты урока.

+

интересно






















Свежие документы:  Урок по ОРКСЭ "Духовно-нравственная культура как фактор модернизации российского общества XXI века"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: