Методические рекомендации к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»


Методические рекомендации к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Шайхисламова Сония Фаридовна

учитель высшей категории

МАОУ лицей №35


Курс «Основы религиозных культур и светской этики» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени начального общего образования.

Приступая к преподаванию курса, учитель берёт на себя нелегкую, но почетную миссию. Будущее общества всецело зависит от нравственного облика молодежи — тех, кому вскоpe предстоит работать и руководить людьми, создавать семью и растить детей. Чтобы мир был гармоничным, все мы должны быть нравственны и самодостаточны. В ходе занятий вы будете просвещать не только умы, но и души своих учеников, формируя нравственные убеждения и духовный облик нового поколения.

С целью оказания методической поддержки учителям, которые начинают преподавать данный курс, мною составлены методические рекомендации по организации преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ для учителей.


СТРУКТУРНЫЕ МОМЕНТЫ УРОКА

Каждый урок состоит из нескольких частей.

Основной принцип. Каждый урок начинается с обобщенной формулировки того принципа, который рассматривается в содержании.

Польза для общества. Эта часть урока включает информацию о том, как сформулированный в начале урока принцип направлен на благо каждого человека и общества в целом и как он отражается в разных религиях.

Цели занятия. В этом подразделе указывается, что должен узнать каждый, чего он должен достичь и каким образом можно применить усвоенное в повседневной жизни. Задачи урока ориентированы на желаемые изменения в поведении людей; эти изменения можно заметить и оценить. При необходимости на основе задач урока составьте контрольные вопросы.

Подготовка и необходимые материалы. На уроке рекомендуется использовать: выдержки из биографий религиозных деятелей, литературных произведений, трудов учёных, статей и книг глав и активных деятелей различных конфессий; репродукции, макеты культовых сооружений, видеозаписи познавательных передач, развивающие учебные игры, сборники познавательных задач и викторины на электронных носителях, альбомы любительских фотографий, анкеты. На уроках дети работают с «рабочими страничками» (см. Приложение 1). Для родителей составляется памятка по каждому разделу (см. Приложение 2). Её назначение — побудить родителей к участию в воспитательной работе и оказанию помощи школе и учителю. Некоторые уроки по курсу могут проводиться на природе, в окружении архитектурных и исторических памятников. Краеведческий элемент будет способствовать решению еще одной задачи – воспитания уважительного и бережного отношения к старине, отечественному религиозному и культурному наследию.

Свежие документы:  Духовно-нравственное воспитание в условиях дополнительного образования детей

Интересные мысли и высказывания. Под этим заголовком приводятся идеи и цитаты, развивающие основные мысли урока.

Направленная беседа. Метод направленной беседы позволяет добиться активного усвоения материала. Он предполагает обмен мнениями и суждениями, ответы на серьезные, проясняющие суть дела вопросы и прямые рекомендации со стороны учителя. Направленная беседа позволяет учащимся под руководством учителя открывать для себя, исследовать и усваивать новые для них идеи, а затем делать практические выводы. Манера объяснения, лекции, беседы учителя должны быть максимально увлекательными, яркими, артистичными. Не следует бояться обозначать спорные проблемы, рассказывать о загадках и неразрешенных тайнах истории. Иногда полезно предварительно заинтриговать школьников, по мере возможности драматизировать изложение материала. Дружелюбная, гуманная обстановка, снимающая напряжение и излишние волнения, способствует формированию открытости, взаимной заинтересованности, доверия друг к другу, взаимной поддержке, осознанию участниками образовательного процесса ценности других людей.

Призы и награды Призы и награды предусмотрены для поощрения учеников, сумевших практически усвоить материал и проявить свойство личности, описанное в материале урока. Список форм поощрения (грамоты, медали, эмблемы и т. д.)

Оформление стенда. При изучении каждого раздела можно оформлять стенд вместе с детьми на протяжении нескольких уроков.

Музыкальная минутка. Музыка относится к дополнительным видам работы, включаемым в занятие по усмотрению учителя. Она содействует закреплению у учащихся положительных черт характера и учит проявлять их в повседневной жизни.

Проектная деятельность. Учебные занятия, с применением проектной деятельности позволят учителю создать мотивационные и методические условия для разработки итоговых занятий. Выполняя проектные задания, учителя имеют возможность выявить взаимосвязь культурных и нравственных понятий в истории народов России. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио обучающихся.







Приложение 1


РАБОЧИЕ СТРАНИЧКИ к изучаемым темам по курсу ОРКСЭ


РАБОЧАЯ СТРАНИЧКА к уроку: «МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ»



Придумайте рисунок или напишите несколько слов на тему:

1. «Я и мама» Пример: обнимаю маму, сам застилаю свою постель. Этим я показываю, что люблю ее и забочусь о ней.

2. «Я и папа» Пример: мы вместе играем, ловим рыбу. В этом тоже проявляются любовь и забота.

З. «Я делюсь с другом». Тот, кто делится с другими, движим любовью и заботой.

4. «Я и моя семья (мои друзья)». Что я могу сделать для них?








Посмотрите на рисунки, которые у вас получились. Выберите один, который будет для вас заданием на завтра. Orметьте его звездочкой. Разделитесь на пары и расскажите друг другу, что вы решили сделать. На следующий день спросите друг друга, что вам удалось сделать

Свежие документы:  Викторина "Своя игра" по географии "Редкие и охраняемые животные Кировской области" 7-8 класс







РАБОЧАЯ СТРАНИЧКА к уроку: «НЕТ МЕСТА ОБИДАМ»


Распределите приведенные на этой страничке слова в две колонки так, чтобы слева оказались слова, описывающие человека, который не хочет прощать других, а справа слова, описывающие человека, готового простить.


Разочарованный

Добрый

Счастливый

Озабоченный

Несчастный

Довольный

Угрюмый

Веселый

Мрачный

Деликатный

Спокойный

Жизнерадостный

Подавленный

Свободный

Мстительный

Подозрительный

Сердитый

Дружелюбный

Чуткий



ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ТАИТ ОБИДУ:


ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ГОТОВ ПРОСТИТЬ:















РАБОЧАЯ СТРАНИЧКА к уроку: «ПРОЯВИ ЛЮБОВЬ И ЗАБОТУ»



А. Проявить любовь и заботу можно по-разному: можно словом, а можно поступком. Помня об этом, закончите предложения:

1. Чтобы показать маме, что я люблю ее, я могу …

2. Проявляя заботу об отце, я могу …

3. Я хочу проявить любовь и заботу по отношению к моему другу (имя). Для этого я …

4. Чтобы проявить заботу о самом себе, я …


Б. Вычеркните буквы «Э» и «Ю», и вы прочтете о том, как можно проявить любовь к незнакомым людям.

Заходя в магазин, я могу проявить заботу о ближних, …

ОЮЭТЭКРЭЮЫЮЭВЭАЮЯ ЭДЮЭВЭЕЮЭРИЮ

Я помогу позаботиться о пожилых людях, предлагая …

ЮПОЭЮДЭНЮЭЕСЮЮЭТЮИ ЭТЮЭЯЭЖЕЮЭЭЛЮЫЕЮ ЮВЭЮЕЩЮИ

Когда на улице лужи, ехать на велосипеде надо осторожно, чтобы не …

ЭЗАЮБЭЭРЭЫЮЭЗГЭЮЭАЮТЭЬ ЭПЮЭРЮОЭЮХЮОЖЮЭИХЮЭ


В. 1. Разделитесь на пары.

2. Выберите 1 поступок, в котором уже сегодня проявится ваша любовь и забота о людях.

3. Расскажите друг другу, что вы решили сделать.

4. Завтра расспросите друг друга о том, что вам удалось сделать.




















Приложение 2


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по теме курса ОРКиСЭ


Тема урока « Сострадание»


Уважаемые родители!

Мы изучаем раздел курса, посвященный такой черте характера, как способность проявлять СОСТРАДАНИЕ.

Сострадание — это сочувствие чужому горю и страданию, соединенное с желанием помочь.

Сострадание предполагает любовь к окружающим.

Здоровая самооценка складывается из любви, сострадания, уважения к себе как к личности, умения понимать других и самого себя, чувства сопричастности и гармонии в отношениях с окружающим миром.

ВОСПИТЫВАЙТЕ В СВОИХ ДЕТЯХ ЗДОРОВУЮ САМООЦЕНКУ!

Следя за их успехами в школе,

    • будьте им помощником, наставником, но не надзирателем;

    • предъявляйте требования разумные, но высокие;

    • старайтесь выявить способности своих детей и поощрить их развитие добрым, ободряющим словом. Например: «Я вижу, ты хорошо поработал над правописанием. Иногда попадаются действительно очень трудные слова, но ты, молодец, не сдаешься!»

    • не давайте своим детям оценку «по шкале». Пусть они знают, что ваша любовь к ним не зависит от их успехов. Выразите надежду, что они постараются развить данные им способности .

Самооценка ребенка должна строиться на затраченных им усилиях и достигнутых успехах, а не на «отметках».

Общаясь в кругу семьи,

  • рассказывайте им о семейной истории, чтобы укрепить в них чувство сопричастности.

  • помогайте детям сознательно воспитывать в себе положительные черты характера, что также укрепит их самооценку. Называйте и описывайте конкретные проявления этих черт. Например: «Ты даешь брату покататься на своем велосипеде — ты поступаешь великодушно и щедро. Ты растешь добрым, отзывчивым человеком».


ТАК МЫ ВОСПИТАЕМ У РЕБЕНКА ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ САМООЦЕНКУ.


С наилучшими пожеланиями, ваш учитель.




Свежие документы:  Контрольная работа 4 класс Биболетова

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: