Открытый урок по ОРКСЭ «Как князь Владимир веру выбирал»


КАК КНЯЗЬ ВЛАДИМИР ВЕРУ ВЫБИРАЛ

Сцену украшает большое панно, на котором изображена картина сельской идиллии: березы, солнце, лукошко с расписными яйцами. Русская весна распустила свои пышные косы… На столах: чай, выпечка, цветы, рушники, сладости, яйца, куличи, душистые восковые свечи, пасхальные открытки это поздравления детишкам. На стендах развернута свежая выставка книг.

Учитель: Здравствуйте, ребята и гости нашего занятия. У нас сегодня не совсем обычная встреча. В этом году ученики 4 класса стали изучать для себя новый предмет «Основы православной культуры». Конечно, учим мы его совсем недавно, но уже многое узнали. Через год с этим предметом познакомитесь и вы. А сегодня мы с ребятами расскажем вам о том, что мы узнали , какие открытия сделали. Прежде, чем мы начнём работать, я хочу вас спросить, как вы думаете, что означает слово «православие»? Правильно, «правильно славить». А кого? Конечно, представители всех вер считают своё вероисповедание самым правильным, мудрым, вечным. А знаете ли вы, что несколько сотен лет назад перед русскими людьми встал выбор: какую веру выбрать, в какую сторону повернуться? Для ответа на этот вопрос мы обратились к историческим источникам, к летописи «Повесть временных лет» и выяснили, что Крещение Руси произошло в 988 году князем Владимиром. До этого времени Русь было языческой. То есть поклонялась многим богам: богу дождя, богу неба, богу огня, богу поля, богу леса и так далее. Но, когда Русь стала сотрудничать с другими более развитыми государствами, князья стали перетягивать русских князей в свои веры. Итак, как князь Владимир веру выбирал.

Сценка «Как Владимир веру выбирал»

Действующие лица (в порядке их появления на сцене):
князь Владимир, Добрыня, дружинники, Велимир, слуга, посол-магометанин, иудей, греческий монах, рассказчик и три княжеских посла.

Сцена 1
Княжеские покои.

Рассказчик Было это в год 6495 (987)
Велимир. Здравствуй, князь!
Князь. Что случилось? Говори!
Велимир. Князь, батюшка, беда с дружинником твоим, Федором. Помнишь ли его?
Князь. Ну, как же, конечно, смелый боец… У него сынишка…. Шустрый, весь в отца…
Велимир. Вот из-за Вани и случилась беда.
Князь. Да что случилось-то, говори!
Велимир. Началось, князь, с победы над печенегами. Жрец говорит: «Надо Перуна отблагодарить».
Князь Верно, верно! Как же иначе!
Велимир. Ну и бросил жрец жребий, а выпал жребий на Ивана…
Князь. Что ж — ему честь!
Велимир. Ну, а Федор не захотел сына отдать!

Князь. Как — не отдать? Сыны и другие народятся…
Велимир. Уж его уговаривали…
Князь. Ну, и что же он?
Велимир. Не слушает! «Не отдам, говорит, сына Перуну».
Князь Как он смеет? Перун — бог!
Велимир. Федор с сыном заперся в доме. А жрец велел дом поджечь. И сгорели оба. Он еще крикнул напоследок: «Не боюсь смерти! Мы истинному Богу служим. А Перун ваш — не бог!»
Князь (тихо). Перун не бог? Так и сказал? (Пауза.)

Рассказчик Крепко задумался князь Владимир над сказанными перед смертью словами дружинника Фёдора. Часто и к нему самому приходили мысли об истинности богов Руси. Уж не впервой просились к нему на встречу послы заморские с рассказами о вере истинной.

Сцена 2

Князь. Забыть не могу, как погиб мой любимый дружинник. Не выходят из головы слова: «Перун — колода деревянная! Иду к Богу истинному, иду в жизнь вечную!» А кто этот «истинный Бог»? Да, я велел привести сюда людей. Пусть расскажут, как они Богу молятся (Пауза.) Жду не дождусь их.
Слуга. Князь, к тебе тут люди… Прикажешь пустить?

Свежие документы:  Урок на тему "Праздники в религиях мира"

Князь. Проси!
Входят: персиянин в халате и чалме; иудей в длинной одежде, маленькой шапочке, с пейсиками; греческий монах, в черной одежде и клобуке.
Все трое кланяются князю, каждый по-своему.

Князь Спасибо, что пришли. Хочется мне узнать, как вы в Бога верите, как ему поклоняетесь и как и где живете?
Магометанин. Велик единый Бог наш Аллах и Магомет Пророк Его!
Князь. Что един Бог у вас — это хорошо, а жить как Он велит?
Магометанин. Святое дело магометанина: убивать врагов Аллаха; пять раз в день кланяться Ему до земли; поститься и не пить вина…
Князь. Убивать да кланяться. А пировать нельзя… Что-то скучную жизнь ты предлагаешь. А я ведь веселье люблю!
Еврей. Нам вино не запрещено. И мы, князь, тоже верим в единого Бога, который сотворил весь мир, видимый и невидимый. Назвал Бог нас своим народом и дал нам 10 законов, которые мы должны соблюдать: не лгать, не убивать, не обманывать, почитать родителей, каждую субботу не работать, не хлопотать, а отдавать ее Богу.
Князь. Что же? Это как будто веселее. А где же страна ваша?
Еврей (вздыхает). За грехи наши отнял у нас Бог нашу страну и рассеял нас по миру…
Князь. Как же быть-то? Ведь если мы такую веру примем, так ваш Бог и нашу страну отнимет? Нет, мы хотим на родной земле Богу служить… (Обращаясь к греку.) Что ты о своей вере скажешь? Знаю я, что любила ее бабушка моя, Ольга!
Грек. И мы, князь, верим в единого Бога, который все сотворил. Но мы знаем также, что Бог любит людей и что Он взял на Себя грехи наши, отдал жизнь свою за нас, умер, воскрес — победил смерть и дал этим вечную жизнь верующим в него. К этой вечной жизни мы и готовимся на земле…
Владимир сидит, задумавшись. Три посла стоят.
Рассказчик Долго длилась беседа с гостями. Но князь никак не мог решить, какая вера лучше. И пришла ему мысль послать верных людей в разные страны, посмотреть, как там Богу служат.

Сцена 3
Князь Владимир, Добрыня и дружинники стоят у окна.

Добрыня. Когда-то вернутся наши послы из Царьграда?
Князь. Извелся я, их дожидаючись! Ведь другие вернулись — и от кесаря римского, и от султана. Рассказывают, рассказывают, а не лежит у меня сердце к этим верам…
Добрыня. Может быть, лучше нам остаться со старыми богами?
Князь. Да уж раз веры в них у меня не стало — как с ними оставаться? (За сценой слышны
Рассказчик. И явились к князю Владимиру царьградские послы.
Входят три посла. Кланяются князю.
Послы (вместе). Здравствуй, князь!
Князь. Здравствуйте, послы мои добрые! Хорошие ли вести привезли?
1-й посол. Радостью полны сердца наши, князь!
2-й посол. Радость привезли тебе!
Князь. Говорите скорей!
3-й посол. Повели греки нас в храм самый большой.
2-й посол. Во время службы не знали, на небесах ли мы находимся или на земле! Сам Бог пребывает в храме, когда они молятся…
1-й посол. Не можем забыть мы той радости, что пережили в храме Святой Софии.
3-й посол. Когда вкусит человек сладкого, уже не захочет есть горького. Как же нам теперь другой веры держаться?
Добрыня. Да и твоя бабушка, князь, была того же мнения.
Князь (торжественно выходит вперед). Чует, чует сердце мое, нашли, нашли мы сокровище бесценное, веру истинную… Решено, еду за верой православной для всей нашей Руси! (Занавес.)

Рассказчик. Так в 988 г. Русь приняла христианство.

Свежие документы:  Урок по ОРКСЭ. Духовно- нравственное направление «Сотворение»

Чтец 1 Полдень, зноем прогретый,
Пышет жаром земля.
Волны теплого света
Заливают поля.
Над зеленым простором,
Где петляет река,
Словно снежные горы,
Вдаль плывут облака.


Чтец 2 Я стою над обрывом,
Золотой вижу плес,
Треплет ветер лениво
Пряди белых берез.
Серебрится теченье,
Струи, как из стекла,
Здесь Святое Крещенье
Наша Русь приняла.


Чтец 3 Кружат белые птицы
Над Днепром в вышине,
И слова летописца
Вдруг припомнились мне.
Нестор точно и живо
День святой описал:
Все спешили к обрыву,
Шел к Днепру стар и мал.
Ликовала природа,
Даль прозрачно светла!
И собралось народу
На Днепре без числа.


Чтец 4 Солнце только всходило,
Розовел небосвод.
С образами, с кадилом
Шел к реке крестный ход.
Ризы ярко сверкали,
Украшали кресты
Жемчуг, камни, эмали
Неземной красоты.
Шли священники с пеньем
И несли крест святой,
Погрузили с моленьем
В воду крест золотой.


Чтец 5 Над днепровскою кручей
Наблюдал за крещеньем
Князь Владимир могучий
В дорогом облаченье.
В воду шли киевляне
И входили по грудь.
И отныне славяне
Новый выбрали путь.
С неба ангелы пели,
Серебрилась река,
Та, что стала купелью
Для Руси на века.


Ведущая. Так Русь стала православной. А кто из вас знает, какой самый главный праздник у христиан? Правильно, Пасха. На Пасху христиане с радостью вспоминают и славят Воскресение Иисуса Христа. Мысленно они охватывают весь путь, пройденный им от рождения в семье плотника Иосифа до распятия на кресте. Казнь произошла за день до еврейской Пасхи, а Воскресение свершилось через день после нее. «Значит, Пасху праздновали еще до воскресения Христа? — спросите вы. — Но это, наверное, был какой-то другой праздник?» Совершенно верно! Название Пасха происходит от древнееврейского слова «песах», «прохождение», также это слово обозначает «избавление».

Ведущий. По установленным в IV веке правилам христианская церковь празднует Пасху в первое воскресение после весеннего полнолуния которое наступает после или в день весеннего равноденствия (с 4 апреля по 8 мая). Наша церковь до сих пор живет по древнему юлианскому календарю, или, как мы говорим, по старому стилю. Пасха у православных никогда не совпадает с Пасхой у иудеев. Христиане, кстати, седьмой день недели стали называть не субботой, а воскресеньем, в память о том, что в этот день, следовавший за субботой, воскрес Христос.
Ведущая. «Христос воскрес!» — радостно приветствуют в этот праздник верующие друг друга и троекратно целуются в знак любви. Сама природа, кажется, ликует с ними…


И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краев.
В зеленеющем уборе
Млеют темные леса,
Небо блещет, точно море,
Море — точно небеса.

Под напев молитв пасхальных      
Сосны в бархате зеленом,
И душистая смола
По чешуйчатым колоннам
Янтарями потекла.
И в саду у нас сегодня
Я заметил, как тайком
Похристосовался ландыш
С белокрылым мотыльком.

Ведущий. К Пасхе относились благоговейно. В этот праздник закрывались питейные заведения, прекращались все работы, объявлялись каникулы… Люди всех сословий объединялись памятью о великом страдании и чудесном Воскресении Христа. Друзья и соседи собирались за общим столом, друг другу дарили подарки…
Ведущая. За века этот праздник глубоко вошел в жизнь и родились присказки, поговорки, связанные с ним. «Дорого яичко к Христову дню» — так говорят, когда хотят подчеркнуть, что всякому делу есть свой срок. «И дурак знает, что в Пасху праздник!» — это прямой намек на что-то очевидное, что не хочет брать в расчет собеседник.
Сложились также поверья и приметы: воздержание от сна в ночь перед Пасхой предохраняет от болезней, обеспечивает счастливое замужество, богатый урожай. А вот приметы, связанные с погодой.

Свежие документы:  «НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ» 7-9 класс
  1. На Пасху небо ясное и солнце играет — к хорошему урожаю и
    красному лету.

  2. На Пасху дождь — к урожаю.

  3. На Пасху гром — к урожаю.

И на второй день тоже наблюдали за природой. Если ясная погода — лето будет сухое.
Вот вопрос: иногда на Пасху старики расчесывают волосы с каким-то пожеланием… Что они просили у Бога? (Чтобы было столько внуков, сколько волос на голове.)
Ведущий. Старухи умываются с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть.
Молодые взбираются на крыши, чтобы встретить солнце.
На пасхальной службе девушки тихонько шепчут: «Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулочонках да в портчонках! «Дай, Бог, жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!»

Ведущая. А чем обмениваются на пасху? Или такое поверье: первое крашеное яйцо, полученное на Пасху в подарок, хранит дом от пожара. Яйцо – это символ жизни. Все худое, плохое, под стать скорлупе, отстало от нас, а наружу проклюнулось, вышло самое красивое. У пасхальных яиц символична даже раскраска: красный цвет символизирует радость о Воскресении Спасителя и напоминает о пролитой за нас крови.

Ведущая. Кончался долгий пост — и начинались веселые развлечения: качели, хороводы, песни-веснянки.

Игра «Выбей подарочек»

Игра «Кто дальше?»

Много разных игр и забав знал народ. В Пасхальную неделю можно было ходить по домам и петь песенки, в которых выражалось пожелание хозяину. Песенки обычно заканчивались требованием подарка.

Хозяюшка, наш батюшка!
Одари гостей, не намни костей!
Не хочешь дарить — пойдем с нами
Грязь месить, собак дразнить,
Собак дразнить и людей смешить!

Ведущий. Первое воскресенье после Пасхи — последний день пасхальной недели — носит название Красная Горка. Вот когда устраивались свадьбы. Этот день считался счастливым для вступающих в брак и весьма вольготным для ребятишек. Последние мастерили соломенное чучело, укрепляли его на длинном шесте и ставили на горке.

Игра «Солнышко»

Игра «Собери чучело»

Ведущая. Для празднования выбирали самое высокое место — красную горку. Заводили вокруг чучела хороводы, пели песни, угощались яйцами, куличами, пили квас. Вечером чучело сжигали под песни и пляски.

Ведущий. Иногда этот день называли «девичьим праздником». Девушки наряжались — женихи себе невест выбирают! Считалось дурной приметой, если парень и девушка просидят на Красную Горку дома: такой парень или совсем не найдет невесты, или возьмет рябую, а девушка или не выйдет замуж, или выйдет за какого-нибудь последнего мужичонку-замухрышку.


Хоровод


Пасху радостно встречаем


Слова В. Кузьменкова


1. Пасху радостно встречаем

И поём: «Христос воскрес!»

Мы все дружно отвечаем:

«Он воистину воскрес!»


Припев:

Он воскрес! Он воскрес!

Он воистину воскрес!

Он воскрес! Он воскрес!

Он воистину воскрес!


2. Всюду радость и объятья.

Брат, сестра: «Христос воскрес!»

Ад разрушен, нет проклятья,

Он воистину воскрес.


Припев:

Он воскрес! Он воскрес!

Он воистину воскрес!

Он воскрес! Он воскрес!

Он воистину воскрес!


Учитель: В рамках урока сложно охватить большой материал, с которым вы познакомитесь в следующем году на занятиях курса «Основы православной культуры». А завершить нашу встречу хочется не совсем обычным посланием.

(Письмо Бога к детям)


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: