Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Некрасово»
Проект урока в курсе
«Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры»
в 4-ом классе по теме:
Россия – наша Родина
Подготовила:
учитель химии
МКОУ СОШ с. Некрасово
Саратовской области
Красноармейского района
Карамышева Зинаида Григорьевна
Некрасово 2013
Урок 1. Россия – наша Родина
Цели урока: осмысление обучающимися важнейших понятий, на которых основана православная культура;
Задачи урока:
Предметные: формирование первоначальных представлений о единстве и особенностях российской национальной духовной традиции как основе исторической, культурной и современной жизни многонационального народа России;
Метапредметные: понять личностные ценности: Отечество, семья, религия — как основы традиционной культуры многонационального народа России;
Личностные: укрепление веры в Россию;
воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству, к культурным традициям нашей многонациональной страны.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся:
беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи, сочинение-миниатюра, участие в учебном диалоге, работа по группам.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, диски ,словари.
Основные термины и понятия:
Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.
Ключевые понятия урока: Родина, Россия, патриот, отечество, герб, флаг, президент, герой.
Литература: Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 – 5 классы: учебное пособие для общеобразовательных. учреждений / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011. Толковый словарь В. И. Даля
Ход урока:
Организация деятельности учащихся.
Звучит гимн России.
-Как вы думаете, какова тема нашего урока?
(Определение темы урока по 1 строке гимна)
Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе.
-Как вы понимаете тему урока: Россия – наша Родина?
-Что обозначает слово « Родина»? ( Родина — это место, где ты родился, нашу страну мы называем тоже Родиной)
-А теперь откройте толковые словари и найдите значение слова «Родина».
Слово родина происходит от слова род (ряд поколений, происходящих от одного предка, родоначальника). От этого слова, как от родоначальника, происходит много других слов: родители, родственники, родословие, народ. Можно продолжить этот список. Ещё от этого корня происходит слово природа, означающее всё вещественное, зримое, весь наш мир, землю, а выражение от природы указывает на происхождение какого-либо качества человека от его рождения.
Беседа о символике России
— Как называется страна, в которой мы живем? ( Россия)
-Кто является главой нашего государства? ( Президент – Владимир Владимирович Путин)
-Назовите символику России. ( Герб, гимн, флаг)
— А теперь давайте посмотрим на компьютере материал о символах нашей Родины (диск)
( Одними из основных символов России, как и любого другого государства, является герб и флаг. Наш герб очень красивый. На нём изображён золотой двуглавый орёл. Орёл обозначает символ небесной силы: огня, солнца и бессмертия. Наш герб появился давно, более пятисот лет назад.
Георгий Победоносец на гербе нашей страны символизирует торжество добра над злом и готовность всего российского народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость.)
Беседа :
-Вы знаете, что обозначают цвета флага?
(Белый – свободу, синий – цвет веры, красный — кровь)
— Как вы думаете, а как еще трактуют значение цветов нашего флага?
( В настоящее время чаще всего (неофициально)
используется следующая трактовка значений цветов флага России:
белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство;
синий – цвет веры и верности, постоянства;
красный -цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
По этому флагу и стали повсеместно узнавать мощное Российское государство )
— Какие города России вам известны? (Москва, Владимир, Петроград, Ульяновск, Волгоград , Саратов, Красноармейск….)
Работа по карте
-Назовите и покажите на карте столицу нашей Родины. (Показ на карте)
-Покажите на карте нашу область. Как называется областной город?
-А как называется наш районный город?
-А когда человек сильно любит свою Родину, как он выражает свои чувства? (Пишет стихи , песни)
О Родине много сложено стихов и песен.
Послушаем стихотворения Есенина С.А. «Руси» и И. Никитина «Русь» (во время чтения стихотворения демонстрируется презентация «Русь»)
-Какое настроение и чувство вызвали у вас картины родной природы, увиденные в презентации? (Хорошее настроение и чувство гордости за нашу необъятную страну.)
Беседа о русских военачальниках.
Испокон веков наша Россия славилась своими героями.
-Какие русские военачальники, писатели, композиторы, художники вам известны?
Обращение к компьютору: Суворов, Кутузов, Пушкин, Лермонтов, Шишкин, Прокофьев, Рахманинов…
-Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Почему? (Они прославили нашу Родину подвигами, произведениями, картинами, музыкой. )
-Назовите известных вам героев России. Что вам известно о защитниках нашей родины
Работа с портретами. Учащиеся называют героев. Показывают портреты и кратко рассказывают о защитниках Отечества (А. Невском, Д. Донском, А. Суворове, М. Кутузове, П. Нахимове, Ф. Ушакове.) Учитель дополняет ответы детей.
Подведение итогов беседы.
— А теперь посмотрите презентацию «Верные сыны Отечества»
После просмотра презентации, постарайтесь ответить на вопрос: что объединяет всех этих людей?
Презентация «Верные сыны Отечества»
Любовь к Родине, верность Отечеству объединяет всех этих людей.
5. Беседа и работа с книгой.
— Как вы понимаете слово «традиция»? Давайте найдем это слово в толков словаре.
(То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи)
-Как в словаре В. Даля дается толкование этого слова? (читает ученик)
ТРАДИЦИЯ ж. лат. преданье, все, что устно перешло от одного поколенья на другое. Традиционные обычаи дипломатики, искони условно принятые.
-Какие культурные традиции вы знаете?
(День Победы, Новый год, Рождество, Пасха, День Матери,)
Демонстрация картин, как праздновали на Руси.
-А в ваших семьях есть традиции?
-Какие традиции приняты в вашей семье? ( Дни рождения, Пасха, Новый год, Рождество…)
6.Самостоятельная творческая работа учащихся.
Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности и др. (работа по 2-3 человека)
Обсуждение результатов самостоятельной работы.
Рефлексия
— Вам интересно было на уроке?
— О чем сегодня мы говорили? Это вам знакомо?
-Что больше всего запомнилось? (Учащиеся высказывают свои мысли и впечатления)
9. Домашнее задание (по выбору)
1. Расскажи дома и друзьям об известных тебе людях России.
2.Проведи интервью с членами семьи по вопросам:
Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты?
3.Напиши сочинение – миниатюру « Мои любимые места моей родины»