Проект урока в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» в 4-ом классе по теме: «Россия – наша Родина»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Некрасово»








Проект урока в курсе
«Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры»

в 4-ом классе по теме:


Россия – наша Родина













Подготовила:

учитель химии

МКОУ СОШ с. Некрасово

Саратовской области

Красноармейского района

Карамышева Зинаида Григорьевна





Некрасово 2013

Урок 1. Россия – наша Родина


Цели урока: осмысление обучающимися важнейших понятий, на которых основана православная культура;

Задачи урока:

Предметные: формирование первоначальных представлений о единстве и особенностях российской национальной духовной традиции как основе исторической, культурной и современной жизни многонационального народа России;

Метапредметные: понять личностные ценности: Отечество, семья, религия — как основы традиционной культуры многонационального народа России;

Личностные: укрепление веры в Россию;

воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству, к культурным традициям нашей многонациональной страны.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся:

беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи, сочинение-миниатюра, участие в учебном диалоге, работа по группам.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, диски ,словари.

Основные термины и понятия:

Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.

Ключевые понятия урока: Родина, Россия, патриот, отечество, герб, флаг, президент, герой.

Литература: Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 – 5 классы: учебное пособие для общеобразовательных. учреждений / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011. Толковый словарь В. И. Даля

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.

Звучит гимн России.

-Как вы думаете, какова тема нашего урока?


(Определение темы урока по 1 строке гимна)

  1. Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе.

-Как вы понимаете тему урока: Россия – наша Родина?

-Что обозначает слово « Родина»? ( Родина — это место, где ты родился, нашу страну мы называем тоже Родиной)

-А теперь откройте толковые словари и найдите значение слова «Родина».

Слово родина происходит от слова род (ряд поколений, происходящих от одного предка, родоначальника). От этого слова, как от родоначальника, происходит много других слов: родители, родственники, родословие, народ. Можно продолжить этот список. Ещё от этого корня происходит слово природа, означающее всё вещественное, зримое, весь наш мир, землю, а выражение от природы указывает на происхождение какого-либо качества человека от его рождения.


  1. Беседа о символике России

— Как называется страна, в которой мы живем? ( Россия)

-Кто является главой нашего государства? ( Президент – Владимир Владимирович Путин)

-Назовите символику России. ( Герб, гимн, флаг)


— А теперь давайте посмотрим на компьютере материал о символах нашей Родины (диск)


( Одними из основных символов России, как и любого другого государства, является герб и флаг. Наш герб очень красивый. На нём изображён золотой двуглавый орёл. Орёл обозначает символ небесной силы: огня, солнца и бессмертия. Наш герб появился давно, более пятисот лет назад.

Георгий Победоносец на гербе нашей страны символизирует торжество добра над злом и готовность всего российского народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость.)

Беседа :

-Вы знаете, что обозначают цвета флага?

(Белый – свободу, синий – цвет веры, красный — кровь)

— Как вы думаете, а как еще трактуют значение цветов нашего флага?


( В настоящее время чаще всего (неофициально)

используется следующая трактовка значений цветов флага России:

белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство;

синий – цвет веры и верности, постоянства;

красный -цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

По этому флагу и стали повсеместно узнавать мощное Российское государство )


— Какие города России вам известны? (Москва, Владимир, Петроград, Ульяновск, Волгоград , Саратов, Красноармейск….)

Работа по карте

-Назовите и покажите на карте столицу нашей Родины. (Показ на карте)

-Покажите на карте нашу область. Как называется областной город?

-А как называется наш районный город?

-А когда человек сильно любит свою Родину, как он выражает свои чувства? (Пишет стихи , песни)


О Родине много сложено стихов и песен.

Послушаем стихотворения Есенина С.А. «Руси» и И. Никитина «Русь» (во время чтения стихотворения демонстрируется презентация «Русь»)


-Какое настроение и чувство вызвали у вас картины родной природы, увиденные в презентации? (Хорошее настроение и чувство гордости за нашу необъятную страну.)

  1. Беседа о русских военачальниках.

Испокон веков наша Россия славилась своими героями.

-Какие русские военачальники, писатели, композиторы, художники вам известны?

Обращение к компьютору: Суворов, Кутузов, Пушкин, Лермонтов, Шишкин, Прокофьев, Рахманинов…

-Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Почему? (Они прославили нашу Родину подвигами, произведениями, картинами, музыкой. )

-Назовите известных вам героев России. Что вам известно о защитниках нашей родины

Работа с портретами. Учащиеся называют героев. Показывают портреты и кратко рассказывают о защитниках Отечества (А. Невском, Д. Донском, А. Суворове, М. Кутузове, П. Нахимове, Ф. Ушакове.) Учитель дополняет ответы детей.

Подведение итогов беседы.

— А теперь посмотрите презентацию «Верные сыны Отечества»

После просмотра презентации, постарайтесь ответить на вопрос: что объединяет всех этих людей?

Презентация «Верные сыны Отечества»

Любовь к Родине, верность Отечеству объединяет всех этих людей.

5. Беседа и работа с книгой.

— Как вы понимаете слово «традиция»? Давайте найдем это слово в толков словаре.


(То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи)


-Как в словаре В. Даля дается толкование этого слова? (читает ученик)


ТРАДИЦИЯ ж. лат. преданье, все, что устно перешло от одного поколенья на другое. Традиционные обычаи дипломатики, искони условно принятые.


-Какие культурные традиции вы знаете?

(День Победы, Новый год, Рождество, Пасха, День Матери,)

Демонстрация картин, как праздновали на Руси.


-А в ваших семьях есть традиции?

-Какие традиции приняты в вашей семье? ( Дни рождения, Пасха, Новый год, Рождество…)

6.Самостоятельная творческая работа учащихся.

Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности и др. (работа по 2-3 человека)

Обсуждение результатов самостоятельной работы.

  1. Рефлексия

— Вам интересно было на уроке?

— О чем сегодня мы говорили? Это вам знакомо?

-Что больше всего запомнилось? (Учащиеся высказывают свои мысли и впечатления)


9. Домашнее задание (по выбору)

1. Расскажи дома и друзьям об известных тебе людях России.

2.Проведи интервью с членами семьи по вопросам:

Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты?

3.Напиши сочинение – миниатюру « Мои любимые места моей родины»




Свежие документы:  Конспект урока на тему «Лекарства»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: