Программа факультативного курса «Основы православной культуры»





Заявка на публикацию


  1. Название материала: Программа «Основы православной культуры»

  2. Автор Кухмистрова Галина Михайловна

  3. Учреждение: КОУ ОО «Петропавловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

  4. Мой адрес:gala301155@mail.ru

























Программа факультативного курса

«Основы православной культуры»


Программа может быть использована как дополнительный материал по факультативному курсу «Основы Православной культуры» знакомство, с которой позволит учителям специальных (коррекционных) школ использовать данный материал в своей практической деятельности.

Она представляет методически оформленное в рамках культурологического учебного курса изложение истории христианской культуры, раскрывающейся в рамках содержательных линий, определенных примерным содержанием по учебному предмету «Православная культура».



















Пояснительная записка


Современная Россия переживает духовно-нравственный кризис. На сегодняшний день Россия стала одной из лидирующих стран по числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков.

Актуальная проблема нравственного воспитания невозможна без обращения к его духовным основам. При этом учет положительной роли Православной церкви в отечественной истории вообще и истории педагогики в частности, а также возможностей ее существенного влияния на человека в процессе формирования нового общества принесет безусловную пользу как педагогической науке, так и школьной практике.

Обращение к Христианству с его высокими этическими нормами, проникнутому светом любви и идеей творения человеком собственной личности дает нам возможность решать проблему нравственного воспитания. О приоритете нравственного воспитания с замечательной ясностью и образностью высказался И.Г. Песталоцци, назвав его «морем бесконечной силы совершенной любви».

«Любить вообще, — так близко сердцу человека, так естественно для его природы. Но как любить, уметь любить – эта задача жизни…»

Помочь в решении этой задачи и призвано духовно-нравственное воспитание, цель которого – научить ребенка любить, явить ему примером, словом и делом всю высоту, глубину и полноту этого поистине Божественного чувства.

Особенно большое значение в нравственном воспитании имеют образы благочестивых людей, поэтому в ОПК используется житийная литература, обращение к образам святых в храме.

Безграничный нравственный идеал, в котором в образе совершенной личности соединены все возможные добродетели, предполагает христианство.

Вековая действенность заповедей христианства может стать таким нравственным источником по приобщению подрастающего поколения к вечным истинам, определяющим моральную суть человеческой жизнедеятельности. Эта моральная суть – в стремлении человека познать свое предназначение на земле, понять неприкосновенность человеческой жизни, ее ценность. Она – и в построении отношений с людьми без гнева, ибо «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду», в попытке «возлюбить ближнего своего»; «дать просящему и не отвращаться от хотящего занять у тебя»; «не судить», чтобы не быть судимым.

В основе заповедей – главная мудрость, ставшая золотым правилом: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Если наши дети постигнут данную мудрость и постараются следовать ей в своем жизненном опыте, их духовно-нравственное воспитание состоялось.

Общечеловеческий смысл христианских заповедей обращен к современному школьнику. Углубление школьников в этические основы человеческого бытия и следует воспринимать сегодня как фактор воспитания, который вбирает все прогрессивное, способствующее развитию жизни и гармонии человека с окружающим миром.

В основу программы факультатива взято содержание материала учебника Кураева А.В. «Основы православной культуры».

Цель: воспитание духовно-нравственной личности учащегося через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православия.

Первой задачей является ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православного искусства.

Другие задачи:

  • вырастить детей духовно, душевно и телесно здоровыми;

  • раскрыть духовные и физические дарования детей;

  • сформировать гражданское самосознание;

  • взрастить любовь к своему земному Отечеству – России и своему народу.

Соответственно с требованиями программы школьники должны получить базовые знания об основных феноменах православ­ной культуры на основе художественных впечатлений, уз­нать базовые понятия христианской этики, научиться разбираться в разных формах и видах православной культуры, и различных выразительных средствах. Осознание православной культуры теснейшим образом связано с образно-эмо­циональным восприятием, умениями видеть изображение и слышать музыку, поскольку нельзя осознать то, чего не увидел и не услышал. Чтобы полнее воспринять православную культуру, дети должны научиться осознавать не только духовно-нравственные ценности, но и свои эстетические впечатления.

Так как одним из ведущих общих принципов программы является личностно-ориентированный подход, то, прежде всего, в программе решается задача обеспечения личностного отношения учеников к тому содержанию, с которым они будут знакомиться. Это предполагает развитие умений школьников смотреть на окружающую жизнь глазами создателя православной культуры (художника, строителя, музыканта, мастера и подмастерья), т. е. способность эстетического восприятия.

Основные принципы построения. Исходя из цели курса – воспитание духовно-нравственной личности ребенка через обретение им духовного опыта, основанного на традициях Православия, – в основание программы можно положить следующие принципы.

Христоцентричность. Основанием и содержанием Православия являются Иисус Христос и Его учение. Поэтому, каким бы ни был выбран уклон в преподавании курса: культурологическим, историческим либо каким другим – базироваться он должен на личности Иисуса Христа и Его учении. Это – основная образовательная линия.

Концентричность. Основная образовательная линия должна по концентрическому принципу преподаваться на всех образовательных ступенях. Духовные истины имеют глубокий смысл, поэтому необходимо постоянное обращение к ним, раскрытие их с разных сторон и углубление понимания их смысла.

Универсальность. Этот принцип предполагает знакомство в пределах необходимого минимума с иными религиями и идеологиями, религиозно-философскими системами, с наиболее значимыми достижениями современной культуры, науки, светского образования. Смысл принципа не в познавательной стороне, а в оценке всего с позиции православных критериев.

Ориентация не столько на усвоение учащимися объема знаний, сколько на духовно-нравственное воспитание. В программу включен необходимый минимум знаний.

Учет возрастных особенностей детей. Существуют три уровня в восприятии детьми духовных истин. При этом в каждом уровне можно выделить по две стадии.

1. Уровень принятия морали авторитета:

  • принятие морали родителей;

  • принятие морали учителя.

2. Уровень принятия морали социума:

  • принятие морали сверстников;

  • принятие морали общества.

3. Уровень автономной совести:

  • сомнение в существующих нравственных ценностей.

  • собственный выбор системы ценностной иерархии.

Существование этих уровней понятно с точки зрения христианской антропологии. Каждая человеческая личность обладает даром свободы выбора. Но чтобы этим даром воспользоваться, человек должен впитать, пережить то, что он должен будет выбрать. И вот сначала ребенок живет взглядами родителей на то, что хорошо и что плохо. Затем он принимает мнения учителей, потом он принимает мораль сверстников и, наконец, всего общества. И вот тут наступает кризис, он вдруг отвергает все и сомневается во всем. Но этот кризис неизбежен: чтобы сделать свободный выбор, человек должен отодвинуть от себя все, что предлагали ему другие.

Для наиболее быстро развивающихся детей этот кризис наступает в 15-16 лет. При этом на уровне принятия морали авторитета ребенок находится в дошкольном и младшем школьном возрасте, а на уровне принятия морали социума находятся дети подросткового возраста. В связи с этим предлагается строить программы следующим образом.

Учет состояния сознания современного школьника. Несмотря на то, что подавляющее большинство школьников в той или иной форме  верят в Бога, их сознание, особенно старших школьников, сформировано под влиянием материалистических теорий, в частности теории Дарвина. Поэтому необходимо включение в программу раздела с изложением современных научных данных о происхождении мира, в которых немало фактов, свидетельствующих о несостоятельности теории Дарвина. Детям нужно осветить альтернативную теорию происхождения мира.

Еще одной характерной чертой сознания современных детей и юношества является восприятие ими в той или иной степени идеалов массовой культуры, которые не только не всегда совпадают с морально-нравственными нормами Православия, но порой прямо им противоположны. Поэтому необходимо, чтобы материал курса был по возможности адаптирован к сознанию учащихся, с обстоятельным, наглядным раскрытием пагубности антихристианских норм нравственности.

Учет интересов современного школьника.

Для детей старшего возраста есть определенный круг тем, к которым они проявляют особенный интерес. Как правило, эти темы связаны с их самоопределением в духовно-нравственном отношении и уяснением нравственных позиций в различных жизненных ситуациях.

Ожидаемые результаты совпадают с требованием к уровню подготовки учащихся, изложенным в федеральном проекте стандарта курса «Основы православной культуры» и предполагают следующие знания и умения:

знать: термины «новый учебный год», «новый календарный год», «церковное новолетие», иметь представление об их назначении, основы церковнославянского языка;

— уметь: рассказать о семье Богородицы, преподобного Сергия Радонежского, объяснить, чем именины отличаются от дня рождения, отличать текст молитвы от стихотворений, иконы от картин, фотографий;

— понимать: смысловое значение имен, обращений: Пресвятая Богородица, Божия Матерь, Спаситель, Заступница Усердная, смысл православных праздников;

— узнавать: иконы Троицы, Иисуса Христа, Богородицы, святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и лики других святых.

— проявлять уважительное отношение: к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них).

Факультативные занятия построены на следующих методах обучения:

  • словесный;

  • наглядный;

  • практический;

  • создание ситуации успеха;

  • частично-поисковый;

  • рефлексивный.

На занятиях происходит постепенное присоединение детей к прошлому опыту, переосмысление настоящего опыта и развитие способности ориентироваться на будущее.

Данная программа рассчитана на учащихся 7 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Срок реализации программы – 1 год, 35 занятий.

Факультативные занятия проводятся два раз в неделю во внеурочное время..

Периодичность занятий – 2 раза в неделю, длительность занятий — 45 минут.

















Учебно-тематический план


пп

Тема занятия

Содержание материала

Количество

часов

1

Вводное занятие. Посещение местного храма.

Устройство «православного дома»


1

2

Россия – наша Родина.

Что такое духовный мир? Духовный мир – это знания, содержащиеся в книгах, произведениях, это отношения между людьми, отношение в миру. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны

1

3-4

Культура и религия.

Культура копит опыт человеческих удач и неудач. Через культуру этот опыт передается от одних людей к другим. Религия — это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок.

2

5-6

Человек и Бог в православии.

Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может повлиять на поступки человека. Почему православные люди называют Бога Творцом и Любовью?

2

7-8

Православная молитва.

Что такое православие? Какие три вида молитв есть у православных людей. Молитва «Отче наш» (разучивание ее). Что значит слово «молиться»? Зачем испытания и трудности посылаются людям.

2

9-10

Библия и Евангелие.

Православные люди – это христиане. Христианин – это человек, который принял учение Иисуса Христа. Что такое Библия? Что такое Евангелие? Бывают ли откровения в нашей обычной жизни? Чем они отличаются от религиозного откровения, то есть откровения Бога

2

11-13

Проповедь Христа

Чему учил Христос? Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным? Проповедь – нравственное и религиозное наставление, призыв к изменению жизни.

Завет Христа – послужить людям.

3

14-16

Христос и его крест.

Как Бог стал человеком? Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика

креста. Крест – орудие пытки и свидетельство страданий Христа – стал символом любви к людям.

3

17-18

Светлое Христово Воскресенье. Пасха.

Воскресенье – день возобновления жизни. Что такое Пасха? Как празднуют пасху.

2

19

Рождество Богородицы.

Рождество Богородицы. Семья Богородицы.


1

20-21

Введение Богородицы в храм.

Введение Богородицы во храм. Жизнь Пресвятой Девы при храме, Ее трудолюбие, любовь к чтению Священного Писания. Как проводим нашу жизнь мы? Все ли равно, что мы читаем, что смотрим по телевизору? Сказка о потерянном времени. Какое время не потеряно? Важность каждой минуты для добрых дел. Какие дела мы можем назвать добрыми?

2

22-23

Православное учение о человеке.

Чем Бог одарил человека. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

2

24-25

Совесть и раскаяние.

О подсказках совести. Отречение Петра. Как исправлять ошибки.

2

26-27

Заповеди.

Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

2

28

Благовещение

Смирение Пресвятой Богородицы пред Богом. Русские обычаи, связанные с этим праздником. Какие дурные привычки держат нас в своей клетке? Как нам из этой клетки улететь?

1

29-30

Милосердие и сострадание

Чем милосердие отличается от дружбы.

Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

2

31

Золотое правило этики.

Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

1

32-34

Храм. Посещение храма апостолов Петра и Павла.

Что люди делают в храмах. Как устроен православный храм. Посещение местного храма.

3

35-37

Икона. Иконы и молитвы.

Почему икона так необходима. Зачем изображают невидимое. Кому и о чем молятся православные христиане, стоя перед иконой.

3

38-40

Как христианство пришло на Русь.

Что такое Церковь. Что такое крещение. Как изменилась жизнь киевлян после их крещения.

3

41

Подвиг.

О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности. Какой мир труднее изменить – внешний или внутренний?

1

42-44

Заповеди блаженств.

Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

3

45-46

Зачем творить добро?

Как подражают Христу. Чему радуются святые.

2

47-48

Чудо в жизни христианина.

О Святой Троице. О христианских добродетелях.

2

49-50

Православие о Божием суде.

Как видеть в людях Христа. Почему люди верят в бессмертие.

2

51-53

Таинство Причастия.

Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

3

54-56

Крещение Руси. Церковно-славянский язык.

Церковно-славянский язык, его происхождение, применение. Примеры.

Крещение Руси. Слова под титлами в церковно-славянском языке.

3

57-59

Монастырь.

Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

3

60-61

Отношение христианина к природе.

Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение.

2

62-63

Христианская семья.

Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

2

64-66

Защита Отечества.

Когда война бывает справедливой.

2

67-68

Христианин в труде.

О первом грехе людей.


69

Любовь и уважение к Отечеству.

Духовные традиции.

1

70-71

Творческие работы учащихся.

Конкурс сочинений на тему «Как я понимаю золотое правило этики»

2

72

Посещение местного храма.


1







Список литературы


  1. Православный молитвослов. М.: Издательство «Отчий дом», 2010г.

  2. Евангелие и молитвослов для детей. НООФ «Родное пепелище», 2006г.

  3. Справочник православного человека. 1 часть. Православный храм. – М.:2007г.

  4. Потаповская О.М. «Самые главные праздники» — М.: «Планета 200», 2004

  5. Православный календарь 2008. Издательство «Астрель-СПб» Санкт-Петербург

  6. Православная культура в школе. Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ. Издательский дом «Покров» М.: 2003 г.

  7. Сурова Л.В. Искание высот, «Христианская жизнь», Клин 2004.

  8. Сухомлинский В.А. «О воспитании», «Духовный мир школьника»

  9. Амоношвили Ш.А. Антология гуманной педагогики Ушинский – Издательский дом Шалвы Амоношвили М.: 2002г.

  10. Архимандрит Иоанн (Крестьянин), Опыт построения исповеди. Издательство: Сретенского монастыря М.: 2008 г.

  11. Бородина А.В. Учебное пособие. Основы православной культуры. М.: 2006 г.

  12. «Библия» Синодальный перевод.

  13. Кашкадамова А.»2000 лет от Рождества. О Христианстве от А до Я: Факты. События. Имена».2006 г.

  14. Капица Ф.С. славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. Омское издательство. 2005 г.

  15. Праздник в школе. Рождество. Составитель Жук А.И. Минск «Красико-Принт». 2007 г., стр.128.

  16. Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. – М.: Политиздат, 1989 г.

  17. Фольклорно – этнографические праздники народов Западной Сибири г. Омск. 1992 г.

  18. Энциклопедия российских праздников.

  19. Кураев А.В .Основы православной культуры. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2012.















Список рекомендуемой литературы детям

1.Детская библия. М.: Эксмо, 2004

2.Журнал «Божий мир» 2005-2006

3.Евангелие и молитвослов для детей. НООФ «Родное пепелище».2006 г.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка – М.: Русский язык, 1986 г.

5.Справочник православного человека. 1 часть. Православный храм. — М.:2007 г.

6.ЧампманД. Сделай сам. – Российское Библейское общество, 2006 г.

7.Энциклопедия российских праздников. – 2006 г.

8. Яворский Стефан. Пост – заповедь Божия. – М.: 2007 г.

9. Я познаю мир. Энциклопедия. Русский народ: традиции и обычаи. – Москва. ООО «Издательство Астрель» 2006 г.































































скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: