Заявка на публикацию
Название материала: Программа «Основы православной культуры»
Автор Кухмистрова Галина Михайловна
Учреждение: КОУ ОО «Петропавловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
Мой адрес:[email protected]
Программа факультативного курса
«Основы православной культуры»
Программа может быть использована как дополнительный материал по факультативному курсу «Основы Православной культуры» знакомство, с которой позволит учителям специальных (коррекционных) школ использовать данный материал в своей практической деятельности.
Она представляет методически оформленное в рамках культурологического учебного курса изложение истории христианской культуры, раскрывающейся в рамках содержательных линий, определенных примерным содержанием по учебному предмету «Православная культура».
Пояснительная записка
Современная Россия переживает духовно-нравственный кризис. На сегодняшний день Россия стала одной из лидирующих стран по числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков.
Актуальная проблема нравственного воспитания невозможна без обращения к его духовным основам. При этом учет положительной роли Православной церкви в отечественной истории вообще и истории педагогики в частности, а также возможностей ее существенного влияния на человека в процессе формирования нового общества принесет безусловную пользу как педагогической науке, так и школьной практике.
Обращение к Христианству с его высокими этическими нормами, проникнутому светом любви и идеей творения человеком собственной личности дает нам возможность решать проблему нравственного воспитания. О приоритете нравственного воспитания с замечательной ясностью и образностью высказался И.Г. Песталоцци, назвав его «морем бесконечной силы совершенной любви».
«Любить вообще, — так близко сердцу человека, так естественно для его природы. Но как любить, уметь любить – эта задача жизни…»
Помочь в решении этой задачи и призвано духовно-нравственное воспитание, цель которого – научить ребенка любить, явить ему примером, словом и делом всю высоту, глубину и полноту этого поистине Божественного чувства.
Особенно большое значение в нравственном воспитании имеют образы благочестивых людей, поэтому в ОПК используется житийная литература, обращение к образам святых в храме.
Безграничный нравственный идеал, в котором в образе совершенной личности соединены все возможные добродетели, предполагает христианство.
Вековая действенность заповедей христианства может стать таким нравственным источником по приобщению подрастающего поколения к вечным истинам, определяющим моральную суть человеческой жизнедеятельности. Эта моральная суть – в стремлении человека познать свое предназначение на земле, понять неприкосновенность человеческой жизни, ее ценность. Она – и в построении отношений с людьми без гнева, ибо «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду», в попытке «возлюбить ближнего своего»; «дать просящему и не отвращаться от хотящего занять у тебя»; «не судить», чтобы не быть судимым.
В основе заповедей – главная мудрость, ставшая золотым правилом: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Если наши дети постигнут данную мудрость и постараются следовать ей в своем жизненном опыте, их духовно-нравственное воспитание состоялось.
Общечеловеческий смысл христианских заповедей обращен к современному школьнику. Углубление школьников в этические основы человеческого бытия и следует воспринимать сегодня как фактор воспитания, который вбирает все прогрессивное, способствующее развитию жизни и гармонии человека с окружающим миром.
В основу программы факультатива взято содержание материала учебника Кураева А.В. «Основы православной культуры».
Цель: воспитание духовно-нравственной личности учащегося через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православия.
Первой задачей является ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православного искусства.
Другие задачи:
вырастить детей духовно, душевно и телесно здоровыми;
раскрыть духовные и физические дарования детей;
сформировать гражданское самосознание;
взрастить любовь к своему земному Отечеству – России и своему народу.
Соответственно с требованиями программы школьники должны получить базовые знания об основных феноменах православной культуры на основе художественных впечатлений, узнать базовые понятия христианской этики, научиться разбираться в разных формах и видах православной культуры, и различных выразительных средствах. Осознание православной культуры теснейшим образом связано с образно-эмоциональным восприятием, умениями видеть изображение и слышать музыку, поскольку нельзя осознать то, чего не увидел и не услышал. Чтобы полнее воспринять православную культуру, дети должны научиться осознавать не только духовно-нравственные ценности, но и свои эстетические впечатления.
Так как одним из ведущих общих принципов программы является личностно-ориентированный подход, то, прежде всего, в программе решается задача обеспечения личностного отношения учеников к тому содержанию, с которым они будут знакомиться. Это предполагает развитие умений школьников смотреть на окружающую жизнь глазами создателя православной культуры (художника, строителя, музыканта, мастера и подмастерья), т. е. способность эстетического восприятия.
Основные принципы построения. Исходя из цели курса – воспитание духовно-нравственной личности ребенка через обретение им духовного опыта, основанного на традициях Православия, – в основание программы можно положить следующие принципы.
Христоцентричность. Основанием и содержанием Православия являются Иисус Христос и Его учение. Поэтому, каким бы ни был выбран уклон в преподавании курса: культурологическим, историческим либо каким другим – базироваться он должен на личности Иисуса Христа и Его учении. Это – основная образовательная линия.
Концентричность. Основная образовательная линия должна по концентрическому принципу преподаваться на всех образовательных ступенях. Духовные истины имеют глубокий смысл, поэтому необходимо постоянное обращение к ним, раскрытие их с разных сторон и углубление понимания их смысла.
Универсальность. Этот принцип предполагает знакомство в пределах необходимого минимума с иными религиями и идеологиями, религиозно-философскими системами, с наиболее значимыми достижениями современной культуры, науки, светского образования. Смысл принципа не в познавательной стороне, а в оценке всего с позиции православных критериев.
Ориентация не столько на усвоение учащимися объема знаний, сколько на духовно-нравственное воспитание. В программу включен необходимый минимум знаний.
Учет возрастных особенностей детей. Существуют три уровня в восприятии детьми духовных истин. При этом в каждом уровне можно выделить по две стадии.
1. Уровень принятия морали авторитета:
принятие морали родителей;
принятие морали учителя.
2. Уровень принятия морали социума:
принятие морали сверстников;
принятие морали общества.
3. Уровень автономной совести:
сомнение в существующих нравственных ценностей.
собственный выбор системы ценностной иерархии.
Существование этих уровней понятно с точки зрения христианской антропологии. Каждая человеческая личность обладает даром свободы выбора. Но чтобы этим даром воспользоваться, человек должен впитать, пережить то, что он должен будет выбрать. И вот сначала ребенок живет взглядами родителей на то, что хорошо и что плохо. Затем он принимает мнения учителей, потом он принимает мораль сверстников и, наконец, всего общества. И вот тут наступает кризис, он вдруг отвергает все и сомневается во всем. Но этот кризис неизбежен: чтобы сделать свободный выбор, человек должен отодвинуть от себя все, что предлагали ему другие.
Для наиболее быстро развивающихся детей этот кризис наступает в 15-16 лет. При этом на уровне принятия морали авторитета ребенок находится в дошкольном и младшем школьном возрасте, а на уровне принятия морали социума находятся дети подросткового возраста. В связи с этим предлагается строить программы следующим образом.
Учет состояния сознания современного школьника. Несмотря на то, что подавляющее большинство школьников в той или иной форме верят в Бога, их сознание, особенно старших школьников, сформировано под влиянием материалистических теорий, в частности теории Дарвина. Поэтому необходимо включение в программу раздела с изложением современных научных данных о происхождении мира, в которых немало фактов, свидетельствующих о несостоятельности теории Дарвина. Детям нужно осветить альтернативную теорию происхождения мира.
Еще одной характерной чертой сознания современных детей и юношества является восприятие ими в той или иной степени идеалов массовой культуры, которые не только не всегда совпадают с морально-нравственными нормами Православия, но порой прямо им противоположны. Поэтому необходимо, чтобы материал курса был по возможности адаптирован к сознанию учащихся, с обстоятельным, наглядным раскрытием пагубности антихристианских норм нравственности.
Учет интересов современного школьника.
Для детей старшего возраста есть определенный круг тем, к которым они проявляют особенный интерес. Как правило, эти темы связаны с их самоопределением в духовно-нравственном отношении и уяснением нравственных позиций в различных жизненных ситуациях.
Ожидаемые результаты совпадают с требованием к уровню подготовки учащихся, изложенным в федеральном проекте стандарта курса «Основы православной культуры» и предполагают следующие знания и умения:
— знать: термины «новый учебный год», «новый календарный год», «церковное новолетие», иметь представление об их назначении, основы церковнославянского языка;
— уметь: рассказать о семье Богородицы, преподобного Сергия Радонежского, объяснить, чем именины отличаются от дня рождения, отличать текст молитвы от стихотворений, иконы от картин, фотографий;
— понимать: смысловое значение имен, обращений: Пресвятая Богородица, Божия Матерь, Спаситель, Заступница Усердная, смысл православных праздников;
— узнавать: иконы Троицы, Иисуса Христа, Богородицы, святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и лики других святых.
— проявлять уважительное отношение: к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них).
Факультативные занятия построены на следующих методах обучения:
словесный;
наглядный;
практический;
создание ситуации успеха;
частично-поисковый;
рефлексивный.
На занятиях происходит постепенное присоединение детей к прошлому опыту, переосмысление настоящего опыта и развитие способности ориентироваться на будущее.
Данная программа рассчитана на учащихся 7 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Срок реализации программы – 1 год, 35 занятий.
Факультативные занятия проводятся два раз в неделю во внеурочное время..
Периодичность занятий – 2 раза в неделю, длительность занятий — 45 минут.
Учебно-тематический план
Тема занятия | Содержание материала | Количество часов | |
1 | Вводное занятие. Посещение местного храма. | Устройство «православного дома»
| 1 |
2 | Россия – наша Родина. | Что такое духовный мир? Духовный мир – это знания, содержащиеся в книгах, произведениях, это отношения между людьми, отношение в миру. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны | 1 |
3-4 | Культура и религия. | Культура копит опыт человеческих удач и неудач. Через культуру этот опыт передается от одних людей к другим. Религия — это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. | 2 |
5-6 | Человек и Бог в православии. | Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может повлиять на поступки человека. Почему православные люди называют Бога Творцом и Любовью? | 2 |
7-8 | Православная молитва. | Что такое православие? Какие три вида молитв есть у православных людей. Молитва «Отче наш» (разучивание ее). Что значит слово «молиться»? Зачем испытания и трудности посылаются людям. | 2 |
9-10 | Библия и Евангелие. | Православные люди – это христиане. Христианин – это человек, который принял учение Иисуса Христа. Что такое Библия? Что такое Евангелие? Бывают ли откровения в нашей обычной жизни? Чем они отличаются от религиозного откровения, то есть откровения Бога | 2 |
11-13 | Проповедь Христа | Чему учил Христос? Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным? Проповедь – нравственное и религиозное наставление, призыв к изменению жизни. Завет Христа – послужить людям. | 3 |
14-16 | Христос и его крест. | Как Бог стал человеком? Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста. Крест – орудие пытки и свидетельство страданий Христа – стал символом любви к людям. | 3 |
17-18 | Светлое Христово Воскресенье. Пасха. | Воскресенье – день возобновления жизни. Что такое Пасха? Как празднуют пасху. | 2 |
19 | Рождество Богородицы. | Рождество Богородицы. Семья Богородицы.
| 1 |
20-21 | Введение Богородицы в храм. | Введение Богородицы во храм. Жизнь Пресвятой Девы при храме, Ее трудолюбие, любовь к чтению Священного Писания. Как проводим нашу жизнь мы? Все ли равно, что мы читаем, что смотрим по телевизору? Сказка о потерянном времени. Какое время не потеряно? Важность каждой минуты для добрых дел. Какие дела мы можем назвать добрыми? | 2 |
22-23 | Православное учение о человеке. | Чем Бог одарил человека. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке. | 2 |
24-25 | Совесть и раскаяние. | О подсказках совести. Отречение Петра. Как исправлять ошибки. | 2 |
26-27 | Заповеди. | Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость. | 2 |
28 | Благовещение | Смирение Пресвятой Богородицы пред Богом. Русские обычаи, связанные с этим праздником. Какие дурные привычки держат нас в своей клетке? Как нам из этой клетки улететь? | 1 |
29-30 | Милосердие и сострадание | Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. | 2 |
31 | Золотое правило этики. | Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение. | 1 |
32-34 | Храм. Посещение храма апостолов Петра и Павла. | Что люди делают в храмах. Как устроен православный храм. Посещение местного храма. | 3 |
35-37 | Икона. Иконы и молитвы. | Почему икона так необходима. Зачем изображают невидимое. Кому и о чем молятся православные христиане, стоя перед иконой. | 3 |
38-40 | Как христианство пришло на Русь. | Что такое Церковь. Что такое крещение. Как изменилась жизнь киевлян после их крещения. | 3 |
41 | Подвиг. | О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности. Какой мир труднее изменить – внешний или внутренний? | 1 |
42-44 | Заповеди блаженств. | Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым. | 3 |
45-46 | Зачем творить добро? | Как подражают Христу. Чему радуются святые. | 2 |
47-48 | Чудо в жизни христианина. | О Святой Троице. О христианских добродетелях. | 2 |
49-50 | Православие о Божием суде. | Как видеть в людях Христа. Почему люди верят в бессмертие. | 2 |
51-53 | Таинство Причастия. | Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство. | 3 |
54-56 | Крещение Руси. Церковно-славянский язык. | Церковно-славянский язык, его происхождение, применение. Примеры. Крещение Руси. Слова под титлами в церковно-славянском языке. | 3 |
57-59 | Монастырь. | Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи. | 3 |
60-61 | Отношение христианина к природе. | Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение. | 2 |
62-63 | Христианская семья. | Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо. | 2 |
64-66 | Защита Отечества. | Когда война бывает справедливой. | 2 |
67-68 | Христианин в труде. | О первом грехе людей. |
|
69 | Любовь и уважение к Отечеству. | Духовные традиции. | 1 |
70-71 | Творческие работы учащихся. | Конкурс сочинений на тему «Как я понимаю золотое правило этики» | 2 |
72 | Посещение местного храма. |
| 1 |
Список литературы
Православный молитвослов. М.: Издательство «Отчий дом», 2010г.
Евангелие и молитвослов для детей. НООФ «Родное пепелище», 2006г.
Справочник православного человека. 1 часть. Православный храм. – М.:2007г.
Потаповская О.М. «Самые главные праздники» — М.: «Планета 200», 2004
Православный календарь 2008. Издательство «Астрель-СПб» Санкт-Петербург
Православная культура в школе. Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ. Издательский дом «Покров» М.: 2003 г.
Сурова Л.В. Искание высот, «Христианская жизнь», Клин 2004.
Сухомлинский В.А. «О воспитании», «Духовный мир школьника»
Амоношвили Ш.А. Антология гуманной педагогики Ушинский – Издательский дом Шалвы Амоношвили М.: 2002г.
Архимандрит Иоанн (Крестьянин), Опыт построения исповеди. Издательство: Сретенского монастыря М.: 2008 г.
Бородина А.В. Учебное пособие. Основы православной культуры. М.: 2006 г.
«Библия» Синодальный перевод.
Кашкадамова А.»2000 лет от Рождества. О Христианстве от А до Я: Факты. События. Имена».2006 г.
Капица Ф.С. славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. Омское издательство. 2005 г.
Праздник в школе. Рождество. Составитель Жук А.И. Минск «Красико-Принт». 2007 г., стр.128.
Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. – М.: Политиздат, 1989 г.
Фольклорно – этнографические праздники народов Западной Сибири г. Омск. 1992 г.
Энциклопедия российских праздников.
Кураев А.В .Основы православной культуры. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2012.
Список рекомендуемой литературы детям
1.Детская библия. М.: Эксмо, 2004
2.Журнал «Божий мир» 2005-2006
3.Евангелие и молитвослов для детей. НООФ «Родное пепелище».2006 г.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка – М.: Русский язык, 1986 г.
5.Справочник православного человека. 1 часть. Православный храм. — М.:2007 г.
6.ЧампманД. Сделай сам. – Российское Библейское общество, 2006 г.
7.Энциклопедия российских праздников. – 2006 г.
8. Яворский Стефан. Пост – заповедь Божия. – М.: 2007 г.
9. Я познаю мир. Энциклопедия. Русский народ: традиции и обычаи. – Москва. ООО «Издательство Астрель» 2006 г.