Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красномаяковская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: Согласовано: Утверждаю:
Руководитель МО Зам.директора по УВР МБОУ Директор МБОУ
_________/Л.П.Овчеренко/ «Красномаяковская СОШ» «Красномаяковская СОШ»
____________ /И.А.Толстихина/ __________ /В.А.Кожеко/
Рабочая программа
по основам религиозных культур и светской этики
(модуль «Основы светской этики»)
для 4 класса
уровень базовый
Программу составил учитель:
Л.Н.Протасова
п. Красный Маяк
Программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом, концепцией духовно – нравственного воспитания, программой «Основы религиозных культур и светской этики», одобренной Федеральным экспертным советом и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации) и учебным планом ОУ.
В современном обществе востребован высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации — в этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы светской этики».
Цель курса – формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и уважении к ним.
Достижение поставленной цели возможно через решения следующих задач:
формировать первоначальные представления обучающихся основам светской этики.
развивать представления младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
обобщить знания, понятия, представления о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и сформировать у них ценностно – смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
В 4-м классе к эвристическим методам добавляются элементы исследовательской деятельности (в виде простейших заданий по наблюдению и изучению основ светской этики и рассмотрению простейших классических религиозных текстов), а также делаются первые шаги к организации дискуссий (первоначально в виде коротких обсуждений тем, которые в большей степени затрагивают повседневную жизнь школьника). Акцент в образовательной деятельности школьников ставится на понимание происходящих в обществе процессов. Делаются первые шаги в области проектной деятельности учащихся.
Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения уроков, занятий, следует выбирать соответствующие особенностям и запросам современных школьников 4-х классов, а именно:
эвристические беседы;
различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, панельные дискуссии, дискуссия по типу «Аквариум» и т.д.);
учебные и социальные проекты;
уроки-экскурсии;
деловые и ролевые игры;
практикумы;
различные викторины и другие конкурсные события;
творческие мастерские.
Учебно-тематический план
Тема | Кол-во часов | |
I. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы жизни человека и общества. | 1ч |
| Россия — наша Родина. | |
II. | Основы светской этики | 15 ч |
| Что такое светская этика? | 1ч |
| Мораль и культура | 1ч |
| Особенности морали | 1ч |
| Добро и зло | 1ч |
| Добро и зло | 1ч |
| Добродетели и пороки | 1ч |
| Свобода и моральный выбор человека | 1ч |
| Свобода и ответственность | 1ч |
| Моральный долг | 1ч |
| Справедливость | 1ч |
| Альтруизм и эгоизм | 1ч |
| Дружба | 1ч |
| Что значит быть моральным? | 1ч |
| Творческие работы учащихся. | 1ч |
| Презентация творческих работ. | 1ч |
III. | Этика и ее значение в жизни человека | 12ч |
| Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества | 1ч |
| Нравственный поступок | 1ч |
| Золотое правило нравственности. | 1ч |
| Стыд, вина и извинение. | 1ч |
| Честь и достоинство. | 1ч |
| Совесть. | 1ч |
| Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы | 1ч |
| Джентльмен и леди | 1ч |
| Образцы нравственности в культуре Отечества | 1ч |
| Этикет | 1ч |
| Жизнь человека – высшая нравственная ценность | 1ч |
| Семейные праздники | 1ч |
IV. | Духовные традиции многонационального народа России | 2ч |
| Любовь и уважение к Отечеству. | 1ч |
| Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | 1ч |
V. | Творческие проекты | 4ч |
| Подготовка творческих проектов. | 1ч |
| Выступление учащихся со своими творческими работами: «Что такое этика?» | 1ч |
| Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)» и т.д. | 1ч |
34-35. | Презентация творческих проектов
| 2ч |
| Всего | 35ч |
Содержание изучения модуля
Введение. (1ч)
Россия – наша Родина.
Основы светской этики (15ч)
Что такое светская этика? Мораль и культура. Особенности морали. Добро и зло. Добродетели и пороки. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Дружба. Что значит быть моральным? Творческие работы учащихся. Презентация творческих работ.
Этика и ее значение в жизни человека (12ч)
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд, вина и извинение. Честь и достоинство. Совесть. Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы Джентельмен и леди. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Семейные праздники.
Духовные традиции многонационального народа России (2ч)
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм.
Творческие проекты (4ч)
В модуле «Основы светской этике» учащиеся познакомятся с системой гуманистических ценностей, с историей возникновения морали, её значением для жизни человека. Второй раздел завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.
Освоение школьниками учебного содержания должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества.
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям и их представителям.
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России.
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания, учащихся начальной школы в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
воспитание нравственных чувств и этического сознания.
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (зкологическое воспитание)
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений
об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
В учебном плане на изучение курса «Основы светской этики» отводится 34 часа (1 час в неделю).
В модуле «Основы светской этике» учащиеся познакомятся с системой гуманистических ценностей, с историей возникновения морали, её значением для жизни человека. Второй раздел завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.
В результате изучения модуля обучающийся должен знать/ уметь:
Основные понятия светской этики;
Значение этики в жизни человека.
Образцы нравственности в культурах разных народов.
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Уметь:
Излагать своё мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества.
Соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов.
Строить толерантные отношения в обществе.
Применять полученные знания в социуме.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий.
Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения ,готовить сообщения по выбранным темам.
Требования к личностным результатам:
— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
— формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, воспитание доверия и уважения к истории и культуре народов;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
-воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
-развитие навыков сотрудничество с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным ценностям:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности.
Адекватное использование речевых средств информационно- коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.
Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
Овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
Знакомство с основами светской морали, понимание её значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
Формирование первоначальных представлений о светской этике и роли в истории современной России.
Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Календарно-тематическое планирование
Тема | К—во часов | Тип урока | Основные термины и понятия | Виды деятельности | Дата | |||
план | факт | |||||||
I. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 | Урок изучения нового материала смешанный урок |
|
|
|
| |
| Россия — наша Родина. | 1 | Урок изучения нового материала смешанный урок | Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи |
|
| |
II. | Основы религиозных культур и светской этики. Часть I. | 16 |
|
|
|
|
| |
| Что такое светская этика? | 1 | Урок усвоения новых знаний Комбинированный урок | культура, мораль, этика
| беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи |
|
| |
| Мораль и культура. | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков
| мораль, культура | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи |
|
| |
| Особенности морали. | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков
| культура, материальная культура, духовная культура, мораль
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи |
|
| |
| Добро и зло.
| 1
| Урок усвоения новых знаний Комбинированный урок | добро и зло как основные этические понятия | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи |
|
| |
| Добро и зло. | 1 | Урок усвоения новых знаний Комбинированный урок | Добро, зло, гуманность | беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи |
|
| |
| Добродетели и пороки. | 1 | Урок усвоения новых знаний Комбинированный урок | Добро, зло, добродетель, порок | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа |
|
| |
| Добродетели и пороки. | 1 | Урок усвоения новых знаний Комбинированный урок | Добродетель, порок, чувство собственного достоинства | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с семьи членами, подготовка рассказа |
|
| |
| Свобода и моральный выбор человека. | 1 | Урок усвоения новых знаний Комбинированный урок | Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа |
|
| |
| Свобода и ответственность. | 4 | Урок усвоения новых знаний Комбинированный урок | Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа
|
|
| |
| Моральный долг. | 1 | Урок изучения нового материала. Комбинированный | Моральный долг. Моральная обязанность | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи |
|
| |
| Справедливость. | 1 | Урок изучения нового материала. Комбинированный | Справедливость. Моральные правила справедливого человека. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка рассказа |
|
| |
| Альтруизм и эгоизм. | 1 | Урок изучения нового материала. Комбинированный | Эгоизм. Альтруизм. Разумный эгоизм
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи |
|
| |
| Дружба. | 1 | Урок совершенствования знаний, умений, навыков. | Добродетельные отношения. Дружба. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа |
|
| |
| Что значит быть моральным? | 1 | Урок систематизации знаний. Урок-диспут. | Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа. |
|
| |
| Творческие работы учащихся. | 1 | Урок обобщения знаний, умений и навыков |
| Творческая самостоятельная работа учащихся |
|
| |
| Подведение итогов. | 1 | Урок обобщения знаний, умений и навыков |
| выставка творческих работ |
|
| |
III. | Основы религиозных культур и светской этики. Часть II. |
|
|
|
|
| ||
| Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. | 1 | Урок изучения нового материала смешанный урок | Род. Семья. Фамилия. Родословная | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи |
|
| |
| Нравственный поступок. | 1 | Урок изучения нового материала смешанный урок | Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
|
|
| |
| Золотое правило нравственности. | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков
| Золотое правило нравственности. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи |
|
| |
| Стыд, вина и извинение. | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков
| Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние.
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи |
|
| |
| Честь и достоинство. | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков
| Честь. Достоинство. кодекс чести | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи |
|
| |
| Совесть. | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков
| Совесть. Стыд. Размышления. Чувства, Воля.
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи |
|
| |
| Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков
| Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка.
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи |
|
| |
| Джентльмен и леди. | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков
| джентльмен, леди
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи |
|
| |
| Образцы нравственности в культуре Отечества. | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков
| нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист.
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи |
|
| |
| Этикет. | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков
| Этикет. Образец. Правила этикета.
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи |
|
| |
| Праздники. | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков
| Праздник. Подарок. Праздничный ритуал.
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи |
|
| |
| Жизнь человека – высшая нравственная ценность. | 1 | Комбинированный | Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи |
|
| |
IV. | Духовные традиции многонационального народа России |
|
|
|
|
| ||
| Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | 1 | Комбинированный | государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи |
|
| |
| Подготовка творческих проектов. | 1 | Урок обобщения знаний, умений и навыков |
|
|
|
| |
| Выступление обучающихся со своими творческими работами | 1 | Урок-подведение итогов изучения курса |
| Выступление обучающихся со своими творческими работами |
|
| |
| Выступление учащихся со своими творческими работами | 1 | Урок-подведение итогов изучения курса |
| Выступление обучающихся со своими творческими работами |
|
| |
34-35. | Презентация творческих проектов | 2 | Урок-подведение итогов изучения курса |
| Презентации творческих проектов |
|
|
Материально — техническое обеспечение
Интерактивная доска.
Компьютер, принтер, с выходом в Интернет.
Мультимедийное обеспечение.
Карты, схемы, таблицы.
Учебно — методическое обеспечение
«Основы светской этики» учебник для 4-5 класса четырёхлетней начальной школы/А. Я Данилюк. – Москва, Просвещение, 2010 год.
Программа « Основы религиозных культур и светской этики» для учителя/ А. Я. Данилюк, М., Просвещение, 2010 год.
Книга для родителей «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюк, М., Просвещение, 2010 год.
Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов/ В. А. Тишков, Т. Д. Шапошникова, М., Просвещение, 2010 год.
Электронное пособие «Основы светской этики», для 4- 5 класса (диск)
Дополнительные мультимедийные образовательные ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
« Урал, человек, истоки»/ Екатеринбург, Центр «Учебная книга» 2006- учебники и педагогический альмонах.
Обществознание «Я и общество» Практикум для 6 – 7 классов/ Е. В. Прямикова, Н. В. Веселкова, Н. В. Ершова, М., Издательский центр» Академия 2008 год.
Граждановедение 5-6кл.В. Соколов, М., НВЦ «Гражданин»1998год
Семейный праздники в воспитании школьников Родительские собрания в начальной школе/Ю.А.Вакуленко, Г. П. Попов, Р. Ш. Энсани, Издательство «Учитель»
«Это стоит запомнить» А. Дорохов, Москва 1961год
«Начала мудрости» 50 уроков о добрых качествах / А. Лопатина, М. Скребцова , «Амрита –Русь», 2004 год.