Разработка урока по теме: «Милосердие и сострадание»


Ламбина Екатерина Васильевна,

учитель начальных классов

МБОУ Берёзовская начальная

общеобразовательная школа




Разработка урока


по теме: «Милосердие и сострадание»


Модуль: «Основы православной культуры»


Цель урока: осмысление понятия «милосердие» как основополагающего нравственного качества; начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества.

Задачи урока:

Обучающая: выяснить значение слова «милосердие»; помочь уяснить христианское значение слова «ближний».

Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, на основе личного опыта, каким должно быть отношение христианина к окружающим, в том числе и к врагам.

Воспитывающая: подвести к мысли, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.


Основные понятия: милосердие, сострадание, милостыня, ближний.

Виды деятельности: беседа, групповая работа, просмотр мультипликационного фильма.

Оборудование: учебник, толковые словари С.И.Ожегова, В.И.Даля, мультипликационный фильм «Притча о добром самарянине», компьютер, проектор, карточки с текстами-ситуациями.



Ход урока.

1. Вводная беседа. Подведение к теме урока.

А) — Наш урок я хочу начать с рассказа. Послушайте его внимательно.

Однажды заспорили три человека. А разговор у них был о том, что оставить своим детям в наследство.

Первый сказал: «Я своим детям оставлю много денег. Они смогут всё себе позволить: покупать вещи, еду, хорошо жить».

Второй сказал: «Нет! Я дам своим детям хорошее образование. Тогда они сами смогут заработать столько сколько хотят».

Третий произнёс: «А я оставлю только один наказ: «Живите так, чтобы память о вас передавалась от отца к сыну, от матери к дочери. Пусть ваши дети и внуки живут так, чтобы последующие потомки вспоминали о вас с любовью и уважением! «


— Как вы думаете, чей родительский наказ самый важный и почему? (отвечают дети)

— Вы часто слышите слова: «О человеке судят по его поступкам». Что это значит?

— Ещё в народе говорят: «Худо тому, кто добра не делает никому». В чём смысл этой пословицы?

Б) – Кто догадался, о чём пойдет речь сегодня на уроке?


2. Актуализация знаний. Подведение к понятию «милосердие»

А) – Что значит делать добро?

— Чтобы делать добро, человек должен обладать определёнными качествами. Предлагаю вам выполнить следующее задание:

Работа ведётся по группам

1 вариант работы — из предложенных качеств выбрать только те, которыми должен обладать добрый человек:

  • Терпимость

  • Эгоизм

  • Сопереживание

  • Уважение

  • Жестокость

  • Злость

  • Сочувствие

  • Милосердие

  • Чуткость

— Что не вошло в ваш список? Почему?

— Ребята, как вы считаете, какое из качеств самое важное? Почему?

Учитель подводит детей к понятию «милосердие», если дети его не назвали.


2 вариант работы – на одном листе вам нужно перечислить те качества, которыми, на ваш взгляд, должен обладать добрый человек; на втором листе – те, которые ему неприемлемы. Обоснуйте свой выбор.

— Как вы считаете, какое из перечисленных вами положительных качеств самое важное? Почему?

— Как одним словом можно объединить эти понятия?

Учитель подводит детей к понятию «милосердие»



3.Работа над понятием «милосердие»

А) — Милосердие – это христианская добродетель.

— От каких слов образовалось слово «милосердие»? (милое, сердце) Что это значит?

Б) – Ребята, попробуйте дать определение слову «милосердие». (Работа по группам)

МИЛОСЕРДИЕ – это……

В) Выступление каждой группы. Обмен мнениями.

Г) – Толкование данного слова мы можем найти и в словаре.

1 вариант работы — учитель демонстрирует слайд, на котором даны определения понятий:

Милосердие — сердолюбие, сочувствие,

любовь на деле, готовность

делать добро каждому,

жалостливость, мягкосердеч-

ность.

В.И.Даль

Милосердие это готовность помочь кому-

нибудь или простить кого –

нибудь из сострадания и че –

ловеколюбия.

С.И.Ожегов

2 вариант работы — во время работы групп над определением понятия, по одному человеку от группы работают отдельно со словарями В.И.Даля, С.И.Ожегова.

После того, как дети обменялись своими мыслями, что же такое «милосердие», работавшие со словарями, читают найденные ими определения.

— Ребята, данные вами определения, перекликаются с тем, о чём пишут В.И.Даль, С.И.Ожегов?


4.Анализ слов «сострадание», «ближний»

А) — В определении С.И.Ожегова есть слово сострадание. Как вы его понимаете?

( Страдать вместе, вместе переживать беду…)

— Как вы считаете, милосердие и сострадание – это синонимичные понятия или нет?

— Скажите, по отношению к кому мы должны быть милосердны и проявлять чувство сострадания? (по отношению к окружающим)

Б) – Самая главная среди заповедей божьих гласит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». А кто такой «ближний»? Друг, враг, член семьи?


5. Просмотр мультипликационного фильма «Притча о добром самарянине». Обсуждение.

— Кто же такой ближний? (Ближний тот, кто не оставит в беде, и кто нуждается в твоей помощи).

— Бывает ли чужая беда?

— А если человек делал тебе больно, был груб с тобой, можно ли ему протянуть руку помощи? Можно ли делить людей: бедный он или богатый, красивый или уродливый, знакомый или незнакомый, молодой или старый?

— Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе»?

— Только ли к людям нужно проявлять милосердие и сострадание? (и к животным)

— В чём же проявляется милосердие и сострадание? (в заботе о стариках, помощи больным, бездомным людям и животным, нуждающимся…)

— А вы бываете милосердны? Часто?


6. Анализ предлагаемых ситуаций.

— Вашему вниманию предлагаются жизненные ситуации. Ваша задача обсудить их в группе и сделать выбор, как вы бы поступили. Объясните свою позицию милосердного или немилосердного поведения.

1. По радио и телевидению прошла информация о том, что маленький Коля очень болен. Он нуждается в дорогостоящей операции за границей, денег на которую у его родителей не хватает.

2.

3. На привокзальной площади с протянутой рукой стоит нищий, очень непривлекательный с виду, но замерзающий и голодный.



7. Работа со словом «милостыня»

А) — Когда человек помогает нуждающемуся человеку, говорят, что он подаёт милостыню. Как вы понимаете, что означает это слово?

— Кто больше получает: кто отдаёт, или тот, кто берёт? Обоснуйте своё мнение.


Б) — Прочитайте в учебнике на с.44-45 слова святого Дорофея. Как вы их понимаете?

— Согласны ли вы с этими словами?

«Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим добрым поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее».


— Может ли человек научиться милосердию? С чего нужно начать? ( С малых дел: помогать родным, друзьям…)

— Делается ли жизнь лучше, когда мы помогаем другим?

— Вспомните, что вы чувствовали, когда совершали свои самые маленькие добрые дела?

— Как вы считаете, нужно ли брать плату за милосердную помощь?


В) – Ещё с давних времен на Руси было принято помогать страждущим, нуждающимся. Люди не обращали при этом внимание ни на своё положение в обществе, ни на статус и положение нуждающегося, не жалели сил, времени, средств. Богатые помогали больным, раненым, нищим. Так сёстрами милосердия были дамы из дворянских семей, княгини.

— Прочитайте в учебнике рассказ о святой Ульяне.

— Кем она была? Чем занималась?

— Можете ли вы привести свои примеры подобных случаев?


8. Подведение итогов.

— Заканчивая нашу беседу-размышление, хочется ещё раз обратиться к слову милосердие.

— Продолжите фразу « Милосердие – это….»

— Почему на Руси всегда приветствовался человек, оказавший ближнему милость? (Милосердие в христианстве – добродетель)

— Закончите фразу «Ближний для меня….»?

— Как вы считаете, нужно ли милосердие в наше время?


9. Домашнее задание.

1. Найдите пословицы о добре.

2. Обсудите с родителями высказывание Л.Н.Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других».

3. Найдите информацию и приготовьте сообщение о людях, помогавших или помогающих страждущим в нашей стране.






Дополнительная информация к уроку.

Имя Серафима Саровского широко известно за пределами России.

1759 — в семье Мошниных, Исидора и Агафьи, родился мальчик. назвали его Прохором.

1752 — Богатый купец был очень честным человеком, его любили простые горожане. Он ценил их труд и всегда был справедлив. Исидор решает строить храм для всех прихожан города Курска.

1762 — отец Прохора умирает, и храм достраивает его мать Агафья. Однажды осматривая храм, Прохор падает с колокольни, какого же было удивление матери, что Прохор ничего себе не повредил.

1767 — Прохор начинает учиться в приходской школе. Много читает, очень любит бывать в церкви, смотреть на лики святых и разговаривать с ними.

1776 — Когда Прохору исполнилось 17 лет, он решает стать монахом и посвятить себя монашеской жизни. Мать благословила и подарила свой медный крест. Этот крест он хранил всю свою жизнь. Оставив мир, он отправляется в Киево — Печорскую лавру, где затворник Досифей благословляет его идти в Саровскую пустынь.

1778 — С. Саровский приходит в Саровскую Пустынь. Он очень много молится, вырезает деревянные кресты и дарит их людям.

1000 дней и ночей он молился на камне (в келье и около), много людей приходило к нему и всем он мог помочь, кому делом, а кому словом добрым, а некоторых смог спасти от болезней. Помогал найти верную дорогу в жизни. По разному люди проживают свою жизнь: одни ссорятся, другие кричат друг на друга. Третьи радуются неудачам других. В людях он видел и плохое, и хорошее, но помогал каждому.

1833 году 1 января С. Саровский умер. Он прожил 74 года. Спустя 70 лет после его смерти, его причислили к лику святых. И сегодня люди приходят к святым местам Серафима Саровского, где могут получить ответ на все свои вопросы.


Свежие документы:  Конспект урока по ОРКСЭ "Заповеди" 4 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: