Конспект урока
Основы мировых религиозных культур
Холмогорова Ирина Петровна
учитель МХК, МОУ СОШ №32
Духовно – нравственное воспитание учащихся в школе выступает в качестве средства формирования личности младшего школьника.
Через духовно – нравственное воспитание реализуются такие познавательные процессы, как мышление, восприятие, представление и ощущение. Создается общность многих психических функций. Расширяется образовательный кругозор учащегося. Формируется порядочный, честный, достойный гражданин. Духовно – нравственное воспитание – это совокупность компетенций, которые получают учащиеся в процессе изучения основ мировых религиозных культур. Духовно – нравственное воспитание дает основы межличностных отношений, позволяющих учащимся ориентироваться в полиэтнической и многоконфессиональной среде России на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Урок «Праздники и календари» является одной из составляющих процесса духовно – нравственного воспитания младших школьников.
Программа реализуется по учебнику «Основы мировых религиозных культур» по редакцией А. Л. Беглова, Е.В.Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапова. – М. Просвещение,2010
Тема: «Праздники и календари»
Место урока: 24 урок
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированная.
Выбор типа, структуры урока, его форм, методов и приемов обусловлен целью и задачами урока.
Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями религиозных праздников христианства и ислама.
Цель и задачи достигались путем использования различных методов и форм организации процесса:
Реализация | |
| При повторении темы использовались следующие методы:
При объяснении нового материала:
|
|
|
|
|
|
|
Выбор методов и приемов работы обусловлен интеллектуальным уровнем класса.
Ученики данного класса имеют средний и ниже среднего уровень работоспособности, дети эмоциональны и отзывчивы, работать с ними легко, при планировании урока также учитывалось их умение работать в группах.
Занятие построено с учетом психологических, физиологических и возрастных особенностей учащихся.
Содержание урока было научным, доступным, проблемным и наглядным.
Между этапами урока была логическая связь – плавный переход от повторения к закреплению знаний, умений и навыков учащихся, от слова к действию, от знания к умению.
Развитие ключевых компетентностей:
коммуникативные (понимание текста, работа с информацией);
работа в группе (в команде) (взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели);
умение учиться (рефлексия, самооценка, взаимооценка);
личностная (рефлексия сильных и слабых сторон своей деятельности и своих результатов на занятии);
учебно – познавательные (изучение нового материала);
речевые (беседа, высказывания, выступления, комментированное чтение).
Контроль усвоения знаний, умений и навыков осуществлялся через следующие практические методы:
самопроверка;
фронтальная проверка и проверка учителем;
словесная оценка, моральная поддержка, традиционная оценка;
наглядный метод (выполнение работы у доски, использование операционной системы «Windows XP» Microsoft Office Power point) .
в форме взаимоконтроля (учащиеся проверяют работу соседа);
Активизация познавательной деятельности достигалась благодаря смене деятельности, различным формам обучения, целенаправленностью каждого вида деятельности, индивидуальному подходу к учащемуся. Индивидуальный подход в обучении реализовывался через самостоятельную работу по карточкам, содержание которых строилось в зависимости от уровня интеллектуального развития учащихся — дифференцированный подход.
На уроке поддерживалась атмосфера доброжелательности и сотрудничества. Использованы различные виды поощрения: одобрение, похвала, за правильный ответ и активность – раздаются улыбки.
На уроке цели и задачи достигнуты полностью. Это видно по итоговой практической работе.
Анализируя итоги урока, мне бы хотелось отметить несомненные преимущества комбинированного урока:
— синтезированность знаний;
— углубленность изучения материала;
— позитивный психологический климат урока.
Использование компьютерных технологий на уроке позволило достичь основных целей комбинированного урока в наиболее полной степени за счет:
— осуществления наибольшей наглядности предоставляемого материала и оценивания работы групп и класса в целом;
— самостоятельной работы каждого учащегося в ходе урока;
— реализации различных способностей и интересов каждого участника;
Подобные уроки предоставляют возможность ученику проявить свою активность, творчество, активизируют его познавательную деятельность и повышают интерес к изучаемым предметам.
Эффективность организации учебного сотрудничества и позитивного взаимодействия выражена в оптимальном сочетании групповой и фронтальной работы, в оптимальном сочетании слухового и зрительного восприятия информации, а также вовлеченности детей во все виды деятельности.
Критерии оценивания: правильные ответы и правильное выполнение заданий. Оценка не ставиться, что предусмотрено особенностью курса «Основы мировых религиозных культур». Вместо оценки раздаются улыбки и в конце изучения курса, ученики, набравшие наибольшее количество улыбок, получают сертификаты «Лучший знаток «Основ мировых религиозных культур».
В целом урок проведен на достаточно хорошем уровне, грубых ошибок и нарушений в методике преподавания нет. Урок начат и закончен вовремя. Цели достигнуты, все поставленные задачи были реализованы в полном объеме. На уроке в течение всего времени поддерживалось внимание, дети были работоспособны. Благоприятная психологическая атмосфера позволила каждому ученику проявить себя в полной мере.
Эффективность урока составила _____%, данный вывод следует из анализа работ учащихся.
Тема: Праздники и календари
Цель: Познакомить учащихся с особенностями религиозных праздников христианства и ислама.
Задачи:
1. Образовательные:
Способствовать восприятию информации, ее осмыслению, сохранению в памяти.
Дать понятия: Крещение, Рождество Христово, Пасха, Троица, Курбан – байрам, Ураза – байрам, Мавлид.
Показать ценность праздников в религиях России – христианстве и исламе.
2. Развивающие:
Развитие логического мышления.
Развитие эмоциональной сферы личности.
Развитие речевой компетенции
Развитие коммуникативной компетенции
3. Воспитывающие:
Формирование саморегуляции собственного поведения в рамках норм коммуникации.
Воспитание толерантности и уважения к мнению одноклассника
4. Здоровьесберегающие:
Профилактика общего утомления – физ.минутка.
Профилактика нарушений осанки.
Профилактика зрительного переутомления
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированная.
Оборудование: мультимедийная установка, карточки для индивидуального опроса, карточки для групповой работы.
Структура урока.
Цель | Содержание | Примечание | |||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||
I. Орг. момент 2 минуты
| Настроить детей на позитивное взаимодействие; Нацелить на продуктивную работу. | Упражнение на внимание: «Кто меня слышит?»
| Подготовка учащихся к занятию | Электронное пособие. Урок Интерактивные модели «Соотнесите название религий и религиозных праздников»
| |||||||||
Установка на соблюдение дисциплины. |
Сегодня на уроке мы с вами будем изучать новую тему, читать, отвечать на вопросы, анализировать, работать с иллюстративным материалом, для этого от вас требуется внимание, активность, умение слушать, дисциплинированность. Не забываем получать улыбки за активную работу.
|
Настраиваются на работу. |
| ||||||||||
II. Актуализация, обобщение и систематизация знаний
3 минуты (фронтальный и индивидуальный опрос)
| Подготовить детей к восприятию темы урока через повторение ранее изученного | Давайте вспомним праздники иудаизма и буддизма. Перед вами на экране задание «Соотнесите название религий и религиозных праздников»
Вы выполнили все верно «Молодцы!»
А теперь ответьте на вопросы:
Молодцы! Вы все правильно ответили. | Выполнение задания «Соотнесите название религий и религиозных праздников»
Учащиеся отвечают на вопросы и получают улыбки.
Слабые ученики работают индивидуально.
| Интерактивные модели «Соотнесите название религий и религиозных праздников»
Часть ребят работает индивидуально по карточкам, часть – фронтально.
| |||||||||
2 минуты (проверка домашнего задания)
| Подведение к новой теме через проверку домашнего задания. | Проверим ваше домашнее задание. Вы должны были узнать, какие религиозные праздники принято отмечать в вашей семье.
Молодцы! Сегодня мы подробнее познакомимся с этими праздниками. Цель нашего урока: Познакомиться с особенностями религиозных праздников христианства и ислама. Запишите тему урока: «Праздники и календари». | Учащиеся рассказывают о религиозных праздниках, отмечающихся в их семьях.
Учащиеся записывают тему урока: «Праздники и календари». |
| |||||||||
III. Изучение нового материала Комментированное чтение 4. минуты
| Узнать, что предлагают авторы учебника в рассмотрении особенностей религиозных праздников христианства. . | А теперь узнаем, что нам предлагают авторы учебника в рассмотрении особенностей религиозных праздников христианства и ислама.
Пожалуйста, откройте учебник на стр 64. Уроки 23 — 24. Найдите главу «Праздники христианства». По ходу чтения показ интерактивной модели «Религиозные праздники – христианство» | Учащиеся открывают учебник и читают.
| Учебник с.64 Интерактивные модели «религиозные праздники – христианство »
| |||||||||
Физ. минутка 1 минута | Профилактика утомляемости | Тренинг для глаз Глаза вверх. Глаза вниз. Глаза вправо. Глаза влево. Зажмурились. Глазами по часовой стрелке медленно. Прикрыли глаза. Открыли. | Учащиеся выполняют тренинг для глаз. |
| |||||||||
Заполнение части таблицы. 3 минуты. | Систематизировать знания. | Теперь нарисуйте в тетради таблицу
Заполните первый столбец, впишите в него названия праздников христианства. Молодцы! Вы все сделали верно.
| Учащиеся заполняют первый столбец «Праздники христианства»
| На доске изображена таблица
| |||||||||
Комментированное чтение. 4 минуты | Узнать, что предлагают авторы учебника в рассмотрении особенностей религиозных праздников ислама. | Найдите в учебнике главу «Праздники ислама» стр. 66 По ходу чтения показ интерактивной модели «Религиозные праздники – ислам» | Учащиеся возвращаются к учебнику и читают.
| Учебник стр. 66 | |||||||||
Заполнение части таблицы 3 минуты | Систематизировать знания. | Аналогично первому столбику, заполните второй «Праздники ислама». | Учащиеся заполняют таблицу
|
| |||||||||
IV. Закрепление. Работа по группам10 минут | Закрепление изученного материала | Сейчас мы поработаем в группах. Ваша задача в течение 5 минут выполнить задание на карточке. Кто быстрее выполнит задание, получит дополнительные улыбки. За команду будут отвечать (назвать имена слабых учеников).Работа в группах: «Заполни пропуски».Прошу выйти учащихся и дать получившиеся ответы.Будем уважать одноклассников и выслушаем их ответы. | Получают задание и выполняют в течение 5 минут.Учащиеся дают ответы.
| Во время выступления показывать «Заполни пропуск» из презентации. Слайды 1 – 12 | |||||||||
V.Подведение итогов урока. Взаимоконтроль 5 минут | Проверка усвоения знаний | Проведем небольшой контроль с целью узнать, что вы запомнили. На листочках поставьте 5 цифр столбиком. Ваша задача поставить букву с правильным ответом а, б или в. Кто выполнит все задания верно, получит улыбку.
Ответили, теперь поменяйтесь с соседом листочками и проверяем. Поднимите руку, кто ответил на 5 вопросов, верно, кто на 4 вопроса, на 3 вопроса.
Мне работать с вами было интересно, так как все вы работали дружно и активно. | Учащиеся отвечают на тестовые задания
Взаимоконтроль
Поднимают руку. Те, кто ответил на 5 вопросов, верно, получают улыбки. | Контроль Слайды 15 – 19 | |||||||||
VI. Задание на дом 2 минуты | Обратить внимание на особенности кухни религиозных праздников. | Запишите задание на дом: нарисовать праздничный стол любого религиозного праздника на формате А4. | Запись домашнего задания в Дневник |
| |||||||||
VII. Итог 1 минута | Рефлексия учащихся
| Что нового узнали на уроке? | Мнения учащихся об уроке |
| |||||||||
Спасибо за работу! Мне было с вами приятно общаться! До скорой встречи на наших уроках! |
|
|
Задания группам
«Заполни пропуск»
1 группа.
Выберите из двух вариантов ответов правильный и заполните пропуск.
Неделя перед гл праздником христиан – Пасхой – называется _____________.
1. «Страстной седьмицей».
2. «Светлой седьмицей».
2 группа.
Выберите из двух вариантов ответов правильный и заполните пропуск.
В дни перед Пасхой христиане вспоминают о страданиях Иисуса Христа в _______________.
1. Риме.
2. Иерусалиме.
3 группа.
Выберите из двух вариантов ответов правильный и заполните пропуск.
В исламе _____________ считается одним из «столпов веры».
1. пост в месяц Рамадан.
2. праздник Курбан – Байрам.
4 группа.
Выберите из двух вариантов ответов правильный и заполните пропуск.
В течение целого месяца мусульмане ________________.
1. не едят мясо.
2. не едят ничего в дневное время суток.
5 группа.
Выберите из двух вариантов ответов правильный и заполните пропуск.
25декабря (7 января) христиане празднуют __________________.
1. Рождество Христово.
2. Крещение.
6 группа.
Выберите из двух вариантов ответов правильный и заполните пропуск.
Рождение христианской церкви – это____________.
1. Троица
2. Пасха.
ТЕСТ – ВЗАИМОКОНТРОЛЬ.
1.Главные праздники христианства
Суккот и Ханука.
Б. Рождество и Пасха.
Дончод и Курбан – байрам.
2. Рамадан называется
Песах.
Б. Ураза – байрам.
В. Сагаалган.
3. Какие понятия связаны с праздником Пасха
Великий пост и куличи.
Б. Рождественский пост.
В. Шалаши и маца.
4. Какие понятия связаны с праздником Курбан – байрам.
А. Милостыня и жертвоприношение.
Б. Окончание поста.
В. День рождения пророка Мухаммада.
5. День рождения пророка Мухаммада
А. Курбан – байрам
Б. Шавуот.
В. Мавлид.
ОТВЕТЫ
1. Б.
2. Б.
3. А.
4. А.
5. В.
Разработка открытого урока «Праздники и календари»