Статья «Особенности работы с домашними заданиями в курсе ОРКСЭ»

Брызгалова Лариса Сергеевна МБОУ «СОШ №27»

Учитель начальных классов


ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДОМАШНИМИ ЗАДАНИЯМИ В КУРСЕ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»)

В настоящее время во всем мире и в нашей стране в частности особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников. Общественность волнует развитие таких качеств, как толерантность, коммуникативность, компетентность – наличие умения использовать приобретенные знания для успешного разрешения типичных жизненных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», который является средством формирования у школьников основ российской гражданской идентичности, развития доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у четвероклассников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу традиций общества, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса [1, с.3,4].

Наличие системы учебных и познавательных мотивов и установок, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели готовит младших школьников признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свою точку зрения, овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей, знакомит с основными нормами светской и религиозной морали.

Главная роль в организации этой работы принадлежит учителю начальных классов.

Для выполнения основных задач курса очень важно:

  1. Сделать родителей и членов семей соучастниками педагогического процесса. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Интерес родителей к учебной деятельности ребенка и его школьной жизни позитивно отражается на желании младшего школьника учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

  2. Педагогу необходимо установить партнерские отношения с семьей каждого ученика. Успешное освоение курса возможно лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети и родители – станут единым целым, большим и сплоченным коллективом, стремящимся к духовно-нравственному воспитанию и самовоспитанию.

  3. Педагогу следует пересмотреть не только структуру урока, т.к. традиционный урок – это не единственная форма обучения для достижения качественного образования, но и пересмотреть домашние задания, которые должны быть разнообразными, и интересными, четкими, доступными, творческими.

В данной статье предлагается рассмотреть особенности домашнего задания в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»).

Требования к домашним заданиям

Домашнее задание должно быть:

— логическим продолжением урока;

— четким по структуре;

— разумным по объему;

— реальным для запоминания;

— дифференцированным по уровню трудности.

После изучения темы «Россия – наша Родина» предлагаются два варианта домашнего задания:

Тема: «Россия – наша Родина»

Задание для всех

Задание по выбору

Задание для творчества

Вариант 1

Ответы на вопросы учебника

Подготовить презентацию «Россия – Родина моя»

Разговор с членами семьи о традициях, принятых в семье

Вариант 2

Подбор пословиц на тему «Россия – Родина моя»

Подбор литературы и подготовка выставки книг по теме «Россия – наша Родина»

Составить кроссворд на тему «Моя Родина – Россия»


После изучения темы «Дружба» учащимся предлагаются три варианта домашнего задания:

Тема «Дружба»

Задание для всех

Задание по выбору

Задание для творчества

Вариант 1

Написать сочинение по предложенному плану «Мой лучший друг»

Подготовить презентацию в слайдах «Мой лучший друг»

Подобрать пословицы, проиллюстрировать пословицы на данную тему

Вариант 2

Поиск пословиц о дружбе

Эссе

«Дружба – это…»

Нарисовать портрет лучшего друга

Вариант 3

Пофантазировать, какие чудеса могут произойти в нашей школе, в мире, если все вокруг будут дружить

Составить список кинофильмов, литературных произведений о дружбе

Подготовить фотовыставку или коллаж на тему «Я в кругу друзей»


— домашнее задание должно быть увлекательным (содержать элемент новизны).

Виды домашних заданий

  1. Работа со статьей

  1. Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение).

  2. Заучивание (минимального количества дат, терминов, имен).

  3. Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных).

  4. Составление опорных конспектов к пересказам, планов, конспектов статьи, учебника.

  5. Выписка из текста определений и понятий.

  1. Работа с иллюстрациями учебника

  1. Рассматривание и соотнесение к теме урока.

  2. Составление рассказа по иллюстрации.

  3. Поиск информации о людях, представленных на странице учебника.

  1. Ответы на вопросы и выполнение заданий после статьи учебника.

  1. Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье [3, с.5].

  2. Назовите поступки, которые вы считаете морально добрыми. Часто ли вы сами так поступаете? [3, с.13]

  3. Вместе со взрослыми найдите в литературе, Интернете примеры представление людей о добре и зле в разные исторические эпохи [3, с.15].

  4. Вместе с родителями составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье [3, с.9].

  5. Возьмите интервью у родителей по изученной теме.

  1. Работа с пословицами

  1. Объяснить смысл пословиц (например, «не делай другим того, что себе не желаешь», «доброе дело без награды не остается», «теплое слово в мороз согревает»).

  2. Продолжить пословицы по началу:

Родина – мать, … (умей за нее постоять)

Иди в родной край — … (там и под елкою рай)

Та земля мила, … (где мать родила)

  1. Найти в литературе и интернет- источниках пословицы по изученной теме.

  2. Нарисовать пословицу.

Где сосна взросла, там она и красна.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Родина мать – умей за нее постоять.

Своя земля и в горсти мила.

О чем рассказывают эти пословицы? Как это отразилось в вашем рисунке?

  1. Соотнести начало пословиц и поговорок с их продолжением.

Начало пословицы

Продолжение пословицы

Где любовь и совет,

тот вовек не погибает

Кто родителей почитает,

так и душа на месте

Семья сильна,

как родная матушка, да родимый батюшка

Вся семья вместе

там и горя нет

Нет такого дружка,

когда над ней крыша одна


  1. Особая роль принадлежит творческим домашним заданиям.

  1. Нарисовать иллюстрации к изученной теме.

  2. Составить коллаж, аппликацию на определенную тему.

  3. Нарисовать герб своей семьи.

  4. Написать мини-сочинение после изучения темы курса. Например, «На кого я хочу быть похож в реальной жизни?», «Если бы я был чудодей, что бы я сделал для людей?», «Мой лучший друг».

  5. Подготовить презентацию по теме ( в конце I и II полугодия), понравившейся в процессе изучения курса. Например, «Россия – Родина моя», «Символы российского государства», «Совесть», «Этикет», «Семейные праздники».

  6. Создание галереи образов (в конце учебного года). Галерея образов может представлять:

— выставку, оформленную учащимися;

— может быть выполнена в форме электронной презентации.

Экспонаты для галереи учащиеся собирают и оформляют на протяжении всего учебного года. Работа по подбору материала может осуществляться в группах. Рекомендуется провести экскурсию по галерее образов для учащихся других классов.

  1. Работа над проектом. Например, к 290-летию г. Перми создать проект «Город большой истории». После изучения темы «Род и семья – исток нравственных отношений», выполнить проекты – «Моя семья – мое богатство», «Бабушка рядышком с дедушкой». Актуальным в конце учебного года является школьный проект «Площадь Звезд», который предусматривает сбор материала о лучших учениках школы, прославивших школу своей учебой и делами, а также выступление с этой информацией на классном часе, родительском собрании, методическом объединении учителей школы. Можно представить материал в стенгазете, разместить в Интернете на сайте школы.

  2. Драматизация (театрализованные мини-представления), которая предусматривает разыгрывание сценок с представлением понятий, например, воспитанность, респектабельность, уравновешенность, особый патриотизм. Также можно организовать сюжетно-ролевые игры, в которых будут использованы изученные понятия.

  3. Составление ребусов и кроссвордов, кроссвордов наоборот (предлагается готовый кроссворд, учащиеся находят в словаре определение понятия).

  4. Социологический опрос (анкета, устный опрос, интервью).

Пример опроса:

— Чем дорог вам г.Пермь?

— Что вызывает ваше беспокойство?

— Если бы вы были мэром города, что бы вы изменили?

11) Составление викторин.

12) Подбор музыкальных произведений по изученной теме.

13) Проведение игры «Поле Чудес».

14) Описание картины по представленному плану.

15) Составление синквейна по изученной теме.

16) Исследовательская деятельность. Темы для работы:

Что значит мое имя.

История моей фамилии.

Родословная моей семьи.

Святыни родной земли.

Герб России.

Русская литература в контексте нравственных ценностей.

Наше прошлое в памятниках моего города.

Художественные традиции моей семьи в сувенирах, предметах быта, вышивках и т.д.

Зеркало как художественная деталь в сказках Г.Х. Андерсена и А.С. Пушкина.

Отражение культуры моего народа в пословицах и поговорках.

Образ малой родины в творчестве пермских поэтов.

Из истории пермского театра оперы и балета.

Собака бывает кусачей только от жизни собачей.

Применение творческих работ на уроках ОРКСЭ и при выполнении домашнего задания позволяет младшим школьникам не только продуктивно работать на уроках, развивать их творческий потенциал, но и учит детей проявлять более высокую степень самостоятельности, задавать вопросы и находить на них ответы, формирует волевые качества, а также учит сопереживать, понимать чужие мысли, чувствовать настроение других.

Литература

  1. Данилюк А.Я.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. – Изд-во Просвещение, 2012. – 24 с.

  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2-е издание. – М.: Просвещение, 2011. – 23 с.

  3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 63 с.

  4. Папина Е.Ю. Особенности домашних заданий в курсе ОРКСЭ. Режим доступа к ст.: https://www.orkce.ru/node/418

  5. Особенности работы с домашними заданиями школьников в курсе ОРКСЭ. Режим доступа к ст.: https://illarionova.21426s06.edusite.ru/







Свежие документы:  Программа факультатива по химии для 11 класса «Решаем ЕГЭ вместе»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: