Тема урока: Нравственные идеалы 4 Класс


Автор:Савина Елена Валерьевна- учитель начальных классов

МОУ средняя общеобразовательная школа №2 г.Малоярославца имени А.Н.Радищева Калужской области

Урок 25 модуля» Основы светской этики»Курс: Основы религиозных культур и светской этики.

Тема урока: Нравственные идеалы

Возрастная группа: 4 класс

Цель: Раскрыть понятие нравственного идеала на примере образа солдата-защитника Отечества -Героя Советского Союза

Григория Максимовича Соколова

Задачи:

  • — воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, любви к русскому народу, к русской земле;

  • -формировать чувство гордости за свою Отчизну;

  • -развивать интерес к истории своей страны, семьи;

  • -развивать умение оценивать нравственные качества людей.



Оборудование:ТСО-компьютер

Литературный ряд: стихи, пословицы, поговорки.

Зрительный ряд:фотографии Соколова Г.М., фильм о Соколове Г.М.

Ход урока





1. А знаешь, есть в мире хорошие люди

Есть люди-улыбки и люди-сердца

А значит, наверное, все еще будет

Нам надо лишь жить от души до конца.

Встречая рассветы с надеждой о чуде

Расставшись с любовью мечтать о другой

Что завтра тебя непременно разбудит

И радостный мир поведет за собой.

А знаешь, есть в мире хорошие люди

Есть люди -открытки с открытой душой,

И только они знают тайну о чуде

Их мало, а мир бесконечно большой!

— Сегодня на уроке мы будем говорить о людях-улыбках, о людях-сердцах, о людях-открытках- одним словом о хороших людях.

2. На доске записаны слова ПАТРИОТ, ТРУЖЕНИК,ВОИН,КОЛЛЕКТИВИСТ.

-Что означают эти слова?

-Что объединяет эти понятия?

Дети делают вывод- это нравственный идеал.

Что такое НРАВСТВЕННОСТЬ?

Что такое ИДЕАЛ?

-Ребята, кого же можно считать идеалом нравственности?

-Какими качествами, чертами характера должны обладать эти люди?

Составление кластера.Работа в парах.

-Пользуясь таблицей , назовите эти качества, давайте запишем их на доске.

Аккуратный

Активный

Безалаберный

Безвольный

Бескорыстный

Жалостливый

жестокий

Волевой

Вспыльчивый

Гуманный

Дружелюбный

Замкнутый

Трусливый

равнодушный


Добрый

Смелый

Ленивый

Льстивый

Равнодушный

Справедливый

миролюбивый

Угрюмый

Трудолюбивый

Целеустремленный

Скрытный

Ответственный

Раздражительный

добросовестный












НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ





3. Дома , вам надо было подготовит сообщение о человеке, которого вы считаете нравственным идеалом.

-Чтение детьми своих сообщений.

Ребята я тоже хочу вам рассказать о человеке, которого я считаю нравственным идеалом. Это мой дедушка Елецкий Иван Михайлович.( показываю фотографию, зачитываю сочинение).

4. Как вы думаете, можно ли по фотографии определить какой перед нами человек? ( прогнозирование) На экране фото Соколова Г.М.





— Может вы знаете этого человека?

-Что можно о нем сказать?( дети описывают портрет человека)

— Сегодня я хочу вам рассказать о человеке, который для нас , его потомков , является нравственным идеалом- это Григорий Максимович Соколов.

Вам знакомо имя этого человека .Да, каждый год, перед великим праздником 9 мая, мы с вами ходим на городское кладбище, чтобы отдать дать памяти людям, которые отстояли нашу страну, освободили мир от немецко-фашистских захватчиков.

Жила в глухой деревне большая дружная крестьянская семья Соколовых- отец ,мать и 6 сыновей, одного из которых звали Григорий.

Деревенский мальчишка рано увлекся самолетами .Григория манило огромное небо. Чтобы быстрее осуществить свою мечты, Григорий еще подростком уезжает в Ленинград. Там он идет работать на завод- слесарем и одновременно учится в школе рабочей молодежи и аэроклубе.

Вскоре Григория призывают в Красную Армию и по его собственной просьбе направляют в авиацию.Сначало Григорий Соколов был бортмехаником, а затем окончил Борисоглебское военное училище, становится летчиком-истребителем. Эти летчики первыми встречали врага и вступали с ним в бой.

Вот так началась военная карьера будущего Героя Советского Союза- Григория Максимовича Соколова.

Вы знаете, что в нашей школе есть музей, в нем стенд, посвященный Григорию Максимовичу.Руководит музеем Аверкина Надежда Сергеевна.Школьный музей участвует в конкурсах, в прошлом году , под руководством Аверкиной Н.С. был создан фильм о короткой, но очень яркой жизни Соколова Г.М.

Вот этот фильм мы и посмотрим сейчас.

5.- Что нового вы узнали о жизни Г.Соколова

— Каким был этот человек?

В начале урока мы говорили о таких понятиях как ПАТРИОТ,ВОИН, ТРУЖЕНИК,КОЛЛКЕТИВИСТ.

-Как вы думаете ,можно ли Соколова Г.М. считать

ПАТРИОТОМ?

ВОИНОМ?

ТРУЖЕНИКОМ?

КОЛЛЕКТИВИСТОМ?

Приведите примеры из биографии.

Какой мы можем сделать вывод, если все эти качества присуще Г.Соколову- ( дети делают вывод),значит он НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ.

Из фильма вы узнали, что Соколов Г.М. добровольцем пошел сражаться с врагами в Испанию, в Монголию, в Финляндию.

За проявленные героизм и отвагу был награжден орденом Красной Звезды, орденом Ленина.21 марта 1940 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Погиб он 21 июля 1941 года в воздушном бою под г.Малоярославцем. Очевидцы свидетельствовали, что в этом последнем бою Григорий Максимович, спасая жизни людей, увел свою подбитую боевую машину от города в сторону леса. Самолет врезался в землю и сгорел недалеко от деревни Ерденево.

И закончит мне хочется рассказ об этом человеке , словами из романа Николая Алексеевича Островского » Как закалялась сталь», которые точно описывают жизнь Григория Максимовича Соколова:

— «Самое дорогое у человека — это жизнь .Она дается ему один раз , и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, и чтобы, умирая мог сказать , вся жизнь и все силы отданы самому главному в мире-борьбе за освобождение человечества»

А теперь, работая в паре ,выполните задание, заполните таблицу.

ЗНАЮ


ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ





Домашнее задание: Дома я хотела, чтобы вы порассуждали на тему:» В чем должен выражаться патриотизм ваших сверстников» с.55, 1 вопрос.





Свежие документы:  Статья "Сказка как способ воспитания музыкально-эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: