Урок для 4 класса по теме: «Культура и мораль»



Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №810

города Москвы










Конспект урока ОРКСЭ

(модуль Светская этика)
в 4 классе

«Культура и мораль»







Подготовила учитель начальных классов

Небольсина Яна Игоревна





Москва

2014



Цель: Подвести учащихся к пониманию значения понятий «мораль» и «культура».

Задачи: Осуществлять нравственное развитие и воспитание учеников.


Оборудование: учебник Основы светской этики 4-5 класс Автор А. Я. Данилюк.

Тема: Культура и мораль.

Организационный момент.

Приветствие.

Повторение пройденного материала.

  1. Что входит в понятие духовный мир человека?

  2. Что означает светская этика?

  3. Кто был основателем науки «Этика»?

  4. Что помогает понять светская этика?

Ответы учащихся.

Для чего мы с вами сейчас повторяли пройденный материал?

Ответы учеников (формирование осознанного восприятия всех компонентов урока).

Подведение учащихся к формулировке темы урока:

Если перефразировать Чехова, можно сказать: «Культурный человек не тот, кто не прольет соуса на скатерть, а тот, кто этого не заметит, если это сделает кто-то другой».

Как вы можете прокомментировать данное высказывание?

Ответы учащихся.

Вспомните, кто такой Чехов, его имя и отчество.

Ответы учащихся.

Какие произведения писателя вы читали?

Ответы учащихся.

Данная цитата была мною изменена. На самом деле А. П. Чехов писал не о культурном, а о воспитанном человеке. Поменяется ли смысл высказывания, если слово «воспитанный» заменить словом «культурный»?

Ответы учащихся.

Можно ли эти определения считать синонимами?

Ответы учащихся.

Попробуйте объяснить значение слова «культурный».

От какого слова оно произошло?

Ответы учащихся.

Как связано понятие «культурный» со словом «культура»?

Ответы учащихся.

Перекинем мостик из прошлого урока к нынешнему уроку.

Что изучает светская этика?

Ответ учащихся.

Какова тема сегодняшнего урока?

Ответы учащихся.

Откройте тетради и запишите тему урока: Культура и мораль.

Работа с учебником.

Когда вы откроете учебник на странице 8 и прочтете все, что касается понятия «культура», вы поймете, насколько оно многогранно и узнаете кое-что новое.

Откройте текст урока 3 на странице 8 и внимательно прочтите все, что касается понятия «культура». Понятие «мораль» мы пока не затрагиваем.

Что такое духовная культура?

Что такое материальная культура?

Почему культуру называют второй природой?

Перечислите виды духовной культуры.

Ответы учащихся.

Найдите на странице 8 слово «культура», выделенное жирным шрифтом и запишите его определение в тетрадь.

Прочтите данное определение.

А теперь запишите определение понятия «мораль».

Перечислите моральные нормы, принятые в современном обществе.

Объясните, почему возникла мораль.

Ответы учащихся.

Я прочту вам одну восточную притчу, а вы скажете мне, какая в ней мораль:

Я так несчастен…

Наверное, я – плохой человек, — 
жаловался ученик учителю. 
— Ты – не плохой человек, но тебе нужно измениться. 
— Как же так? Если я – не плохой, то зачем мне меняться? 
— Давай-ка лучше я тебе покажу, – посоветовал учитель. 
Он дал ученику свирель с просьбой сыграть любую мелодию. 
Ученик играть на свирели не умел, но поднес инструмент к губам, 
стал в него дуть и попеременно закрывать отверстия. 
Ничего, кроме свистящих и хрипящих звуков, из свирели не выходило. 
— Видишь, что получается, — сказал Учитель. — 
А если ты выучишься на ней играть, музыка станет совсем иной. 
Что же изменится? Играть будешь тот же ты, 
и свирель будет той же, и руки, и воздух, но… 
Это будет совершенно другая музыка, 
которая будет успокаивать, лечить и возносить душу

Как вы думаете, какова мораль данной притчи?

Ответы учащихся.

В каких ещё произведениях бывает мораль?

Что значит слово «мораль» в данном контексте?

Ответы учеников.

Домашнее задание:

Вместе с родителями составьте письменно свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.

Рефлексия.

Что вам понравилось на сегодняшнем уроке? Что запомнилось?

Как каждый из вас сегодня оценивает свою собственную работу на уроке?

Поднимите руку, кто считает свою работу на уроке активной и плодотворной.

Поднимите руку, кто считает свою работу сегодня недостаточно активной и постарается быть активнее на следующем уроке.

Учитель устно оценивает особенно активно работавших на уроке учеников.

Есть ли вопросы по выполнению домашнего задания?

Спасибо за урок.



Литература, использованная в работе:

Учебник Основы светской этики 4-5 класс Автор А. Я. Данилюк. Москва, Просвещение — 2013 год.

Интернет ресурсы, использованные в работе:

https://puzyrok911.jimdo.com/уроки-нравственности-в-притчах/

















Список использованной литературы:

Учебник Основы светской этики 4-5 класс Данилюк А. Я; М, Просвещение 2013


Использованные Интернет-ресурсы:

https://pritci.ru/publ/5-1-0-2921

https://v-garmonii-s-soboi.ru/dobro-i-zlo/urok-babochki

https://newlit.ru/~kolganov/3570.html

https://copypast.ru/2008/11/07/page,3,i_snova_babochki.html



Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса «Решение систем уравнений второй степени»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: