Урок ОРКСЭ Тема: «Граница между добром и злом». (Образовательная система «Школа 2100»)


















Методическая разработка урока

по курсу

«Основы религиозных культур

и светской этики»

модуль «Основы светской этики»



Тема: «Граница между добром и злом».

(Образовательная система «Школа 2100»)













Учитель: Куделькина Ольга Юрьевна

ГБОУ СОШ №89 Калининского района

Санкт — Петербурга
















Не будь побеждён злом, а побеждай зло добром”.

Священное Писание



Цель:

  • Ознакомить учащихся с терминами “добро” и “зло” как основными этическими понятиями;

Задачи:

  • Формировать способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию.

  • воспитывать уважение и внимательное отношение к тем, кто нас окружает;

  • развитие умения работать в группах, коммуникативной компетенции учащихся.

Основополагающий вопрос: как можно использовать полученные знания в жизненном опыте, может ли человек оценить “добро” без понятия “зла”.







ХОД УРОКА

1.Организационный момент

Учитель:

— Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень.

— Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. А хотите начать работать прямо сейчас? (Да.) Садитесь, пожалуйста.

— Ребята, сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны царицы поведения – Этики.

Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.

2. Введение в тему

Прочитайте текст на стр.16.

— Сравни мнения ребят о правилах поведения людей.

Что вызывает удивление Игоря?

Какой вопрос возникает в этой ситуации? Предложи свой вариант, а потом сравни с вариантом авторов( см. стр.75)







Послушайте  рассказ В. Сухомлинского  «Обыкновенный человек».


1) Чтение учителем рассказа.

   — В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.

     У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.  

     Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

     На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

  — Что это за человек? – спросил внук деда.

— Это не человек, — ответил дед.

    В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

— Что это за человек? – спросил внук.

— И это еще не человек, ответил дед.

    Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал дальше., а ведро оставил привязанным у колодца.

— А это что за человек? – спросил внук.

— Обыкновенный человек, — ответил дед.

2). Проверка восприятия. Анализ поступков героев рассказа:

— Про кого из проезжающих дед сказал, что «это не человек»?  Почему?

— Почему третьего проезжающего он назвал «обыкновенным человеком»?

— Как еще можно назвать этого человека? (неравнодушным, добрым).

3. Сообщение темы урока.

— Наш урок посвящен теме «Добро и зло».    

               

4. Выдвижение гипотезы.

— Тема эта ненова. Как вы думаете, какие вопросы мы будем сегодня обсуждать на уроке? (Высказывания детей)

 — Что такое добро и что входит в это понятие?  

— Что такое зло, и какие есть наиболее распространенные его проявления?

— Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

— Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?

— Ответы на эти вопросы мы будем искать не только сегодня на уроке, но и всю жизнь.          

5. Решаем проблему, открываем новые знания.

 Работа с учебником.

— Используя текст, попробуй объяснить, что означают слова добро и зло.

Самостоятельное чтение текста. (стр.17)


Беседа.

— Понятны ли вам слова добро, зло?

Для чего люди должны знать, что такое «добро» и «зло»?

— Каких вы людей называете добрыми, а каких злыми?



Какие слова можно отнести к доброму человеку, а какие – к злому.







Давайте придумаем на каждую букву слова “добро” слова, обозначающие положительные качества характера человека

д – дружелюбный;
о – отзывчивый;
б – бережливый;
р – рассудительный;
о – откровенный;

Как вы понимаете слова «Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста».

— Перечислите примеры добра и зла?

— Какое отношение вызывают злые люди? Почему?

— Как вы думаете всегда ли понятия о добре и зле были такими же как и сейчас? Почему?

-Как должен делать человек добрые поступки?

— Как должен вести себя человек, чтобы не допустить зла?

Делаем вывод.

— С чего же началась человеческая культура?





Работа с учебником.

— Используя текст, попробуй объяснить, что означают слова мораль, нравственность, этика.

Работа в группах.

1 группа. Что такое мораль?

2 группа. Что такое нравственность?

3 группа. Что такое этика?

Ответы детей. Проверка по словаю.

Выступления групп можно дополнить следующими материалами.

  • Мораль — система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.

Как возникла мораль?

Само слово «мораль» образовалось от латинского слова нрав, обычай. Всем известны основные правила поведения людей, которые передаются от поколения к поколению:

-не делай другому того, чего не желаешь себе,

-почитай старших;

-не убивай и не воруй;

-не лги и не завидуй;

-не посягай на чужое.

Эти правила нашли отражение во всех религиях мира и морали всех народов.

  • Нравственность — особая форма общественного сознания и способ регуляции действий человека в обществе.

Именно с нравственностью связано различение добра и зла. В отличие от пользы и вреда, добро и зло связаны с намеренностью некоторой свободной воли.







Золотое правило нравственности.

«Поступай по отношению к другим

так, как ты хотел бы, чтобы поступали по

отношению к тебе»


«Не поступай по отношению к другим так,

как ты не хотел бы, чтобы поступали

по отношению к тебе»


— Кто устанавливает правила поведения в обществе?

Сравни свой вывод с авторским.

6. Знакомство с памяткой “Как стать добрым человеком?”

– Как вы думаете, поможет ли человеку соблюдение названных в ней правил стать добрее?

  • Старайся видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе. От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.

  • Будь добр к людям!

  • Учись добру у добрых!

  • Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.

  • Не причиняя зла, добрей становишься.


7. Рефлексия       


— Что я узнал…?


— Подводя итог нашего урока, хочется сказать спасибо всем ученикам. Думаю, что наш разговор принесёт вам большую пользу.


Как бы жизнь не летела –

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живи на земле.


8. Итог урока

– Появилось ли у вас желание быть добрым, делать добро? Почему?
– Трудно ли быть добрым? Почему?

9. Домашнее задание

– Написать свою памятку “Как стать добрым человеком”.
– Подобрать литературные произведения, где можно оценить поступки героев с точки зрения “добра” и “зла”.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Весенние встречи»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: