Урок по ОРКСЭ «Альтруизм и эгоизм»


Тема урока: Альтруизм и эгоизм.

Цель урока: формирование у учащихся представлений об альтруизме и эгоизме.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с основными понятиями: альтруизм и эгоизм, выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий

  • Развивать кругозор учащихся, пополнить их словарный запас

  • Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и группами

  • Воспитывать чувство сострадания другим людям, стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Результаты : личностные: данный урок позволит учащимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям, учащиеся получат опыт творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности. При работе с ситуациями учащиеся, образно занимая места героев, смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий, проанализировать свое поведение.

метапредметные : в ходе уроке будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе в группе

предметные : в процессе групповой и индивидуальной работы учащимися будут усвоены новые нравственные понятия «альтруизм», «эгоизм», «альтруист», «эгоист»», «разумный эгоизм».


Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, иллюстративный материал, опорные листы, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики».

Участники: учащиеся 4 класса.

Форма урока: комбинированный

Использованные программы для подготовки к уроку:

  • Power point (для создания презентации)



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Организационные формы

Операционно-познавательный: Повторение

Доброе утро, солнышку и птицам, доброе утро приветливым лицам, и каждый становится добрым, доверчивым, пусть доброе утро длится до вечера!

  1. Мотивация к учебной деятельности

-Добрый день! Встаньте, пожалуйста, те…

— у кого сегодня хорошее настроение!

— кто сегодня готов к уроку!

— кто уверен в своих силах!

— кто готов начать работать!

Предлагаю вам организовать сотрудничество в малых группах. Для эффективной работы нам необходимо создать 4 группы.

Сегодня способ объединения в группы я хочу предложить вам сама. Вспомните, какую сказку вы прочитали дома и займите своё место. (Учебное пространство заранее организовано для групповой работы)

Вспомните героев сказок, что произошло, справедливо ли были наказаны и награждены герои.

Почему?














Обучающиеся на предыдущем уроке выбрали себе карточку с названием сказки и прочитали её.


Морозко, Двенадцать месяцев, Цветик –семицветик, Золушка







2 мин

















Фронтальный опрос.

Вводно-мотивационный этап.


2. Послушайте притчу. Ваша задача — внимательно прослушав, выразить своё отношение к поступку .

Ехал один молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:
    — Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!  

Простите меня, мистер, — ответил мальчик. — У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат — инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.
   Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня.

   Он ездил многие годы на этой машине, и всякой раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень.


  1.   Кто герои этой притчи?

  2. Как отреагировал хозяин машины, услышав удар камня? Почему?

  3. Как объяснил причину своего поступка мальчик?

  4. Каким образом слова мальчика: «Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились »,- характеризуют людей?

  5. Почему хозяин машины во время ремонта отказывался убирать вмятину на ней?

  6. Как ты понимаешь значение слов « Если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень» ?



Слушают.










































Рассуждения детей.












3 мин.



Прослушивание.







































Дискуссия.









Операционно-познавательный:

Изучение нового материала. Определение темы урока.

Целеполагание.

3.Каким словом можно назвать действия молодого человека?

Кто знает, как можно назвать такое качество в людях,- делать добро для других и не ждать за содеянное благодарности?


Такие действия называют альтруизм.


Вам бы хотелось узнать об этом понятии?

Зачем нам надо знать, что такое альтруизм?

На столах у вас лежат толковые словари Ожегова. Поработайте в паре. Найдите, что обозначают слова АЛЬТРУИЗМ,

Записать на опорном листе


4.А кого называют альтруистом?


АЛЬТРУИСТ

.- попробуйте сформулировать сами.

Проверим себя по учебнику.

Обратимся к учебнику стр.30. Прочитайте, кто такой альтруист. Записать на опорном листе.


5.(На столах карточки) . На карточках написаны слова. Выберите из них синонимы к слову альтруизм и записать на листе.

Карточка

Бескорыстие , высокомерие, человеколюбие,  чёрствость, бездушие самоотверженность, доброта, предательство, забота, равнодушие, злость, зависть, жадность, любовь, жестокость, ласка, безжалостность , себялюбие, милосердие.


Какие слова синонимы подберёте ещё вы сами.


Прочитайте, что вы записали, только не повторяйтесь.


6. Я услышала очень хорошее слово МИЛОСЕРДИЕ.

Этот термин не очень-то популярен в настоящее время. «Сестра милосердия», «Брат милосердия» в словарях даются как устаревшие сочетания слов.

А ведь движение милосердия имеет целую историю.

Об этом Смирнов Никита подготовил презентацию.

Человек, бескорыстно совершающий добрые дела и помогающий бедным и больным, назывался на Руси благотворите­лем (творителем блага). Родоначальником благотворительности считается креститель Руси князь Владимир Красное Солнышко. В его палаты за едой и ночлегом мог войти всякий, а тем, кто не мог прийти сам, княжеские слуги привозили пищу на телегах прямо домой. Позднее цари и царицы жаловали вдовам и сиротам на жизнь, бесприданницам — на свадьбу, детям бедняков — на обучение, заключенным в тюрьмах — на еду и одежду. Богатые торговые люди — купцы — раздавали деньги у церкви, предоставляли в своем доме ночлег, пищу и чистую одежду калекам и нищим. В конце 19 века в России стремительно выросло число благотворитель­ных обществ, заботящихся о нищих и стариках, о лечении больных. В 1854 году княгиня Елена Павловна открыла в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия. Между тем граждане занимались благотворительностью и лично. Представители царского дома тоже участвовали в движении сестёр милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Фёдоровна и четыре Великие Княжны стали сёстрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность.

В XX веке символом милосердия стала Мать Тереза. Её считали святой ещё при жизни. Её выпала нелёгкая доля нести благую весть, что смысл жизни каждого смертного любить и быть любимым.

В наше время примером милосердия является доктор Леонид Рошаль.


7.А как вы думаете заслуженно ли словосочетания относят к устаревшим?

Нужно ли милосердие сегодня?

Какие альтруистические поступки можете совершить вы?

Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?

А нужно ли проявлять милосердие к бомжам, пьяницам, наркоманам? В чём оно будет заключаться?

А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?

А вот вы сейчас кому можете помогать в первую очередь?

Всегда ли нужно бездумно действовать?

Посмотрите на картинку на стр. 30 учебника. Что за история произошла? Рассмотрите его внимательно, обсудите в группе, что происходит.

Дети: Мы видим, как человек отдаёт всё, что купил людям

Учитель: Так это значит хорошо? Значит ты добрый?

Дети: А вот я вижу, что в конце он остался без всего и уже не может помочь, причём бедному человеку!

Учитель: А вы обратили внимание, кому он раздавал свои вещи?

Дети: Да, они же не бедные, видно, что хорошо одеты. А зачем он тогда с ними делится?

( возникает полемика)

Учитель: Выходит альтруистом быть хорошо?

Дети: Да, это, несомненно, добродетель, но надо же понимать, с кем надо делиться!


Подберите антоним к слову альтруизм.

Что такое эгоизм? Зачем нам знать об этом понятии?

Поработаем в паре с толковым словарём. Определение записать на листе.

8.Ребята подготовили для вас инсценировку рассказа В. Осеевой Печенье.

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

— Дели по одному, — строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

— Ровно? — спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

— Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку хлеба…

Понравилась ли вам сценка? Как повели себя мальчики?

Как можно их назвать?

Эгоисту трудно приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе, у него нет друзей. У русского народа есть чудесная мудрость : «Себялюб- никому не люб».

Что же это такое прочитайте в учебнике стр.31.

Запишите определение в опорные листы.



9. Вернёмся к карточке. Там ещё остались слова.

Подберите из карточек к слову эгоизм синонимы и запишите их в опорных листах. Прочитаем их, не повторяясь по цепочке.


Ребята, а эгоистом быть хорошо или плохо? Почему?

(Высказывания детей)



Что можно сказать о понятиях альтруизм, эгоизм? По отношению друг к другу, они какие?(ответы детей) (противоположные)

-Действительно, альтруизм противостоит эгоизму


На доске изображаем отрезок, крайние точки которого «альтруизм» и «эгоизм» ( зарисовать на листе)

Учитель: Как эти качества должны быть развиты в человеке? Чего должно быть больше – А или Э? Поставьте точку на отрезке.

Послушайте ещё одну притчу.

Собрались мудрецы и стали спорить какое слово самое главное на земле. Долго спорили и пришли к выводу, что это слово — «мера»).

Дети: Всего должно быть в меру.

Мы должны стараться помогать другим не в ущерб себе, своим близким.

Как вы думаете, кто такой разумный эгоист?

Где на этом отрезке находиться разумный эгоист?



На доске понятия альтруизм и эгоизм. Эгоизм – закрыто.

Понятия вводятся поэтапно в течение урока


Выявить положительные и отрицательные стороны понятия.




Альтруизм ( от латинского слова альтер-другой)- готовность действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.





































Слушают, смотрят видеоряд.

































Высказывают своё отношение.









Анализируют ситуацию, делают выводы.














Понятие «эгоизм» открывается на доске.


Эгоизм-

это действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества.
































Эгоист






Читают по цепочке







.












Разумный эгоизм-

способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу

4мин.



































3 мин.















































3 мин.

































3 мин.






6 мин.









































4 мин.









Работа со словарём в паре.











Работа с учебником.














Работа в паре с карточками.













Выступление ученика с презентацией.













































Работа в группе.





Работа с учебником















Работа в паре с толковым словарём.













Инсценировка.


Коллективное обсуждение.

























Обсуждение коллективное.
























Закрепление и обобщение пройденного на уроке материала.

Для закрепления предлагаю поработать в группах.

В конвертах приготовлены задания для групповой работы. Вспомнить правила работы в группе. ( на партах памятки)

Каждая команда выбирает себе задание в конверте..


1 группа.

Работа с пословицами. Восстановите пословицы.

Объясните их смысл. Распределите на 2 группы.


Собака на сене лежит — сама не ест и другим не дает.

Люблю тебя, когда я у тебя; постыл ты мне, когда ты у меня.

После меня хоть трава не расти.

Жизнь дана на добрые дела.

Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась.

Рубашка износится, а доброе дело не забудется.


2 группа

Прочитайте рассказ. Определите его тему и основную мысль. Подберите название.


В. Сухомлинский


Андрейка – один сынок у папы с мамой. Любуются мама с папой Андрейкой – не налюбуются. Любуются Андрейкой и дедушка с бабушкой.

— Ты у нас самый красивый! – говорит мама.

-Ты у нас самый умный! – говорит папа.

— Ты у нас самый счастливый! – говорит бабушка.

— Ты у нас самый удачливый! – говорит дедушка.

Смотрит вокруг себя Андрейка, и кажется ему, что весь мир вокруг него, Андрейки, вращается. Кажется ему, что он – орёл, а все вокруг — маленькие букашки-таракашки. Им, букашкам-таракашкам, по земле ползать, а ему, орлу, в небесах парить.

И никто не думает, как орёл этот с высоты небесной на землю рухнет, себя искалечит, другим горе принесёт.



3 группа. Найдите выход из ситуации.

Мама обещала пойти с Костей в выходной день в парк аттракционов и развлечений. Накануне долгожданного дня она пришла домой грустная. «Знаешь, — сказала мама, — не удаётся пойти нам в парк, у меня срочная работа…». Представьте, что на месте Кости оказались вы. Как поведёте себя в такой ситуации?

Варианты ответов:

    1. Ушёл в свою комнату, и долго рыдал, чтобы мама услышала.

    2. Надулся и весь вечер не разговаривал с мамой.

    3. Начал кричать, что так происходит всегда, когда ему хочется куда – то пойти.

    4. Стал утешать маму, сказал, что вовсе не огорчился, что можно пойти в парк отдыха, когда появится наиболее удачный момент, в следующий выходной.

— Какие варианты поведения характерны для эгоиста и для альтруиста? Почему?

4 группа. Предложенные иллюстрации распределить на 2 группы.

После выполнения задания, выступление каждой группы.

Каждая группа выступает. Оцените работу своей группы .



Сформулируйте, над какой темой мы работали?

Какие понятия запомнили?


8мин.

Самостоятельная работа в группах.







Работа у доски. Собирают пословицы.






















































Работа с доской.


Выступление каждой группы.

Домашнее задание.

Прежде чем дать вам домашнее задание предлагаю сделать «Волшебный цветок добра».

У вас у каждого лепесток волшебного цветка. Вспомните , какой альтруистический поступок вы совершили в своей жизни, запишите его на лепестке и прикрепите на доску.

Домашнее задание на выбор :

1.Найти 5 пословиц на тему сегодняшнего урока.

2. Прочитать сказку или рассказ на тему: «Альтруизм и эгоизм»

3. Нарисовать рисунок.



3 мин.

Рефлексия

Закончите предложения.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Меня удивило…

Мне захотелось…



1 мин.

Ответы обучающихся.










Свежие документы:  Конспект урока на тему «Из детских журналов. Откроем страну Хармса»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: