Урок по ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»
Тема: Добродетель и порок
Урок № 8
Цель урока: продолжить формирование представлений о добродетели и пороке как категориях светской этики. Подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.
Задачи:
1) познакомить младших школьников с двумя противоположными характеристиками личности – добродетелью и пороком;
2) способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;
3) создать условия для осмысления учащимися, какие поступки людей являются добродетельными, а какие порочными;
УУД:
Познавательные: умение находить середину между расточительностью и скупостью, вредностью и угодничеством, безрассудной отвагой и трусостью..
Личностные:
— воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, сопереживания, уважения к интересам и убеждениям других людей, что является первым шагом к добродетельному поведению.
— развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах
Коммуникативные:
— готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную;
— излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— сотрудничать с учителем и сверстниками, проявлять творческую инициативу, самостоятельность в парной работе, адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию и способы выполнения; строить устное и письменное высказывание с учётом учебной задачи.
Тип урока: комбинированный.
Форма обучения: беседа.
Формы работы с учащимися:
Фронтальная работа, работа в парах, коллективная работа.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа по карточкам.
Оборудование: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2012. – 20 с., компьютер, мультимедийный проектор; презентация, карточки с заданиями.
Ход урока.
1. Организационный момент
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись,
Тихо сели.
Здравствуйте! Ребята сегодня начало нашего урока необычное. Я предлагаю вам послушать отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Нищий» и затем ответить на вопросы. (Слайд 1).
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
(М.Ю.Лермонтов, «Нищий», отрывок)
Учитель:
— Можно ли применить понятия «добро» и «зло» к данному отрывку? (Обсуждая, дети приходят к выводу, что о добре в стихотворении не идет речи. А вот злой поступок все заметят и дадут характеристику человеку его совершившего. )
— объясните, на какие человеческие качества обращает наше внимание М.Ю.Лермонтов? (Милосердие, жестокость, жадность, скромность)
— Вы назвали качества личности, которые можно разделить на хорошие –добродетель и плохие – пороки. Как называется тема нашего сегодняшнего урока?
Итак, тема этого урока «Добродетель и порок»
Добродетель и порок –
Это тема на урок,
Поработать, разобраться,
Ну и вывод сделать вкратце.
(Слайд 2)
Запишите тему урока в тетрадь.
— Давайте вместе сформулируем цель нашего урока. Для чего мы должны знать, какие качества у людей добродетельные, а какие порочные?
2. Повторение изученного материала
— На прошлом уроке мы начали разговор об этих понятиях.
— Давайте вспомним, что такое добродетель и что такое порок.
— Откройте тетради и зачитайте…….(Слайд 3)
Контроль домашнего задания (рисунки и характеристики сказочных героев).
— Назовите добродетели и пороки людей. (Слайды 3 — 11 )
(Аккуратность, вредность, вежливость, грубость, заботливость, трудолюбие, смелость, хвастовство.)
— Легко ли вам было отвечать на вопросы?
— Запомнили ли вы, определения понятий?
3.Изучение нового материала
Работа с текстом учебника.
Существует много добродетелей и пороков. Наиболее известное в этике понимание и деление добродетелей было предложено древнегреческим философом Аристотелем.
— Откройте учебник на странице 20, прочитайте, что вы должны узнать на уроке? (Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.)
Прочитайте еще раз первый вопрос, на который мы должны ответить. Для нахождения ответа, мы обратимся к слайду. (Слайд12 )
-Что такое добродетель с точки зрения древнегреческого философа Аристотеля?
Запись в тетрадь. Добродетель – это способность во всем поступать наилучшим образом. Аристотель.
-Какое чувство нужно сохранять при совершении добродетельного поступка?
Запись в тетрадь. Чтобы совершить добродетельный поступок нужно сохранять чувство золотой середины между двумя пороками: избытком и недостатком.
Рефлексия:
— Ребята, что из изученного вам запомнилось больше всего?
— Физминутка (Слайд 13)
4.Закрепление изученного материала
Работа по рядам. (Слайд 14)
А сейчас для лучшего понимания высказывания Аристотеля вы поработаете в группах разбирая, примеры, данные в учебнике.
1 ряд.
Пример: расточительность – щедрость – скупость.
2 ряд.
Пример: Вредность – дружелюбие – угодничество.
3 ряд.
Пример: Безрассудная отвага – мужество – трусость.
Вопросы каждой группе.
— Прочитайте внимательно данный текст.
— Что является добродетелью, пороками, избытком, недостатком?
Щедрость — середина между расточительностью и скупостью. Щедрость как добродетель выражает отношение человека к материальным вещам. В этом случае расточительность – избыток, а скупость недостаток. (Слайд 15)
Дружелюбие — середина между угодничеством и вредностью, вздорностью. Дружелюбие как добродетель выражает степень искренности в отношениях между людьми, вздорность. Недостаток-угодничество (угождает).Вредность-избыток. (Слайд 16)
Мужество — середина между трусостью и бездумной отваги. Мужественный человек правильно оценивает опасность, помогая другим и себе. Избытком является безрассудная отвага, а недостатком – трусость. (Слайд 17)
Рефлексия: Задумывались ли вы раньше над тем, что добродетель может находиться в середине между двумя пороками?
-Прочитайте высказывания Цицерона и Конфуция, объясните, как вы поняли эти высказывания. (Слайд 18)
Работа в парах:
Составить синонимический ряд к основным добродетелям.
(Приложение 1)
смелость, храбрость, отвага, бесстрашие, неустрашимость, доблесть; непреклонность, твердость духа, неколебимость, стойкость, бесстрашность, дерзость, героизм, геройство, отважность, решимость, твердость, мужественность | |
Мужество | великодушный, широкая душа, обильный, изобильный, не жадный, милосердый на помощь, на подарки, на раздачу милостыни |
Щедрый | благожелательность, приветливость, дружественность, общительность. |
Вставить в высказывания слова по смыслу.
(Приложение 2)
Мужество без благоразумия — только особый вид трусости. – Сенека
|
Дружелюбие удваивает радости и наполовину сокращает горести. — Френсис Бэкон —
|
Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным. — Библия —
|
Игра «Добродетели и пороки»
( Дети получают солнышко, передают его из рук в руки и называют добродетелей своего соседа по парте, своего друга, своего одноклассника.)
5. Рефлексия (Слайд 19)
-Что такое добродетель с точки зрения Аристотеля?
-Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели?
-Что вам было на уроке интересно?
— Сегодня я узнал, что…
— Самым трудным для меня было…
— Теперь я буду…
6. «Притча о двух волках» (Слайд 20)
7.Итог (Слайд 21)
Есть ещё много других добродетелей и пороков. Но нет единых правил, которые можно выучить, чтобы стать добродетельным. Поэтому каждый человек должен сам правильно оценить конкретную ситуацию, чтобы совершить хороший поступок. Именно этот поступок и будет добродетельным.
— Урок закончен. Всего доброго! Спасибо за работу! (Слайд 22)
Приложение 1
Составить синонимический ряд к основным добродетелям
смелость, храбрость, отвага, бесстрашие, неустрашимость, доблесть; непреклонность, твердость духа, неколебимость, стойкость, бесстрашность, дерзость, героизм, геройство, отважность, решимость, твердость, мужественность | |
Мужество | великодушный, широкая душа, обильный, изобильный, не жадный, милосердый на помощь, на подарки, на раздачу милостыни |
Щедрый | благожелательность, приветливость, дружественность, общительность. |
Составить синонимический ряд к основным добродетелям
смелость, храбрость, отвага, бесстрашие, неустрашимость, доблесть; непреклонность, твердость духа, неколебимость, стойкость, бесстрашность, дерзость, героизм, геройство, отважность, решимость, твердость, мужественность | |
Мужество | великодушный, широкая душа, обильный, изобильный, не жадный, милосердый на помощь, на подарки, на раздачу милостыни |
Щедрый | благожелательность, приветливость, дружественность, общительность. |
Приложение 2
Вставить в высказывания слова по смыслу.
без благоразумия — только особый вид трусости. – Сенека
|
Дружелюбие удваивает и наполовину сокращает — Френсис Бэкон —
|
Кто хочет иметь , тот и сам должен быть дружелюбным. — Библия —
|
Вставить в высказывания слова по смыслу.
без благоразумия — только особый вид трусости. – Сенека
|
Дружелюбие удваивает и наполовину сокращает — Френсис Бэкон —
|
Кто хочет иметь , тот и сам должен быть дружелюбным. — Библия —
|