Урок по ОРКСЭ «Добродетель и порок»

Урок по ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»

Тема: Добродетель и порок

Урок № 8

Цель урока: продолжить формирование представлений о добродетели и пороке как категориях светской этики. Подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.

Задачи:

1) познакомить младших школьников с двумя противоположными характеристиками личности – добродетелью и пороком;

2) способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;

3) создать условия  для осмысления учащимися, какие поступки людей являются добродетельными, а какие порочными;

УУД:

Познавательные: умение находить середину между расточительностью и скупостью, вредностью и угодничеством, безрассудной отвагой и трусостью..

Личностные:

воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, сопереживания, уважения к интересам и убеждениям других людей, что является первым шагом к добродетельному поведению.

— развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

Коммуникативные:

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную;

— излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— сотрудничать с учителем и сверстниками, проявлять творческую инициативу, самостоятельность в парной работе, адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности.

Регулятивные: принимать  и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию и способы выполнения; строить устное и письменное высказывание с учётом учебной задачи.

Тип урока: комбинированный.

Форма обучения: беседа.

Формы работы с учащимися:

Фронтальная работа, работа в парах, коллективная работа.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа по карточкам.

Оборудование: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2012. – 20 с., компьютер, мультимедийный проектор; презентация, карточки с заданиями.

Ход урока.

1. Организационный момент

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись,

Тихо сели.

Здравствуйте! Ребята сегодня начало нашего урока необычное. Я предлагаю вам послушать отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Нищий» и затем ответить на вопросы. (Слайд 1).

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

(М.Ю.Лермонтов, «Нищий», отрывок)

Учитель:

— Можно ли применить понятия «добро» и «зло» к данному отрывку? (Обсуждая, дети приходят к выводу, что о добре в стихотворении не идет речи. А вот злой поступок все заметят и дадут характеристику человеку его совершившего. )

Свежие документы:  Статья "Особенности работы с домашними заданиями в курсе ОРКСЭ"

— объясните, на какие человеческие качества обращает наше внимание М.Ю.Лермонтов? (Милосердие, жестокость, жадность, скромность)

— Вы назвали качества личности, которые можно разделить на хорошие –добродетель и плохие – пороки. Как называется тема нашего сегодняшнего урока?

Итак, тема этого урока «Добродетель и порок»

Добродетель и порок –

Это тема на урок,

Поработать, разобраться,

Ну и вывод сделать вкратце.

(Слайд 2)

Запишите тему урока в тетрадь.

— Давайте вместе сформулируем цель нашего урока. Для чего мы должны знать, какие качества у людей добродетельные, а какие порочные?

2. Повторение изученного материала

— На прошлом уроке мы начали разговор об этих понятиях.

— Давайте вспомним, что такое добродетель и что такое порок.

— Откройте тетради и зачитайте…….(Слайд 3)

Контроль домашнего задания (рисунки и характеристики сказочных героев).

— Назовите добродетели и пороки людей. (Слайды 3 — 11 )

(Аккуратность, вредность, вежливость, грубость, заботливость, трудолюбие, смелость, хвастовство.)

— Легко ли вам было отвечать на вопросы?

— Запомнили ли вы, определения понятий?

3.Изучение нового материала

Работа с текстом учебника.

Существует много добродетелей и пороков. Наиболее известное в этике понимание и деление добродетелей было предложено древнегреческим философом Аристотелем.

— Откройте учебник на странице 20, прочитайте, что вы должны узнать на уроке? (Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.)

Прочитайте еще раз первый вопрос, на который мы должны ответить. Для нахождения ответа, мы обратимся к слайду. (Слайд12 )

-Что такое добродетель с точки зрения древнегреческого философа Аристотеля?

Запись в тетрадь. Добродетель – это способность во всем поступать наилучшим образом. Аристотель.

-Какое чувство нужно сохранять при совершении добродетельного поступка?

Запись в тетрадь. Чтобы совершить добродетельный поступок нужно сохранять чувство золотой середины между двумя пороками: избытком и недостатком.

Рефлексия:

— Ребята, что из изученного вам запомнилось больше всего?

— Физминутка (Слайд 13)

4.Закрепление изученного материала

Работа по рядам. (Слайд 14)

А сейчас для лучшего понимания высказывания Аристотеля вы поработаете в группах разбирая, примеры, данные в учебнике.

1 ряд.

Пример: расточительность – щедрость – скупость.

2 ряд.

Пример: Вредность – дружелюбие – угодничество.

3 ряд.

Пример: Безрассудная отвага – мужество – трусость.

Вопросы каждой группе.

— Прочитайте внимательно данный текст.

— Что является добродетелью, пороками, избытком, недостатком?

Щедрость — середина между расточительностью и скупостью. Щедрость как добродетель выражает отношение человека к материальным вещам. В этом случае расточительность – избыток, а скупость недостаток. (Слайд 15)

Свежие документы:  разработка урока "Праздники и календари"

Дружелюбие — середина между угодничеством и вредностью, вздорностью. Дружелюбие как добродетель выражает степень искренности в отношениях между людьми, вздорность. Недостаток-угодничество (угождает).Вредность-избыток. (Слайд 16)

Мужество — середина между трусостью и бездумной отваги. Мужественный человек правильно оценивает опасность, помогая другим и себе. Избытком является безрассудная отвага, а недостатком – трусость. (Слайд 17)

Рефлексия: Задумывались ли вы раньше над тем, что добродетель может находиться в середине между двумя пороками?

-Прочитайте высказывания Цицерона и Конфуция, объясните, как вы поняли эти высказывания. (Слайд 18)

Работа в парах:

  1. Составить синонимический ряд к основным добродетелям.

(Приложение 1)


Дружелюбие

смелость, храбрость, отвага, бесстрашие, неустрашимость, доблесть; непреклонность, твердость духа, неколебимость, стойкость, бесстрашность, дерзость, героизм, геройство, отважность, решимость, твердость, мужественность

Мужество

великодушный, широкая душа, обильный, изобильный, не жадный, милосердый на помощь, на подарки, на раздачу милостыни

Щедрый

благожелательность, приветливость, дружественность, общительность.


  1. Вставить в высказывания слова по смыслу.

(Приложение 2)

Истинное мужество — осторожность. – Еврипид


Мужество без благоразумия — только особый вид трусости. – Сенека


Дружелюбие удваивает радости и наполовину сокращает горести.

— Френсис Бэкон —


Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным. — Библия —



  1. Игра «Добродетели и пороки»

( Дети получают солнышко, передают его из рук в руки и называют добродетелей своего соседа по парте, своего друга, своего одноклассника.)

5. Рефлексия (Слайд 19)

-Что такое добродетель с точки зрения Аристотеля?

-Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели?

-Что вам было на уроке интересно?

— Сегодня я узнал, что…

— Самым трудным для меня было…

— Теперь я буду…

6. «Притча о двух волках» (Слайд 20)

7.Итог (Слайд 21)

Есть ещё много других добродетелей и пороков. Но нет единых правил, которые можно выучить, чтобы стать добродетельным. Поэтому каждый человек должен сам правильно оценить конкретную ситуацию, чтобы совершить хороший поступок. Именно этот поступок и будет добродетельным.

— Урок закончен. Всего доброго! Спасибо за работу! (Слайд 22)

















Приложение 1

Составить синонимический ряд к основным добродетелям


Дружелюбие

смелость, храбрость, отвага, бесстрашие, неустрашимость, доблесть; непреклонность, твердость духа, неколебимость, стойкость, бесстрашность, дерзость, героизм, геройство, отважность, решимость, твердость, мужественность

Мужество

великодушный, широкая душа, обильный, изобильный, не жадный, милосердый на помощь, на подарки, на раздачу милостыни

Щедрый

благожелательность, приветливость, дружественность, общительность.


Составить синонимический ряд к основным добродетелям

Дружелюбие

смелость, храбрость, отвага, бесстрашие, неустрашимость, доблесть; непреклонность, твердость духа, неколебимость, стойкость, бесстрашность, дерзость, героизм, геройство, отважность, решимость, твердость, мужественность

Мужество

великодушный, широкая душа, обильный, изобильный, не жадный, милосердый на помощь, на подарки, на раздачу милостыни

Щедрый

благожелательность, приветливость, дружественность, общительность.




Приложение 2

Вставить в высказывания слова по смыслу.


Истинное — осторожность. – Еврипид


без благоразумия — только особый вид трусости. – Сенека


Дружелюбие удваивает и наполовину сокращает

— Френсис Бэкон —


Кто хочет иметь , тот и сам должен быть дружелюбным. — Библия —




Вставить в высказывания слова по смыслу.


Истинное — осторожность. – Еврипид


без благоразумия — только особый вид трусости. – Сенека


Дружелюбие удваивает и наполовину сокращает

— Френсис Бэкон —


Кто хочет иметь , тот и сам должен быть дружелюбным. — Библия —




Свежие документы:  Урок ОРКСЭ "Милосердие и сострадание" 4 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: