Урок по ОРКСЭ «Смысл жизни»


Урок по тем е Смысл жизни

Цель урока: выявить противоречие, заложенное в проблеме смысла жизни.

Задачи:

1. Обучающие (направленные на достижение предметных результатов):

– формирование умения свободно высказывать свое суждение
– развитие эмоционального восприятия учащихся,

2. Развивающие (направленные на достижение метапредметных результатов):
– способствовать формированию умения планировать собственную деятельность;
– умение с разных сторон посмотреть на событие, явление, факт с целью создания целостного представления о картине;
– умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

3. Воспитательные (направленные на достижение личностных результатов):
– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.


Цели:

  • Формировать у учащихся представление о вере;

  • Сформировать представление о философской концепции рассказа «Студент»;

  • Развивать навыки целостного анализа художественного произведения;

  • Развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, аргументировать позицию;

  • Формировать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям, потребность в самосовершенствовании через осознание противоречий собственного характера


Слово учителя ребята , сегодня у нас необычный урок , урок дискуссия по тем «В чем смысл жизни человека?» я хочу начать урок с притчи о смысле жизни


 Я запутался, блин… — сказал Человек. — Понимаешь, не знаю, куда идти, не знаю зачем. Время проходит, а я даже не знаю толком, кто я… Я устал от неопределенности, устал бояться, что сделаю что-нибудь не то, устал блуждать впотьмах, устал совершать ошибки…
— Понимаю, — сказало Дерево. — Но чем могу помочь тебе я?
— Одолжи мне свой смысл жизни, — повторил Человек. — Может, поможет…
— Хорошо, — согласилось Дерево. — Вот мой смысл жизни: расти.
— Расти? — переспросил Человек. — Просто расти? И все??
— Да, — сказало Дерево, — просто расти — и все, — и оно замолчало.
— Дерево! Погоди, не засыпай! — крикнул Человек. — Объясни, что значит «просто расти»? Ведь я и так — просто расту! Вернее, — поправился он, — раньше рос, сейчас-то уже вырос…

Де рево не отвечало, и Человек пошел к реке.
— Река! — крикнул Человек.
— Что? — отозвалась Река.
— Одолжи мне свой смысл жизни! — попросил Человек.
— Зачем? — спросила Река. — Своего, что ли, нету?
— Нету… — опустив голову, сказал Человек.
— Вот как… — сказала Река. — Тогда ладно, слушай. Мой смысл жизни — течь.
— Течь… — повторил Человек.
— Да-да, течь, — и Река ужурчала куда-то по камням.
Решив подождать для верности, не разъяснит ли Река свою позицию, Человек лег на берегу и стал греться на солнце.
— Как дела, Человек? — спросило Солнце.
— Вообще-то не очень, — пожаловался Человек. — Смысл жизни не могу отыскать. Дерево говорит: «Расти», Река говорит: «Течь», но мне что-то расти и течь не особо хочется… Может, ты чего присоветуешь? Какой у тебя смысл жизни?
— С удовольствием, — сказало Солнце. — Мой смысл жизни — дарить свет.
— «Дарить свет», зашибись! — всплеснул руками Человек. — И это все?
— Все, — подмигнуло Солнце. — А! Нет, есть еще.
— Ну-ка? — оживился Человек.
— Тепло. Дарить тепло. И свет! — напомнило Солнце и укатилось за горизонт. Стало темно.
— Краткие все, куда деваться! — возмутился Человек. — А мне-то как быть? Расти? Течь? Или, может, дарить свет? Дарить свет… Лампочку, что ли, на нос повесить и болтать? Луна! Эй, Луна-а! — воззвал Человек.
— Да? — Луна показалась из-за гребня горы и посветила поярче, чтобы разглядеть, кто тут воет.
— Какой у тебя смысл жизни? — упадническим голосом спросил Человек.
Луна помолчала и торжественно ответила:
— Ощущать пустоту.
Аж эхо по горам прокатилось. Человек уже устал удивляться ответам, но тут не мог не удивиться:
— Как можно ощущать пустоту? Это же когда ничего нет! — воскликнул он.
— А как можно не ощущать пустоту? Ведь это то, откуда берется все, — мягко возразила Луна и уплыла в небо.
Человек закрыл глаза и попытался осмыслить все, что ему было сказано. Не получилось. В голове все перемешалось. «Расти, течь, дарить свет, ощущать пустоту… Бред какой-то…» — Человек тряхнул головой и открыл глаза. Перед ним стоял ребёнок.
— Здластвуй! — сказал Ребёнок.
— Ты-то как тут? — испугался за Ребёнка Человек, — Мамка где? И почему без штанов?
— Мамка там! — Ребёнок сделал жест, каким обычно отмахиваются от комаров. — А станы я… это… потелял! Ты чего сидис? — не по годам ловко переменил он тему разговора.
Человек отнесся к ораторскому маневру младенца неодобрительно, но решил ответить (все равно ничего не поймет):
— Смысл жизни ищу…
— И сто, насол? — поинтересовался Ребёнок.
— Не-а… не насол… — передразнил Человек.
— А я насол! — радостно сообщил Ребёнок.
— И давно? — съязвил Человек.
— Не знаю. — сказал Ребёнок.
Человек начал выходить из себя:
— Ну, и какой у тебя, о мудрейший из карапузов, бегающих ночью по лесу без порток, смысл жизни?
Но Ребёнка уже и след простыл. И только из темноты донесся его переливчатый смех:
— Иг-ла-а-ать!!!
— Ах, играть! — всплеснул руками Человек. — Вот совет так совет! — раздосадованный, он бросил вслед насмешливому Ребенку пучок травы. Не попал.



Тем временем рассвело. Человеку больше не хотелось ни у кого спрашивать про смысл жизни. Он встал, отряхнул руки о штаны и пошел куда глаза глядят. Вскоре в голове возникла какая-то мелодия, и он запел. Вначале тихонько, себе под нос, а затем — громко, во весь голос. И вдруг почувствовал, как вокруг все замерло. Тогда Человек запел еще громче, еще увереннее. В своем неожиданном пении он позабыл обо всем, и так ему стало на душе хорошо, светло и радостно, что он даже не удивился, когда увидел, что само Время остановилось, позволяя звукам прекрасной мелодии течь, игриво переливаться и разрастаться, заполняя собою все вокруг…
От меня: у каждого свой смысл жизни и если есть мысли,что Вы его потеряли,то это всего лишь самообман..Надо жить и дарить всем тепло и добро(так можно быстро вновь обрести этот самый смысл жизни). При этих действиях будет видно,что Вы кому-то очень нужны или кто-то нуждается в Вашей помощи даже простой человеческой улыбке…Согласитес­ь,это же очень важно…

Сейчас я предлагаю провести дискуссию в группах

1 группа будет рассуждать о смысле жизни для других людей, что бы прожить жизнь –нужно приносить пользу окружающим людям

2 группа будет рассуждать о смысле жизни для себя- нужно как можно сделать больш е полезных дел себе и тогда окружающим людям тоже будет хорошо рядом с тобой , но начинать нужно себя – что было хорошо в этой жизни тебе в первую очередь.

Работа в группах 10мин.

Презентация докладов групп.

Вопросы критиков.

Анализируют работу аналитики.

Подведение итогов работы.

Учитель

Ребята , закончить наш урок хочется еще одной притчей о смысле жизни ( читают подготовленные ученики)

Ничто так легко не дается людям и так же легко ни теряется как ВРЕМЯ.

Это удивительный, ценный ресурс и мы, легко получив его, так же легко тратим, спускаем впустую, проживаем часы, дни, месяцы не наполненные смыслом, а часто и жизни там нет, так, существование…

Таким часто оказывается время, когда люди ждут счастливого будущего, «вот когда я получу ЭТО, тогда я буду счастлив(а), тогда начнется моя настоящая Жизнь». Наверное, у каждого из нас был такой период жизни, у кого-то меньше, у кого-то больше. 

Часто он начинается в детстве – «когда я закончу ходить в этот противный садик и пойду в школу — вот это будет жизнь!», «когда я закончу наконец ходить в школу и пойду в институт — вот это будет жизнь!» и так далее, цели и желания меняются бесконечной чередой и получив желаемое мы ненадолго успокаиваемся, а потом снова тратим время в ожидании сбычи новой мечты. 

Иногда наступает такой момент, когда всё сбылось, все элементы пазла картины под названием «моя счастливая жизнь» собраны, и вдруг наступает самое интересное – человек вдруг осознает, что всё есть, а внутри пустота, счастье не разливается по каждой клеточке, крылья не выросли, летать и петь от счастья не хочется.

И тогда человек начинает исследовать себя и смотреть — чего же еще то не хватает, какого элемента.

А не хватает контакта с собственной Душой, чтобы слушать ее и СЛЫШАТЬ, и делать то, что подсказывает сердце, куда ведет Душа, оставив логику и негодование ума и общества. И когда этот контакт будет налажен, то человек станет Творцом своей жизни, начнет делать только то, что ему хочется делать прямо сейчас и так в каждое мгновение своей жизни! Тогда он и поймает свою «Птицу счастья» и будет вместе с ней (своей душой) со-творять свою счастливую жизнь, проживая каждый миг каждой клеточкой своего существа.

«Красивые слова» скажут многие, и для них это будет их правдой жизни. Потому что они бы и рады, но не знают как. Ответов и советов может быть много, все не перечислишь сразу.

Скажу вот что – проживайте свою жизнь со страстью! Имеется в виду не страсть полового влечения, а страсть к жизни, жажда жизни, когда человек делает только то, что его вдохновляет и радует, вот хочется ему сажать цветы и печь пирожки, а не сидеть в офисе 8 часов на одном месте у компьютера, так может так и сделать!? Может это и есть ваш талант, который принесет огромную радость вам, всем окружающим людям и в конечном итоге и материальную благодарность от мира. Ведь если ваши цветы будут настолько прекрасны, то всем захочется их купить!

Прямо сейчас возьмите лист бумаги и напишите 10 ваших увлечений, то, что вам нравилось в жизни, начиная с самого детства, например, петь, рисовать, ухаживать за животными, шить, строить домики, вспомните ВСЁ!

Это займет немного времени, может быть, не сразу вспомнится, но запишите обязательно!

Так вы настроитесь на волну своей души и услышите ее голос, и найдете свою тропику к своей счастливой жизни.

А следующим шагом будет реализация этой мечты. Так по шагам и найдете свой Путь.

И не забывайте что смысл жизни в том чтобы Ж_И_Т_Ь! А не искать бесконечно свое предназначение. 

Я желаю вам найти свою дорогу жизни, самый счастливый ее вариант и идти по ней легко и радостно! А если будут препятствия — поблагодарите их с любовью за проверку стойкости в реализации вашего намерения, спросите, какие уроки они вам несут, и после этого осознания камни на пути развеются сами!

Сделайте первый шаг! И вся Вселенная поможет вам в вашем начинании! Потому что Земле нужны счастливые Люди!




Свежие документы:  Технологическая карта урока ОРКСЭ "Почитание родителей" 4 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: