Исследовательская работа «Мы письма, как летопись прошлого, как хронику чувств прочтем…»


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ НОВОСЁЛОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4













Исследовательская работа:

«Мы письма, как летопись прошлого,

как хронику чувств прочтём….»





Выполнила:

Косова Дарья Андреевна

Ученица 10 класса

МБОУ Комская СОШ №4

Руководитель:

Бляблина Вера Александровна

Учитель немецкого языка

МБОУ Комская СОШ №4









п. Кома, 2015 год

Оглавление

Аннотация

Введение ………………………………………………………….……………………..3-4

Глава I. Научная статья

Историческая справка о российских немцах

1.1. Кто такие поволжские немцы………………………………………………………5

1.2. Письма – треугольники ……………………………………………………………..5-6

Глава II. Практическая часть

2.1. Историческая основа писем. ………………………………………………………..7

2.2. Лингвистические особенности писем ……………………………………………………8-11

Результаты ……………………………………………………….………………………………12

Литература…………………………………………………………………………………13





























Аннотация

Косова Дарья Андреевна, МБОУ Комская средняя общеобразовательная школа №4, 10 класс

«Мы письма, как летопись прошлого, как хронику чувств прочтём….»

Руководитель: Бляблина Вера Александровна, Комская средняя школа, учитель немецкого языка

Цель работы: описать историко – лингвистические данные писем

В данной работе освещены лексико – грамматические и исторические особенности писем поволжских немцев. Нами выявлены языковые и речевые сходства с немецким литературным языком. В результате исследования было выявлено, что

  1. Семьи этнических немцев были разбиты для проживания в разных местах.

  2. В местах поселения этнических немцев существовали комендатуры, в которых они должны были отмечаться каждые сутки – в противном случаи они обвинялись в побеге

  3. Этнические немцы военного поколения хорошо владели литературным немецким языком, сохраняя лексические и грамматические правила.

  4. В письменной речи сохранялись правила написания личного письма на немецком языке: обращение, ссылка на предыдущие контакты, основная часть, заключение.





















-3-

Актуальность изучения писем — треугольников заключается в том, что они являются носителями особой информации, ценной для анализа жизни того времени. Данные письма представляют большую ценность для семьи Шпаннагель, проживающих в поселке Кома. К нам за помощью обратилась Ш.Т,А, которая обнаружила среди старых документов 5 пожелтевших от времени писем в треугольниках.

Проблема состоит в том, что письма потеряли былой вид: поблекли чернила, и подверглась воздействию времени бумага.

Гипотеза: Я предположила, что тематика писем затрагивает бытовую сферу жизни российских немцев.

Цель: описать историко – лингвистические данные писем

Задачи:

  1. Проанализировать особенности внешней формы и написания писем

  2. Перевести текс писем на литературный русский язык

  3. Выявить специфику отражения жизни поволжских немцев

Методы:

1.Коммуникативный

2.Сравнительно – сопоставительный

3.Описательный

Приёмы:

  1. Перевод с немецкого языка на русский язык

  2. Изучение литературы

  3. Изучение словарей

Объект исследования: письма — треугольники депортированных немцев

Предмет исследования: лексические и грамматические структуры текста письма





-4-

Полученные данные:

1)Семьи этнических немцев были разбиты для проживания в разных местах.

2)В местах поселения этнических немцев существовали комендатуры

3)Этнические немцы военного поколения хорошо владели литературным немецким языком

4)В письменной речи сохранялись правила написания личного письма на немецком языке

Практическая значимость: письма переведены на русский язык и переданы семье родственников

Новизна работы: открытие новых исторических фактов о жизни российских немцев



































-5-

Глава I. Историческая справка о российских немцах

    1. Кто такие поволжские немцы

Поволжские немцы — один из народов, сформировавшийся в России  к началу XX века  из потомков переселенцев преимущественно из германских государств, расселенных на основании манифестов Екатерины II на Поволжье в 1760-е гг. Манифесты были переведены на разные языки и распространены через напечатание отдельными экземплярами и в газетах. Российскими властями была организована устная агитация. После 1917 г. получили территориальную автономию — Автономная Советская Социалистическая Республика Немцев Поволжья. Путь на Поволжье осуществлялся в основном речным транспортом и занимал несколько месяцев. Дорога для колонистов оказалась большим испытанием. На протяжении всего переезда умерло более 20% от общей численности. Основной задачей российских немцев являлась хозяйственное развитие. [1]

В 1941 году вышел Указ «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». 28 августа была ликвидирована Автономная Республика немцев Поволжья и произведена их тотальная депортация. Немецкие жители были вывезены в районы Сибири, Казахстана и Средней Азии.





    1. Письма – треугольники

Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленными больше пятидесяти лет назад. Выцвели чернила, поблекла типографская краска. Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная.









  1. Мальцева Д. Г «Лингвострановедческий словарь Германия: Страна и язык» М. «Русские словари» 1998 год.



-6-

Конверт-треугольник — обычно тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги (поскольку тетрадь не квадратной, а прямоугольной формы) вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. При резко возросшем объеме переписки недоставало конвертов и открыток. В такой-то обстановке и родился фронтовой «треугольник». Народ его называл солдатским. Готовое к отправке письмо не заклеивалось — его всё равно должна была прочитать цензура; почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.[2]

Какой же путь проходило письмо? Солдат бросал письмо в почтовый ящик, сооруженный из подручных средств и укрепленный в удобном месте. Почтальон части ежедневно выбирал конверты, «треугольники», открытки, секретки и относил на полевую почтовую станцию, там все послания обрабатывались календарными штемпелями и закладывались в мешки, которые транспортом части отправлялись на базу полевой почты. Оттуда корреспонденция, рассортированная по направлениям, передавалась на ВПСП. Дальнейший путь проходил обычными маршрутами в почтовых вагонах.

Важным было сохранение военной тайны: надо было не дать возможности врагу по содержанию писем получить сведения о дислокации частей, их вооружении. Для этого была создана военная цензура. Все письма с фронта в обязательном порядке просматривались, любые спорные места вымарывались чёрной краской. На почтовые отправления ставился штамп «Проверено военной цензурой».

Задержка корреспонденции или засылка ее не по назначению расценивались почтовыми органами как должностное преступление. Для военных почт по последствиям это было как приказ «Ни шагу назад!» на передовой.









2) Материалы Международной научной конференции. «Немцы в Сибири: история, язык, культура» г. Красноярск, 16 октября 2004год





-7-

Глава II. Практическая часть

2.1 Историческая основа писем

Семья Р была репрессирована и выслана из Поволжья в Красноярский край. Это были две сестры и их мать, Э. Р. Часть семьи была направлена для проживания в Ширинский район, станция Юз, а другая – в поселок Кому Новоселовского района. Их отец (супруг Э.) Х. был в трудармии (из письма от 29 марта 1946 года). В своем единственном письме он желает здоровья своей семье и рассказывает о своей жизни, и о количестве еды, выдаваемой в день.

Переписка между сестрами носит ярко выраженный бытовой характер. В письмах речь идет о тяготах жизни, о работе, о хозяйстве. По содержанию писем понятно, что семья Терезы, проживающей в Ширинском районе, более обеспечена: в хозяйстве были корова, теленок, 6 кур, 2 овцы; К. зарабатывал 500 рублей, а сама Тереза 160 – 250 рублей в месяц. Из переписки было понятно, что менее обеспеченная семья просила материальной помощи у более состоятельной, но в семье из – за этого произошел скандал: против оказания помощи были и муж, и свекровь сестры. Несмотря на запрет, сестра Тереза решила помочь тем, чем сможет: завернутые в юбку 12, 5 рублей, вязаные гольфы, 2 шали и шапку для маленькой дочки. Для того, чтобы отправить посылку она ходила к коменданту и спрашивала разрешение на отправку, который задавал много вопросов относительно семьи, получательницы посылки.

Связавшись с семьей, мы узнали, что проживающие в Ширинском районе этнические немцы, в 1990 –х годах выехали на постоянное место жительства в Федеративную Республику Германию и на данный момент проживают в федеральной земле Баден – Вюртемберг.













-8-

2.2 Лингвистические особенности писем

Лингвистика – это наука, изучающая языки [3]

Грамматика – это  разделом языкознания, изучающий грамматический строй языка [4]

Лексика — это словарный состав слова. [5]

С точки зрения лексики письма написаны на простом, старомодном, бытовом языке.

Например, und samt (а также) в немецком литературном языке используется sondern или und auch. Die selbe Gesundheit( тебе самой здоровья) – в литературном gute Gesundheit. Von Grund unseres Herzens (из глубины сердца) – von dem ganzen Herz. Письмо- треугольник написан без ошибок – это говорит об отличных знаниях немецкого языка. Имена существительные написаны с большой буквы и с правильным артиклем. Проанализировав письмо, мы пришли к выводу, что оно было написано человеком, который хорошо владел не только устной, но и письменной речью на немецком языке.

С точки зрения грамматики в тексте письма соблюдаются:

1)Правила построения простого предложения в настоящем и прошедшем времени

Согласно рамочной конструкции, место изменяемой части сказуемого в предложении – второе, место неизменяемой части сказуемого – последнее.

Например: Deinen Brief habe ich erhaltet. – (написано в прошедшем разговорном времени). В данном предложении прослеживается обратный порядок слов, верно употреблен вспомогательный глагол haben и правильно образовано причастие II от глагола erhalten (получать).





________________________________________________________________________

3) https://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E8%ED%E3%E2%E8%F1%F2%E8%EA%E0

4) https://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%F0%E0%EC%EC%E0%F2%E8%EA%E0

5) Ушаков Д.Н «Толковый словарь» М. «Просвещение» 1989 год

-9-

2)Управление предлогов

Существует определенная группа предлогов, требующая после себя конкретного падежа.

Например: -Предлог mit (требует дательного падежа)

in unserer Familie (в нашей семье) – предлог двойного управления, требует после себя дательного и винительного падежей

von mir (от меня)- требует дательного падежа

3) Правильное использование неопределенного артикля

Неопределенный артикль произошел от числительного eins и употребляется только в единственном числе. Неопределенный артикль мужского и среднего рода – ein, женского- eine. [7]

Например: —ein Hut (шляпа)

-ein Schololum (шаль,шарф)

-eine Schwiegermutter (свекровь)

eine Begrüssung (приветствие)

4) Разные типы склонения прилагательного с неопределенным артиклем

Немецкие прилагательные склоняются только как определение перед существительными. Их склонение зависит от того, какое слово им предшествует. В этой связи различают три типа склонения прилагательных: слабое, сильное, смешанное.

Например: —eine herzensvolle Begrüssung (искренние приветствия) – смешанное склонение

grosser Streit (большой скандал) – сильное склонение

ein gestrickter Golfe (вязаные гольфы) – смешанное склонение

auf das baldige Wiedersehen (до скорой встречи) — слабое склонение





-10-

5) Спряжение глаголов. Личное окончание используется в соответствии с правилами немецкой грамматики

При образовании личных форм презенса суффикс инфинитива отбрасывается, а к основе глагола прибавляются личные окончания. Каждому лицу единственного и множественного числа соответствует свое личное окончание.

Например: ich habe (у меня есть)

ich schicke (я отправлю)

Christian verdient (Кристиан зарабатывает)

und da schafe ich (и тут я делаю)

6)Употребление глагол связки [6]

Глагол sein часто используется в качестве связки между подлежащим и именной частью сказуемого.

Например: wir sind (мы)

es war (был) –глагол связка в 3 лице прошедшего описательного времени

7) Во всех письмах используется 3 времени: прошедшее разговорное, настоящее, конъюнктив

Например: Ich habe den Kommendant gefragt (я спросила коменданта) – Perfekt прошедшее разговорное

ich komme wenn, es warm wird (я приеду, когда будет тепло)- переводится в Futurum, будущее время

Jetzt will ich wissen ( я хочу знать) – настоящее время

Nun so waere es im Kurzem alles( если коротко, то всё) – конъюнктив

  1. Тихонова И.В «Самоучитель немецкого языка» Х. «Весть» 1997 год



-11-

При построении текста сохраняется структура немецкоязычного письма.

  1. Дата написания

  2. Приветствие

  3. Основная часть

  4. Заключение































-12-

Результаты

  1. Семьи этнических немцев были разбиты для проживания в разных местах.

  2. В местах поселения этнических немцев существовали комендатуры, в которых они должны были отмечаться каждые сутки – в противном случаи они обвинялись в побеге

  3. Этнические немцы военного поколения хорошо владели литературным немецким языком, сохраняя лексические и грамматические правила.

  4. В письменной речи сохранялись правила написания личного письма на немецком языке: обращение, ссылка на предыдущие контакты, основная часть, заключение.

































-13-

Литература

  1. Мальцева Д. Г «Лингвострановедческий словарь Германия: Страна и язык» М. «Русские словари» 1998 год.

  2. Материалы Международной научной конференции. «Немцы в Сибири: история, язык, культура» г. Красноярск, 16 октября 2004год

  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E8%ED%E3%E2%E8%F1%F2%E8%EA%E0

  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%F0%E0%EC%EC%E0%F2%E8%EA%E0

  5. Ушаков Д.Н «Толковый словарь» М. «Просвещение» 1989 год

  6. Тихонова И.В «Самоучитель немецкого языка» Х. «Весть» 1997 год





































Свежие документы:  Задания в тестовой форме закрытого типа по творчеству Ф.М.Достоевского, 10 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Разное: