Классный час «Этикет и этикетка»


Классный час «Этикет и этикетка»


Цель классного часа: повысить уровень знаний по этикету, опираясь на уже известные детям сведения, и воспитание постоянной потребности культурного поведения.


Эпиграфы:

«Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований» (Р.Эмерсен)

«Воспитание мужчины и женщины проверяется тем, как они ведут себя во время ссоры» (Бернард Шоу)


Вступительное слово учителя

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости»,- так писал наш великий поэт А.С.Пушкин. Ясно, что это утверждение в равной мере относится и к внешней культуре человека.

Современный этикет наследует обычаи и традиции всех времен и народов. Ведь стремление вести себя по определённым правилам уходит вглубь тысячелетий. Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных и изысканных приёмов у короля Людовика 14, имевшего громкое прозвище Король-солнце и необы4,чайно любившего пышность, гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. Эти карточки назывались этикетками. Этикет состоит из правил, которые охватывают поведение в общественных местах, формы обращения, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе. Понятие этикета менялось в разные эпохи. Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме, восточном гостеприимстве, японской вежливости и английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, ставшие нормами поведения. Каждая нация, обладая собственной неповторимостью, вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило предоставлять самые почётные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям. У них для произнесения тостов имелись тщательно разработанные правила. За нарушение этикета назначались штрафы. Мы в нашей игре также введём штрафы за нарушение правил поведения, а в конце игры увидим, кто окажется злостным нарушителем. К нарушителям дисциплины мы будем привязывать ленточки. Также мы будем записывать правила поведения в «Памятку воспитанного человека».


1 ведущий. «Здоров ли ваш скот?» Эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов говорят: «Я тебя вижу». В Китае спрашивают: «Ели вы сегодня?» И всё это обозначает одно и то же. А как это звучит по-русски? Мы говорим просто: «Здравствуйте», т.е. желаем нашему знакомому здоровья. Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклоняется от приветствия или не отвечает на него.


2 ведущий. Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем не знакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Учитель. Вы поздоровались, и на «капельку радостней сделалась жизнь». А ведь вы, ребята, иногда здороваетесь небрежно, кое-как, на ходу что-то пробурчав себе под нос. И, конечно же, от такого приветствия не прибавится ни у кого хорошего настроения.

Конкурс знатоков этикета


1.Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший)

2.Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да)

3.Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? (Да. Можно просто кивнуть)

4.Надо ли здороваться с незнакомыми людьми, например, если они зашли к вам в школу? (Да)

5.Кто подаёт руку первым, старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или женщина мужчине? (Старший –младшему, женщина –мужчине, начальник – подчиненному)

Ваши мнения разошлись. Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Давайте это правило запишем в нашу памятку.


1 ведущий. Нет ни одного человека на земле, который бы не пользовался языком жестов. В Колумбии даже составлен специальный словарь, где поясняются 2000 жестов. Есть жесты, которые стали международными и понятными всем. Например, поднятая рука означает просьбу человека обратить на него внимание, ответить на вопрос.


2 ведущий. Но некоторые жесты одного народа непонятны другому. Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест сейчас понятен всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки сами себе. Попробуйте поздороваться по-китайски. А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат ему кулаком по голове и по плечам. Лапландцы трутся носами. Приветствие египтян напоминала отдачу чести: ладонь прикладывалась ко лбу. Представители некоторых африканских народов в знак приветствия передают тыкву. Держат её в правой руке, а левой поддерживают правый локоть. Это знак глубокого уважения.

Свежие документы:  Тест по теме: "Основные устройства компьютера" 8 класс


3 ведущий. Мексиканец или испанец, выражая восхищение, сложат для этого три пальца, прижмут их к губам и воспроизведут звук поцелуя. Бразилец же, восторгаясь, возьмётся за мочку уха.

Если испанец или итальянец указательным пальцем оттянет нижнее веко. Это будет означать: «Осторожно!» Если вы попадёте в Тибет и встречный прохожий покажет вам язык – не огорчайтесь. Это будет означать: «Я ничего не замышляю против тебя, будь спокоен!» Но для других народов этот жест оскорбителен, им лучше не пользоваться, если вы не в Тибете.


4 ведущий. Рукопожатие – традиционный символический жест. Но обычная для нашей страны форма приветствия принята далеко не везде. В жарких краях, где руки людей часто бывают влажными от пота, рукопожатии не в ходу.

Зато есть жесты, которые во всём мире воспринимаются одинаково. И если во время разговора вы станете размахивать руками, хлопать собеседника по плечу, крутить пуговицы на его одежде, то любому ясно: вы не воспитаны.


Учитель. Можно бесконечно долго перечислять подобные примеры. Но и так уже ясно: этикет, правила поведения не являются чем-то застывшим, раз и навсегда данным. Они меняются от страны к стране, от эпохи к эпохе. Они живут своей жизнью в пространстве и времени.

Строгое соблюдение правил хорошего тона идёт ещё с 13 века, когда в Европе появились первые книги по этикету. Вот что считалось нарушением правил поведения, недопустимым в 13в.:

  1. Недопустимо нескольким людям глодать одну кость и возвращать её обратно в тарелку.

  2. Не залезайте в тарелку. Словно свинья в корыто, не сопите и не чавкайте, не плюйте на стол и стулья.

  3. Отвернись от стола, когда сморкаешься.

В 14 веке правила поведения за столом становятся более « утончёнными». Судите сами: «тот, кто прочищает горло во время еды или сморкается в скатерть, — невоспитанный человек»


В 15 веке прогресс идёт дальше:

  1. Не клади обратно в тарелку то, что побывало у тебя во рту.

  2. Если не можешь прожевать кусок пищи, отвернись и, если никто не видит, выброси его куда-нибудь.

  3. Когда плюёшь, отвернись от присутствующих.

  4. Если высмаркиваешь нос, не смей после этого рассматривать платок, словно в нём завёрнуты жемчужины и рубины.

  5. Неприлично облизывать измазанные жиром пальцы или вытирать их о камзол. Лучше воспользоваться скатертью.

Итак, мы заговорили с вами о правилах поведения за столом. Что же вы должны знать, когда идёте в гости или принимаете гостей дома? Ведь принимать гостей – это искусство. Существует много обычаев приёма гостей, но в них много общего. Конечно, самое главное правило – это относиться к гостю с уважением и почтением.


5 ведущий.


Стихотворение Я. Епавихи «Очень вежливый индюк».


Объявился в доме вдруг

Очень вежливый Индюк,

Раз 30 в день, не реже,

Он кричал: «Эй, вы, невежи!

Заходите, что ли в гости –

Поучиться вежливости.

Я и сам, — кричал Индюк, —

Доктор вежливых наук.

И жена моя – пример

Замечательных манер.

Даже когда спит она,

Видно, что воспитана.

Не стесняйся, ты, Осел!

Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь, как рыба?

Говори: «Приду, спасибо».

Ты не будь свиньёй, Свинья,

Ждёт тебя моя семья.

Только раньше бы умыла

Ты своё свиное рыло».

Как бы ни бился он, однако

К Индюку никто не шёл –

Ни Корова, ни Собака,

Ни Хавронья, ни Осёл.

Посинел Индюк от злости:

«Не идут, нахалы, в гости!

Зря пропали все труды!

Все они – балды, балды!»

И добавил с высоты

Своего величия:

«Не усвоили, скоты,

Правила приличия!».


Учитель. Как вы думаете, почему же никто так и не пришёл в гости к очень «вежливому» Индюку? Какое правило мы запишем в нашу памятку? (К гостю относись с уважением и почтением).

Индюк оказался плохим хозяином, не умеющим принимать гостей. А как научиться быть хорошим гостем? На первый взгляд кажется, что это очень просто. А помните, как неудачно сходил в гости к Кролику Винни-Пух?

А теперь мы посмотрим сценку, как один мальчик пришёл к другому в гости. Вы, ребята, будьте внимательны и найдите ошибки в поведении гостя.

(Сценка)



Викторина «Правила поведения за столом»


  1. Можно ли класть руки на стол и как надо держать руки во время еды? (локти надо прижимать к телу)

  2. Вас пригласили в гости к определённому времени. Когда вы должны прийти, чтобы не нарушить этикет? Раньше на полчаса или позже? (Вовремя)

  3. Как быть, если вы, находясь в гостях, разбили что-нибудь? (Извиниться и компенсировать это равным)

  4. Кто должен первым садиться за стол, гости или хозяин?(Хозяин но не начинать есть раньше гостей)

  5. К вам пришли гости, и вдруг зазвонил телефон. Что вы сделаете? (Тактично извинитесь перед звонившим, пообещав перезвонить ему в ближайшее время)

  6. Что нужно делать с полотняной салфеткой, когда вы сели за стол? (Салфетку следует положить на колени)

  7. К столу подали блюдо, которое по состоянию здоровья вам нельзя есть. Что делать? (Отказаться без объяснения причин)

  8. Что делать с чайной ложечкой, после того как вы размешали ею чай или кофе? (Положить в блюдце)

  9. Надо ли доедать последнюю ложку супа? (Стараться не доедать)

Можно ли выплёвывать кости и фруктовые косточки на тарелку? (Нет. Кости следует извлекать изо рта с помощью вилки или ложки, прислоненной к губам, а уже затем класть их на тарелку. Фруктовые косточки следует извлекать изо рта на ложечку и класть на блюдечко)

  1. С какой стороны надо забирать использованную посуду? (Справа)

  2. Можно ли рыбу резать ножом? (Нет. Рыбный нож служит только для отделения костей)

  3. Чем едят варёный рис? (Вилкой)

  4. Как едят печенье? (Отламывают по кусочку)

Что мы запишем в нашу памятку? (В гостях веди себя прилично)


Учитель. Ещё совсем недавно вы и не подозревали о существовании некоторых проблем. Многие из них решали родители. И гостей принимали, и подарки вашим друзьям подбирали, и одевали вас по своему усмотрению. Но сейчас вы изменились, повзрослели — изменилось и отношение к вам окружающих, повысились требования. Теперь уже никого не умиляет размазанная по вашим щекам каша и никого не радует ваш чересчур весёлый, а точнее, чересчур громкий смех в общественном месте. Что прощалось малышу, не прощается таким, как вы. Одна девочка, которой сделали замечание, что она не совсем красиво себя ведёт, обиженно сказала: «Моё поведение – это моё личное дело». Наверное, это правильно. Но только в одном-единственном случае: когда человек, как Робинзон, живёт на необитаемом острове. Мы живём среди людей, и наши слова, жесты, поступки небезразличны окружающим.


1 ведущий. Есть забавная история о происхождении хороших манер. Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те. Кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга, то замерзали, то сталкивались. То разбегались по углам. Совсем, как у людей. Потом всё же договорились. Погрелся в середине – иди на край и снова жди своей очереди.


Учитель. Так какое же следующее золотое правило поведения мы запишем в памятку воспитанного человека? (Уступайте друг другу).


2 ведущий. Правила этикета очень разумны. Они не требуют от нас: «Делай так, а не иначе». Конечно, когда мальчик идёт с девочкой по узкой дорожке, ему следует пропустить её вперёд. Но если дорога незнакома, а идти страшновато, да еще и корова стоит впереди, что подсказывает здравый смысл и понятие о мужском благородстве? Или вы позвонили кому-то по телефону – первым делом поздоровайтесь и назовите себя сразу. Разумно? Очень: собеседнику не придётся ломать голову над тем, с кем он разговаривает. Или вы идёте обедать – вымойте руки, иначе с пищей в организм попадёт инфекция.


Учитель. Подобных доказательств можно привести много. Давайте попробуем вместе. Я начну, а вы продолжайте:

—тарелку с супом не следует наклонять ни к себе, ни от себя, потому что…

— навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как…

—не перебивайте говорящего товарища или взрослого. Во-первых, в этом проявляется неуважение к нему, а во-вторых, …

—размахивать изо всех сил руками, рассказывая о чем-нибудь, не стоит, так как вы при этом …

Человек может обойтись без многого – но не без человека! Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова. Вот и знаменитый французский врач Ален Бомбар доказал, что одинокий человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца, но обычно умирает на третьи сутки. И смерть эта не столько от истощения, сколько от ужаса оторванности от всех и вся. Именно поэтому человек так ценит друга. Но тот, кто кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить! А значит, не конфликтовать по мелочам.


Тест «Насколько вы конфликтный человек».


  1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

  1. не принимаю участия;

  2. лишь коротко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;

  3. Активно вмешиваюсь и « вызываю огонь на себя».


  1. Выступаете ли вы на собраниях (классных часах) с критикой?

А) нет;

Б) только если имею для этого веские основания;

В) критикую всегда и по любому поводу


3. Часто ли вы спорите с друзьями?

А) только в шутку и если это люди не обидчивые;

Б) лишь по принципиальным вопросам;

В) споры – моя стихия.


4. Вы стоите в очереди. Как реагируете, если кто-то лезет вперёд?

А) возмущаюсь в душе. Но молчу: себе дороже;

Б) делаю замечание – надо же научить грубияна хорошим манерам;

В) прохожу вперёд и начинаю следить за порядком.


5. Дома на обед подали несолёный суп. Ваша реакция.

А) не буду поднимать бучу из-за пустяка;

Б) молча возьму солонку;

В) не удержусь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажусь от еды.


6. На улице или в транспорте вам наступили на ногу…

А) с возмущением посмотрю на обидчика;

Б) сухо, без эмоций сделаю замечание;

В) выскажусь, не стесняясь в выражениях.


7.Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится

А) промолчу;

Б) ограничусь коротким, но тактичным комментарием;

В) выскажу всё, что я об этом думаю.

8. Вам не повезло, на улице в лотерею проиграли кучу денег. Как вы к этому отнесётесь?

А) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в этом безобразии;

Б) не скрою досады, но отнесусь к этому с юмором, пообещав взять реванш.

В) проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить лохотронщику.


«а» — 4 балла; «б» — 2 балла; «в» — 0 баллов


Учитель. 22-32 балла. ВЫ тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций в школе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» не может быть вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, невзирая на лица.

12-20 баллов. Вы слывёте человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твёрдо отстаивать своё мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы не «выходите за рамки», не унижаетесь до оскорблений. Всё это вызывает к вам уважение.

До 10 баллов. Споры и конфликты – ваша стихия. Вы любите критиковать других. Если же услышите замечание в свой адрес, можете съесть человека живьём. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей.

В психологии есть такой забавный пример: человек – это дробь, числитель которой означает, на сколько человек сам себя оценивает. А знаменатель – на сколько его оценивают окружающие. Чем больше числитель и меньше знаменатель, тем неустойчивее эта цифровая конструкция и тем скорее она потеряет устойчивость и опрокинется. Сейчас мы проверим. На сколько правильно вы себя оцениваете.


Игра «Зеркало»


Заключительное слово учителя. Сегодня каждый из вас как бы посмотрели на себя со стороны. Подумайте а нет ли в вас каких-нибудь дурных привычек, которые раздражают окружающих:

— не грызёте ли вы ногти, не хлюпаете ли носом;

— не разговариваете ли слишком громко;

— не размахиваете ли вы руками так, что ваши собеседники с большим трудом уворачиваются, чтобы не быть задетым;

— не раскачиваетесь вы на стуле; не разваливаетесь ли вы, как в кресле;

— не используете ли вы ноготь мизинца в качестве зубочистки;

— не чистите ли ботинки о штанину брюк;

— не хлопаете ли дверью?

Если вы не делаете этого, значит, у вас не так уж много дурных привычек. А если дурных привычки всё же есть, постарайтесь от них избавиться, а главное, — избавить от них окружающих. Поэтому самым главным в нашей памятке будет правило – «Избавь окружающих от своих вредных привычек».







Свежие документы:  Классный час на тему "Пожарным можешь ты не быть"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Разное: