Слайд № 1 Тема урока: Звуки и буквы А и Я
Цели: создать условия для формирования представления о том, что в слове количество звуков и букв может совпадать или не совпадать; раскрыть функцию букв «а» «я» в качестве показателя мягкости согласных звуков; твердости согласных; способствовать развитию навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения; закрепить в сознании детей функцию буквы «а» «я»; продолжить формирование фонематического слуха, памяти, мышления. развивать навык грамотного письма; совершенствовать работу со словарными словами. воспитывать любовь к русскому языку.
Эпиграф: «Мало иметь хороший ум,
Главное – хорошо его применять».
(Р. Декарт).
Оборудование: компьютер, учебник, тетрадь, карточки, звуковые модельки, тонировочные карточки.
Ход урока.
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
Слайд №2
Подумайте, какая картинка подходит вашему настроению.
-Похлопайте в ладошки те, у кого настроение соответствует первой картинке, второй картинке, третьей картинке.
К нам на урок пришли звуковички (картинка звуковичков). Они хотят узнать, что вы изучили, и что узнаете нового на уроке
Слайд №3
БЛИЦ –ТУРНИР
1. Речь устная и… (письменная).
2. Букв в русском языке… (33).
3. Звука не обозначают буквы… (ъ,ь)
5. Последняя буква русского алфавита… (я).
7. «Ча» и «ща» пишутся с буквой… (а).
8. Первое слово предложения пишется… (с большой буквы).
9. Два звука могут обозначать буквы… (е, Ё, ю, я).
10. Согласный звук может быть… (твердый и мягкий). Звонкий и глухой.
11. Видим и пишем мы… (буквы).
12 слышим и говорим .. звуки.
6. Звуки бывают… (гласные и согласные).
Назовите признаки согласных звуков
Назовите признаки гласных.
.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и рычать.
ПЕСНЯ. Поем гласные.
Сколько гласных букв?
А сколько гласных звуков.
Слайд №4
Игра «Назови звук»
Назовите буквы, которые обозначают эти звуки, в словах: мяч, тёрка люк, мел. Произнесите эти звуки: а, о, у э
Сделайте вывод: гласные звуки и буквы могут не совпадать.
Слайд №5
Запомни!
Буквы –пишутся ая, оё, ую, эе, ыи,
Звуки –произносятся а,о,у,э,ы,и.
Повторяйте за мной!
Гласных звуков ровно шесть.
Их нетрудно перечесть:
А-О-У-Э-Ы-И
Звуки гласные мои.
Вот два столба наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква …
Слайд №6
Всем известно:
Буква …
Самая хвастливая.
Слайд №7
Как вы думаете, какая тема нашего урока?
Слайд №8
Да ребята сегодня на уроке мы будем говорить о: «Звуках и буквах А и Я»
Слайд №9 физминутка:
Слайд №10
откроем тетрадь, запишем число
Откроем учебник на стр 31 «Минутка чистописания»
Слайд №11
Игра «Первый звук в слове»
-Я буду загадывать загадки, вы отгадываете,
картинка- ответ появится только в том случае, если вы ответите правильно.
Вы должны назвать первый звук в слове, показать соответствующую карточку (аист, радуга, парта, улитка, пила, иголка).
Слайд №12
1. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
(Аист)
2. Крашеное коромысло
Над рекой повисло.
(Радуга)
3. Стоит чудесная скамья,
За ней уселись ты да я.
Скамья ведет обоих нас
Из года в год,
Из класса в класс.
(Парта)
4. По дорожке лезут рожки —
Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко —
Рожки спрятались опять.
(Улитка)
5. Доску грызла и кусала,
На пол крошек набросала,
Но не съела ни куска, —
Знать, невкусная доска.
(Пила)
6. Всех на свете обшивает,
Что сошьет – не надевает.
(Игла)
Слайд №13
-Кто из вас сумеет назвать слово к данной схеме?
Почему назвали столько много слов?
-потому что в схеме не указывается согласные и гласные звуки, поэтому нельзя точно сказать, какой звук обозначен и какое слово зашифровано.
Слайд №14
Пальминг
работа в тетрадях и у доски.
-Расскажите о звуковом составе слов и сделай моделирование этого слова. Яма, астра, мяч, земля – сколько букв и сколько звуков в словах?
Слайд №15
Самостоятельная работа по карточкам.
1 вариант
Обведи слова, в которых звуков и букв одинаково.
Юнга, море, солнце, корабль, капитан, парус , дельфин.
2 вариант.
Обведи слова, в которых звуков и букв одинаково.
Ёлка , ветер, снег, буран, метель, зима, коньки.
Слайд №16
Физминутка
Буратино подтянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
И пошёл, пошёл, пошёл.
Шёл, шёл и ягодку нашёл.
Сел и съел.
Чтение и развитие речи
Слайд №17
Чтение с предсказанием
Учебник стр 35-36 «Что за зверь?»
Чтение учителем первой части.
— как вы считаете, что за зверь?
Чтение второй части:
— А теперь поменялись у вас мнения?
Чтение третьей части:
Кто догадался, что за зверёк приходил?
Четвёртая часть чтения — учащимися «цепочкой».
Слайд №18
Мозговой штурм
1. Какое время года описывает автор?
2. Прочти описание зимы.
3. Что хотела сделать Катя?
4. Что Катя увидела?
5. Расскажи, как Катя узнала кто приходил к ней?
Слайд №19
Словарное слово заяц.
Модель слова у доски
Слайд №20
Сделай вывод.
– Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука?
Буква «Я» обозначает два звука, когда стоит в начале слова или в середине после гласной.
Слайд №21
V. Домашнее задание
Упражнение № 4 Стр 32
Читать и пересказывать «Что за зверь?»стр 35 – 36
Слайд №22
Подведение итогов
-Сравните свое настроение с тем, какое настроение было в начале урока. Похлопайте, у кого оно стало лучше.
Звуковичкам, тоже понравилось, как вы работаете на уроке.
Слайд №23
-Спасибо всем за урок. Молодцы!