План-конспект урока русского языка на тему «Снова о ь» 3 класс

План-конспект урока русского языка на тему «Снова о ь».

Александрина Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей» р.п. Степное Советский район Саратовская область

Предмет: русский язык.

Класс: 3.

Тема урока: Снова о ь . (2ч)

Учебник: Русский язык (М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко), часть 2, учебник с. 63-66, рабочая тетрадь с.26.

Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации о ь.

Задачи урока:

— Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;

— Формировать умение различать слова мужского и женского рода;

— Воспитывать у учащихся терпимость, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;

— Воспитывать самостоятельность, творческую активность;

— Развитие орфографической зоркости;

— Развитие познавательных процессов: мышление, внимание, память.

Планируемые результаты.

Личностные результаты

понимать значимость правильного написания «ь» после шипящих на конце имён существительных женского рода.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

— оценивать ход и результат выполнения задания;

— сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;

— корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.

Познавательные:

общеучебные:

— ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем;

логические:

— устанавливать причинно-следственные связи;

— строить логические цепи рассуждений;

— постановка и решение проблем:

— самостоятельно искать способ решения проблемы.

Коммуникативные:

— уметь работать в парах;

— внимательно слушать друг друга;

— уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные результаты:

— воспроизведение своими словами правила, алгоритма; выполнение действий по образцу;

— знать, как пишутся имена существительных женского рода с шипящими на конце;

— находить в тексте слова с ь после шипящих на конце имён существительных женского рода обогащение речи детей.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Средства обучения: учебник «Русский язык» 3класс, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, сигнальные карточки.



Ход урока.

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.(1-2 мин.)







2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к новым знаниям.(4-5 мин.)

































































3.Выявление места и причины затруднений. (постановка учебной задачи.

Цель: выявление места и причины затруднений.(2-3 мин.)





















































4.Построение проекта выхода из затруднений.

Цель: построения детьми нового способа действий.

(10-11 мин)





















Физминутка.

(1-2 мин.)

Цель: снятие напряжения.









6.Первичное закрепление.

Цель: усвоение нового материала.(4-5 мин.)













7.Включение в систему знаний.

Цель: включить открытие в систему знаний и закрепление раннее изученного(4-5 мин.)



































8.Самостоятельная работа.

Цель: применение новых знаний.(4-5 мин.)













9.Рефлексия учебной деятельности.

Цель: самооценка результатов деятельности(2-3 мин).


































































Проверяет готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой.











Слайд.

Читает стихотворение о весне.

Формулирует задания:

-Что вы можете сказать о марте?

-Какие весенние признаки вы уже наблюдаете в природе?

-Кто раньше всех чувствует приход весны?

-Какие птицы поселились в словаре учебника? Запишите названия птиц в тетрадь.

-Я дополню в эту группу слов ещё два слова: снегирь, беречь.

-Почему?

(Беседа о бережном отношении к птицам.)

-Назовите признак, по которому можно разделить эти слова на две группы.

-Какую работу выполняет ь в словах первого столбика?

-Название, какой птицы не хватает во втором столбике?

Слайд.

(Беседа о картине А. Саврасова

«Грачи прилетели»)

-По народному поверью в день Герасима (17 марта) прилетают грачи. В старину говорили: Увидел грача-весну встречай.

Вы непременно встретитесь с этой птицей в поговорке, которую без труда восстановите из слов на доске.

(Грач на горе – весна на дворе.)

-Запишите её по памяти и проведите взаимопроверку.





Формулирует задание.

-Что можете сказать о слове грач?

-Выделите последний звук в этом слове.

-Охарактеризуйте его.

-Что можете сказать о слове речь?

-Выделите последний звук в этом слове.

-Охарактеризуйте его.

-Сделайте вывод на основании своих наблюдений за последними звуками слов грач и речь.

-Что-нибудь удивляет в их написании?

-Почему одно слово пишется без ь, а другое с ь?

-Кто хочет найти ответ на этот вопрос?

-Секрет, какой буквы предстоит раскрыть?

-На какой вопрос необходимо найти ответ?

Слайд.

Знакомит с планом работы.

-Для успешной работы познакомьтесь с планом работы.





Организует работу в парах.

-Откройте задачник на с.26 упр.503 и поработайте в паре.

Найдите, что объединяет слова каждого столбика и что их отличает друг от друга?

-Какой вывод помогли вам сделать эти слова?

-Сравните его с выводом авторов учебника на с.64

-Совпадают ли ваши выводы?

-Достроим схему секрета ь в упр.505 и объясним её словами.





Слайд.

Предлагает отдохнуть.











Знакомит с алгоритмом рассуждения (слайд)

-Решите орфографическую задачу в упр.506 опираясь на алгоритм рассуждения.









Организует работу обучающихся.

-Решите орфографические задачи в словах упр507.

-Что интересного в их значении открывают иллюстрации?

Формулирует задание для дифференцированной работы.

-Следующее задание вы выберите сами. Я предлагаю вам на выбор упр.507 и упр. 508.

-№507-решить задачи и записать слова, расположенные в первой строке.

-№508-правильно запиши слова и не попадись в ловушку.

Проводит проверку с помощью сигнальных карточек.







Организует самостоятельную работу (слайд)

-Найдите на слайде и запишите в тетрадях слова с шипящими буквами на конце:

I вариант – без ь;

II вариант – с ь.

Организует проверку по образцу (слайд)

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке (слайд)

-Вернёмся к плану урока.

Все пункты плана выполнили?

-Кто ответит на вопрос, вызвавший затруднение в начале урока?

-Где пригодятся знания, полученные на уроке?

Слайд.

-Выберите на слайде, то предложение, которым можете подвести итог своей работы на уроке.

-Все ли секреты ь мы раскрыли?

О них поговорим на следующих уроках.

Даёт дифференцированное домашнее задание (слайд)

-упр509 (все)

-записать 3-4 предложения о признаках весны (по выбору)


Включаются в урок, во взаимодействие с учителем.



















Отвечают на вопросы.











Записывают в тетрадь с орфографическим проговариванием, называют орфограммы.



Отвечают на вопросы.







































Составляют поговорку.

Записывают по памяти.

Проводят взаимопроверку.







Отвечают на вопрос.



Выделяют звук.



Характеризуют звук.

Отвечают на вопрос.



Выделяют звук.



Характеризуют звук.

Делают вывод.







Отвечают на вопрос.



Затрудняются с ответом.



Поднимают руки.



Называют тему урока.



Формулируют цель урока.







Знакомятся с планом работы.











Работают в паре.



Отвечают на вопрос.



Формулируют вывод.



Читают вывод в учебнике на с.64



Отвечают на вопрос.

Выполняют упр.505









Выполняют движения под музыку.









Знакомятся с алгоритмом рассуждения.

Выполняют упражнение, опираясь на алгоритм рассуждения у доски.













Решают орфографические задачи.

Делают вывод о многозначности слов. Приводят свои примеры.





Выбирают упражнение и выполняют его.













Проверяют работу с помощью сигнальных карточек.







Слушают задание.



Выполняют задание.









Выполняют проверку по образцу.









Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).









Выбирают предложение.

Выполняют самооценку.





Отвечают на вопрос.





Выбирают д/з и записывают.








Коммуникативные

(умение включаться

в урок, во взаимодействие с

учителем)











Познавательные

(умение обобщать и

классифицировать

по признакам)





Коммуникативные

(умение строить

речевое высказывание

в соответствии с

поставленными

задачами)

























































Регулятивные

(умение определять

цель деятельности на уроке)



Коммуникативные

(умение оформлять свои мысли в устной форме)



Познавательные

(умение на основе

анализа объектов

делать выводы)



Коммуникативные

(умение слушать и

понимать других)



Познавательные

(умение извлекать

информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц)























Познавательные

(умение выявлять

новые знания:

находить ответы

на вопросы,

используя свой

жизненный опыт

и информацию,

полученную на

уроке).







Коммуникативные

(осуществляют

совместную

двигательную

деятельность)

Познавательные

(умение извлекать

информацию из

текста, иллюстраций)











Коммуникативные

(умение строить

речевое высказывание)



Коммуникативные

(умение на основе

анализа объектов

делать выводы)



























Познавательные

(умение обобщать

и классифицировать

по признакам)











Регулятивные

(умение оценивать

учебные действия

в соответствии с

поставленной задачей)



Регулятивные

(умение осуществлять

познавательную и

личностную

рефлексию)




































































































































































































































































Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Компьютер – друг или враг?" 11 класс













Литература.



1. О.Е. Жиренко, Л.И. Гайдина, А.В.Кочергина “Учим русский с увлечением”: Формирование орфографической грамотности: 1 – 4 классы. – Москва. 2007.

2. Е.Ф. Макашова, Н.С. Жидкова “Русский язык. 3 класс: поурочные планы по учебнику М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко” — Волгоград: “Учитель”, 2007.

3. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко “К тайнам нашего языка: 3 класс: Учебник русского языка” Часть I — Смоленск: “Ассоциация XXI век”, 2008.

4. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко “К тайнам нашего языка: 3 класс: Тетрадь – задачник № 1” — Смоленск: “Ассоциация XXI век”, 2008.

5. http://vseposlovici.ru/2011/01/14/pogovorkiovesne

6. https://wiki.iteach.ru/images/8/84/%D0%92%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B0.pdf

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Разное: