Рабочая программа по ОПК 4-5 класс


Курс «Основы религиозных культур и светской этики». Учебный модуль «Основы православной культуры»

  1. Пояснительная записка


Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. А также на основе на основе авторской программы общеобразовательных учреждений А.Я.Данилюка «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» 4-5 классы. Учебный модуль «Основы православной культуры» («Просвещение», Москва, 2012 г.)


  1. Общая характеристика учебного предмета, курса.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

общая историческая судьба народов России;

единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем

  • развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.



3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю в 4 классе, всего 34 часа в год.

Основные содержательные модули курса:

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

Основы иудейской культуры

Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.


4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Освоение школьниками учебного модуля «Основы православной культуры» должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений об основах православной культуры;

  • формирование уважительного отношения к различным духовным и светским традициям;

  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развитие культурных и духовных ценностей.


5.Результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;


Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Метапредметные результаты:

Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Предметные результаты:

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; к пониманию основных норм светской и религиозной морали.

Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

Осознание ценности человеческой жизни.




6.Содержание учебного предмета, курса, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с примерной (авторской) программой по предмету

В начале каждого занятия учащиеся под руководством педагога вспоминают главные события в православной жизни, происшедшие за последнюю неделю (православный праздник, пост и т. д.).

1. Россия – наша Родина. Культура и религия. В процессе изучения данной темы проводится беседы с обучащимися о красоте Родины. Внимание учащихся следует обратить на то, как все в этом мире гармонично и премудро устроено Богом». Учащиеся знакомятся с величайшим наследием Паисия Святогорца, где раскрывается истинное понятие красоты мира и человека. Экскурсия в храм является заключительным этапом в изучении данной темы.

2. Библия – что это такое? О заповедях Божиих. Раскрытие этой темы начинается с изучения Библии и сюжетов Ветхого Завета: создание видимого и невидимого мира Богом. Первые люди – Адам и Ева. Грехопадение и изгнание из рая. Потоп. Учащиеся узнают, как Бог дал людям закон. Первый храм.

3. Рождество Христово. Детство Иисуса. Эта тема раскрывает учащимся один из двух величайших православных праздников – Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Ребята знакомятся с сюжетами Нового Завета: Благая весть Деве Марии. Рождение Сына Божьего, поклонение пастухов и волхвов Младенцу, бегство в Египет и возвращение в Назарет.

4. Таинство Крещения в жизни человека. В ходе изучения этой темы ребята знакомятся с особенно значимым (самым первым) этапом в жизни каждого православного христианина – крещением. Крещение Господне – большой праздник! Сам Господь показал Своим примером о необходимости крещения человека. Знакомство с жизнью Иоанна Крестителя (Предтечи), а также необыкновенные чудеса и проповеди Иисуса Христа во время земной жизни.

5. Все о посте. Знакомство обучающихся с понятием «пост», для чего он нужен человеку. Особое место отводится занятию, посвященному празднику Прощеное воскресенье. Ребята рассуждают о назначении человека в этом мире. Пример из жизни святых.

6. О праздниках, во время Великого поста. Раскрытие данной темы начинается с ознакомления учащихся с двумя большими православными праздниками, выпадающими на это время: Благовещение и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Особое место в изучении данной темы занимает знакомство воспитанников с Великим Таинством Евхаристии (Причастие) – главном церковном таинстве и его значении в жизни православного человека. Ребята знакомятся с такими понятиями как исповедь, покаяние, единение с Господом; учатся правильно готовиться к этому великому таинству.

7. Праздников праздник – Пасха! Пасха (Светлое Христово Воскресенье) – второй великий праздник в православной церкви. Этим Праздником оканчивается Великий пост. В ходе изучения этой темы учащиеся вспоминают сюжеты Нового Завета: Тайная вечеря и распятие. Воскресение Иисуса Христа..

8. Понятие семьи. Рождество Пресвятой Богородицы. Икона. Здесь Обучающиеся знакомятся с понятием «семья», на примере библейского повествования о жизни благочестивых Иоакима и Анны и Рождестве Пресвятой Богородицы. Учащиеся узнают о святых иконах, кто на них изображается.

9. Твое святое имя. День ангела. В ходе работы по этой теме ребята узнают, что кроме Дня рождения у каждого из них есть День ангела – день чествования святого покровителя, имя которого носит человек. Ребята учатся, как правильно проводить его. Особое место занимает знакомство учащихся с нашими православными земляками: Святителем Питиримом, епископом Тамбовским, чьи святые мощи покоятся в Спасо-Преображенском кафедральном соборе, а также Преподобной Марфы Тамбовской, мощи которой ныне пребывают в храме «Всех Скорбящих Радость» Вознесенского женского монастыря.

Таблица тематического распределения количества часов по разделам

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная

или авторская программа

Рабочая программа


1 раздел. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1 ч.

1 ч.


2 раздел. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1

16 ч.

16 ч.


3 раздел. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2

12 ч.

12 ч.


4 раздел. Духовные традиции многонационального народа России

5 ч.

5 ч.


ИТОГО:

34 ч.

34 ч.



7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


  1. Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Москва, «Просвещение», 2012

  2. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы : учебник для общеобразоват. учреждений / А.В.Купаев. – М.: Просвещение, 2012.

  3. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы : справ. материалы для общеобразоват. учреждений / [Б.Х.Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В.Глоцер и др.]; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2011

  4. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А.Я.Данилюк. – М.: Просвещение, 2010

  5. Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы». Изд. «Просвещение», 2012

  6. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.

  7. Энциклопедическая и справочная литература.

интернет-ресурсы для подготовки творческих работ интернет-ресурсы для подготовки творческих работ

https://lib.pstgu.ru/icons/, https://pravolimp.ru

https://zakonbozhiy.ru, https://azbyka.ru/tserkov/

8. Наглядные пособия (таблицы,  учебные картины, картографические издания, иллюстративные материалы, плакаты, таблички с терминами).

9. Компьютер

10. Проектор

11. Интерактивная доска

12. Художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;

13. Религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах, о святых).




СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения

учителей начальной школы СОШ № 83

от «29» августа 2013 года № 1

___________ Шемякина Э.У.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________ Муковская Е.А.



«30» августа 2013 года



Свежие документы:  Тема урока: Чертежи болтовых и шпилечных соединений

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Разное: