Развитие звуко-слоговой структуры слова


ЧТО ТАКОЕ ЗВУКО-СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА?


В настоящее время звуко-слоговая структура слова понимается как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов.


ПРИМЕРЫ ДЕСТКОЙ РЕЧИ:


«товотик» — животик,

«саф» — шкаф,

«хакист» — хоккеист,

«вовояпотик» — водопроводчик,

«астобус» — автобус,

«стапед» — велосипед,

«лимоит» — лимон,

«альпельсин» — апельсин,

предложение:

«дети синили новика» — дети

слепили снеговика


ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА


1г.3мес.-1г.8мес.

ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога: га-га, ту-ту;

1 г. 8 мес.- 1 г. 10 мес.

воспроизводятся 2-сложные слова (вода, вата, дети и т. д.; в 3-сложных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко);


1г.10 мес.- 2 г. 1 мес.

в 3-сложных словах иногда все еще опускается слог, чаще предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4-сложных словах.



2 г.3 мес.- 3 г.

слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.



Как же понять, распознать нарушена

ли слоговая структура слова?


Очень просто, предложить ребенку отраженное и самостоятельное называние картинок (предметных и сюжетных).


Методика обследования детей

3 –х лет

Детям предлагается воспроизвести вслед за взрослым слова, состоящие из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.), из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.) 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д. При этом отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов.



4-5 лет

Детям предлагаются различные типы слов: простые — из открытых слогов без стечения согласных; более сложные — из 4-5 слогов со

стечением согласных в начале, середине, конце слова. Речевой материал может быть следующим: снег, капуста, крыша, кошка, мостик, пуговица, скворечник, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, телевизор,





  • В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки и согласные.

  • Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.

  • Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

В слове столько слогов, сколько гласных звуков!





  • Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный!) или

нескольких звуков (в этом случае в слоге

кроме гласного есть согласный или группа

согласных).






ИГРЫ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА


«Прошагай слово»

На полу лежат «листы клёна» («камушки», «облака», «цветы» и т.п.), вырезанные из цветной бумаги. Дети делятся на две команды. При произнесении слов на каждый слог делается шаг. Если слово разделено на слоги неверно, ребёнок возвращается на исходную позицию. Второй игрок начинает движение с листа, на котором остановился первый игрок и т. д. Побеждает команда, которая первая дойдёт до финиша. Общее количество слогов в словах у обеих команд должно быть равным.

«Где спрятался звук?»


Оборудование: набор предметных картинок. Детям раздаются модели артикуляции звуков и карточки, разделенные на три квадрата (место звука в начале, середине, конце слова).

Ход игры: взрослый показывает картинку, называет предмет, изображенный на ней. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая моделью место звука.


«Кто внимательнее?»


Оборудование: предметные картинки, модели артикуляции звуков.

Ход игры: детям раздаются модели артикуляции звуков, каждому по одной. Взрослый показывает картинки. Дети называют их. Ребенок, у которого есть модель звука, находящегося в слове, картинку забирает себе. Выигрывает тот, кто наберет больше картинок.



«Игра с мячом»


Необходимо ударить мячом об пол (или невысоко подкинуть мяч) столько раз, сколько слогов в слове. Удары (или подкидывания) сопровождаются чётким произнесением слогов.




«Поднимись по лесенке»


Необходимо, проговаривая слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. Слова могут быть предложены устно или изображены на картинке.




МБДОУ № 57 «Дюймовочка»




Памятка для родителей



«Развитие

звуко-слоговой

структуры слова»






Памятку подготовил: учитель- логопед

Дмитриева В.Л.

г.Сургут, 2013 г.



Используемые источники:


  1. Большакова С. Е. «Формируем слоговую структуру слова. Конфетка», Сфера, 2006


  1. Т. А. Ткаченко

«Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет к пособиям `Учим говорить правильно», ГНОМ и Д, 2004.

  1. Агранович З.Е.

«Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей» –– Спб.: Детство-Пресс, 2001





Свежие документы:  олипиада "Символы Великой России"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Разное: