Пути формирования орфографической зоркости младшего школьника.
Перед учителем начальных классов стоит задача – формировать орфографическую зоркость учащихся. Лингвисты, психологи, методисты подчёркивают зависимость результатов обучения орфографии от её первоначального этапа, от того на сколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам.
Возможны и психологические причины неразвитости орфографической зоркости: у обучающихся низкий уровень развития произвольности внимания, несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), низкий уровень объёма и распределения внимания, низкий уровень кратковременной памяти. Снижение данных причин – кропотливый ежедневный труд учителя, ученика, родителей, психолога, и при этом не всегда приводящий к желательному успеху. В своей работе над развитием орфографической зоркости стараюсь использовать различные приёмы.
Работу по развитию орфографической зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико-синтетическая работа над слогом, словом. Идёт развитие фонетического слуха, развивается умение заменять фонемы соответствующими буквами.
Считаю важными следующие упражнения для всех детей:
— выполняю ежедневный звуковой анализ;
— показ образца анализа звучащего слова;
— использую способ протяжного интонирования звука в целом слове:
м-м-м-ак, ма-а-ак;
— на первом этапе предъявляю готовую модель для самоконтроля (используем фишки разного цвета : синего, зелёного, красного);
— приём трансформации (если закрыть первую букву, что получится);
— при звуковом анализе ребёнка торопить нельзя, класс в это время работает в паре со своими моделями (кинестически прочувствовать);
— подбор слов к звуковым моделям;
— использую задания “ловушки” : в слове “два” звуков два?; в слове “три” все согласные звуки твёрдые ?; какое слово длиннее – один или сто?;
— игровой приём – определи место звука в слове (хлопок;)
Когда дети накопят определённый объём знаний, в последующие периоды использую ежедневно перед уроком 5-7 минутные орфографические чтения (П.С. Тоцкий “Орфография без правил”Москва 1991г.)
При комментировании ученик объясняет правописание той или иной орфограммы, используя объясняющее рассуждение. Цель – обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам.
При письме с проговариванием формируется аккуратность, красивое письмо, отсутствие ошибок. Такой вид письма объединяет класс, ребята работают в едином темпе. Сначала я веду за собой класс, затем сильный ученик, затем средний, затем слабый. Цель работы – предупредить ошибку.
При проверке работ ошибку не исправляю, а ставлю на полях палочку. Ученик ищет ошибку в строке , где поставлена палочка. После работы над ошибками – выставляется отметка.
Ученик во время любой работы выделяет орфограммы зелёной пастой. К концу обучения в начальной школе этот навык доводится до автоматизма. Из опыта работы ясно, что больше всего ошибок ребёнок допускает при правописании безударной гласной в корне, парной согласной в корне слова. Один из приёмов усвоения и выявления данных орфограмм в новой обстановке, например на конфетном фантике. Как оказалось конфета – не только сладкое удовольствие, её фантик – важный экспонат для исследования.(смотри презентацию)
Гипотеза исследования о том, что в названиях кондитерских изделий можно обнаружить орфограммы, изучаемые на уроках русского языка подтвердилась.
Школьный курс орфографии – курс практический; назначение его состоит в том, чтобы сформировать навыки грамотного письма за определённый срок. Поднять уровень орфографической зоркости можно при помощи продуманной систематической работы.
Литература :
Бабайцева В.В. Тайна орфографической зоркости Москва 2000г . с. 62 -68.
Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. М.:Просвещение, 1987г. с. 158.