Сценарий конкурса чтецов, посвященного дню снятия блокады Ленинграда «Блокадный Ленинград»


Бюджетное образовательное учреждение г. Омска

«Средняя общеобразовательная школа № 130»








Сценарий конкурса чтецов, посвященного


дню снятия блокады Ленинграда


«Блокадный Ленинград»







подготовила

учитель английского языка

Ахметова Алтыншаш

Шайхаевна














Омск-2012


Список использованной литературы:


  1. Новиков В. С. Блокада снится мне ночами: воспоминания. — СПб.: Детгиз, 2009

  2. Комаров Н. Я., Куманев Г.А. Блокада Ленинграда, 1941-1944: 900 героич. дней: Ист. дневник. Коммент.. — М.: Олма-Пресс, 2004.

  3. Фролов М.И. Салют и реквием: Героизм и трагедия ленинградцев 1941-1944 гг.. — 4-е, доп.. — СПб.: ЛГУ, 2004. — 235 с. 



Использованные материалы и Интернет-ресурсы:


  1. https://sergey-larenkov.livejournal.com. Блокадный Ленинград 65 лет спустя. Монтаж исторических фотографий на современную реальность

  2. https://www.otvoyna.ru/blokada.htm

























Конкурс чтецов, посвященный дню снятия блокады Ленинграда (Блокадный Ленинград)


Видеоролик об объявлении войны «Хотят ли Русские войны»


Ведущий 1: Добрый день, дорогие ребята! Поверьте, он сегодня действительно добрый. Потому что мы живем под мирным небом над головой, в свободном и независимом государстве. Сегодня мы с вами собрались по поводу знаменательной даты – День снятия блокады Ленинграда.


Видеоролик «Светлой памяти»

Ведущий 2: Блокада Ленинграда – это одна из трагических и героических страниц в истории Великой Отечественной войны. “Блокада” — это страшное слово стало настоящим приговором для ленинградцев. 900 дней и ночей они, изолированные от всего мира, жили в настоящем аду, между жизнью и смертью. Тяжелые испытания выпали на долю города Петра. Но он выстоял, они выстояли, не сломились, не сдались врагу! От понимания значимости этого события зависит наше будущее, будущее нашей страны.

Сегодня 27 января – день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Запускается презентация (все слова ведущих сопровождаются мультимедиа).


Ведущий 1: “Все может родная земля:

Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой.

Вот только защитить сама себя не может:

Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой”.


Ведущий 2:

Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.

22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война.


Ведущий 1: Ленинградская блокада началась в самом начале войны. 23 июня 1941 года в 1 час 45 минут в Ленинграде подан первый сигнал воздушной тревоги. Далее прекратилось сухопутное сообщение Ленинграда с Большой землей. 4 сентября разорвался первый вражеский снаряд. В этот день замкнулось кольцо. Блокада продлилась 900 дней.


Ведущий 2: К началу блокады в городе были мизерные запасы продовольствия и топлива. Введенные по карточной системе нормы продовольствия снижались много раз. Прекратилась подача электроэнергии. Дерево для растопки печки стоило почти как человеческая жизнь. Остановились трамваи и троллейбусы, вышли из строя водопровод и канализация. Зимой снежные сугробы перекрывали улицы. Свирепый холод и жестокий голод обрушились на город.


Ведущий 1: Начиная со 2 сентября 1941 года в течение первой блокадной осени паёк сокращался 5 раз.


«Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и потом пополам…»


Презентация


Ведущий 1: Сейчас для вас прозвучит Стихотворение «Булка» (приложение 1) в исполнении ученика 5В класса Дергачева Максима.


Ведущий 2: В декабре 1941 г. ситуация резко ухудшилась. Смертность от голода стала массовой. Стала обычной скоропостижная смерть прохожих на улицах – люди шли куда-то по своим делам, падали и мгновенно умирали. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали на улицах около сотни трупов


Ведущий 1: (девушка): Одна из выживших жительниц города вспоминала:

«Смерть хозяйничает в городе. Люди умирают и умирают. Сегодня когда я проходила по улице, передо мной шел человек. Он еле передвигал ноги. Обгоняя его, я невольно обратила внимание на жутко синее лицо. Подумала про себя: наверное, скоро умрет. Тут действительно можно было сказать, что на лице человека лежала печать смерти. Через несколько шагов я обернулась, остановилась, следила за ним. Он опустился на тумбу, глаза закатились, потом он медленно стал сползать на землю. Когда я подошла к нему, он был уже мертв. Люди от голода настолько ослабели, что не сопротивляются смерти. Умирают так, как будто засыпают. А окружающие полуживые люди не обращают на них никакого внимания. Смерть стала явлением, наблюдаемым на каждом шагу. Когда утром выходишь из дому, натыкаешься на трупы, лежащие в подворотне, на улице. Трупы долго лежат, так как некому их убирать».

Ведущий 2: Ученики 5 Г класса: Дроботенко Олеся, Граков Дмитрий, Машинская Мария прочитают для вас стихотворение «Метроном» (приложение 1)


Ведущий 2: Ученики 5 В класса Оинцева Марина, Никифорова Екатерина, Недзельский Владислав, Заикин Вячеслав. Стихотворение «Разговор с соседкой» (приложение 1)


Ведущий 2: Но самая страшная тяжесть легла на плечи детей, которые не смотря на мизерный паёк, продолжали учиться, работали на заводах наравне со взрослыми, а многие из них становились сыновьями полков, защищавших подступы к городу.


Песня «Мальчишки у стен Ленинграда» (клип до припева со звуком, потом звук убавляется, выходит девушка, которая читает стихотворение, на экране видео покалеченных детей.


Ведущий 1: Ученики 5 Б класса: Клюева Валерия, Сулиева Альбина, Чальцева Юлия, Карпова Инна. Стихотворение «Пусть голосуют дети»

(приложение 1)

Ведущий 1: ученица 5 Б класса Карпова Инна. Стихотворение «Девочки блокадного Ленинграда» (приложение 1)


Ведущий 1: Ученик 5 А класса Данилович Никита. Стихотворение «Детям блокадного города» (приложение 1)


Видеоролик «Дети войны»


Ведущий 1: Израненный блокадный город дал фронту более 2000 танков, более 1500 самолетов, более 4500 миномётов, более 7,5 млн снарядов и мин!


Страна, Родина ни на миг не забывала осажденных.


Ведущий 2: Единственным путем сообщения с блокадным Ленинградом стало Ладожское озеро. «Дорога жизни» – так называлась ледовая дорога через Ладогу зимой 1941-1942 гг., после того как лед достигал достаточной толщины, по нему начинали перевозить грузы в блокадный Ленинград, эвакуировали людей. Дорога жизни, фактически, была


Ведущий 2: Ученица 5 А класса Коннова Илона со стихотворением «Я говорю с тобой под свист снарядов…»(приложение 1)


Ведущий 2: Ученики 5 Г класса Баранов Сергей, Беспалов Александр, Щербина Давид. Стихотворение «Я воевал, и, знать…»(приложение 1)


Ведущий 1: В январе 1943 г. Красная армия прорвала блокаду Ленинграда. Советские войска преодолели 12 км. вдоль Ладожского озера. Однако дальнейшие попытки расширить коридор закончились провалом. На освобожденной территории была сразу же сооружена железная и шоссейная дороги. К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тысяч человек гражданского населения.


Ведущий 1: Ученицы 5 Г класса Букей Светлана, Носенко Анастасия, Остапюк Валентина. Стихотворение «Моя медаль» (приложение 1)


Ведущий 1: А сейчас вы прослушаете Стихотворение «Блокадная ласточка» (приложение 1) в исполнении учеников 5 А класса Макарова Ильи и Макаровой Дарьи.


Ведущий 1: Для вас читает Стихотворение «Прошло с тех пор немало лет…»(приложение 1) ученица 5 Б класса Шамшура Анастасия.


Ведущий 2: Никакие трудности не смогли сломить дух ленинградцев. Жители и защитники блокадного города верили в победу и строили свои планы на будущее…

Ведущий 1: Время шло. И настал долгожданный час для всех жителей города и его защитников.

14 января 1943 года на Ленинградском фронте началось наступление. 18января 1943 года советские войска прорвали блокаду.


Ведущий 2: зимой 1944 года 27 января, …….. лет назад, Военный совет Ленинградского фронта передавал по радио долгожданную и радостную весть о полном освобождении Ленинграда от вражеской блокады.


Ведущий 1: Блокада прорвана… сотни тысяч людей, которые 900 долгих дней ждали этого дня, в этот момент поняли, что победа не за горами. Самое трудное, самое страшное уже позади…

Ведущий 2: Война длилась ещё больше года. Весной 9мая 1945 года лица всех ленинградцев озарилось радостью и счастьем!!

Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Год сорок четвертый…
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим

Минута молчания (звук метронома)

РЕКВИЕМ. Р. Рождественский

Помните!
Через века,
          через года, —
помните!
О тех,
кто уже не придет
               никогда, —
помните!

Не плачьте!
В горле
      сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
      павших
           будьте
               достойны!
Вечно достойны! Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью
      просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
     будьте
            достойны!

Люди!
Покуда сердца
             стучатся, —
                     помните!
Какою
      ценою
завоевано счастье,
      пожалуйста, —
                  помните!


Видеоролик «Ты же выжил солдат»


Ведущий 1: Наш поэтический урок подошёл к концу, и мы и вы, ребята, должны помнить дни страшной войны.

Ведущий 2: Мы должны пронести через года часть Великой истории, для того, чтобы когда-то сказать своим детям, внукам, правнукам «Никто не забыт, ничто не забыто…»


Ведущий 1: До встречи!


Ведущий 2: До свидания!









Приложение 1



Ольга Берггольц

Булка


Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.


Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.


Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех ее поцеловал.


— Вы кто такой?- спросили дети,

Забыв на время про футбол.

— Я пекарь!- человек ответил

И с булкой медленно ушел.


И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой.































Елена Ительсон


МЕТРОНОМ

Это просто счётчик ритма-

Метроном.

Звук Блокады.

Ритм пощады

входит в дом.

Иногда бывает страшно

Слышать стук.

Это холод .

Это голод.

Смерти звук.

Это знак, что есть живые.

Звук в стене.

Это там, они больные

Верят мне.

Верят, что спасёт от смерти

Метроном.

Верят, что беда в конверте

Минет дом.

Верят, что наступит счастье

Навсегда.

Метроном-войны участник.


НИКОГДА.

(Никогда я не считала

Ритм с тобой.

Даже в школе

Музыкальной

Отбивали ритм ногой

Или хлопали в ладоши,

Чтоб не слышать метроном).

Он стоял в шкафу как память

О Блокаде,

О Блокаде.

Облака тянули детство

За окном.













Ольга Берггольц

Разговор с соседкой


Дарья Власьевна, соседка по квартире,

сядем, побеседуем вдвоем.

Знаешь, будем говорить о мире,

о желанном мире, о своем.


Вот мы прожили почти полгода,

полтораста суток длится бой.

Тяжелы страдания народа ≈

наши, Дарья Власьевна, с тобой.


О, ночное воющее небо,

дрожь земли, обвал невдалеке,

бедный ленинградский ломтик хлеба ≈

он почти не весит на руке…


Для того чтоб жить в кольце блокады,

ежедневно смертный слышать свист ≈

сколько силы нам, соседка, надо,

сколько ненависти и любви…


Столько, что минутами в смятенье

ты сама себя не узнаешь:

Вынесу ли? Хватит ли терпенья?

Вынесешь. Дотерпишь. Доживешь


Дарья Власьевна, еще немного,

день придет ≈ над нашей головой

пролетит последняя тревога

и последний прозвучит отбой.


И какой далекой, давней-давней

нам с тобой покажется война

в миг, когда толкнем рукою ставни,

сдернем шторы черные с окна.


Пусть жилище светится и дышит,

полнится покоем и весной…

Плачьте тише, смейтесь тише, тише,

будем наслаждаться тишиной.


Будем свежий хлеб ломать руками,

темно-золотистый и ржаной.

Медленными, крупными глотками

будем пить румяное вино.


А тебе ≈ да ведь тебе ж поставят

памятник на площади большой.

Нержавеющей, бессмертной сталью

облик твой запечатлят простой.


Вот такой же: исхудавшей, смелой,

в наскоро повязанном платке,

вот такой, когда под артобстрелом

ты идешь с кошелкою в руке.


Дарья Власьевна, твоею силой

будет вся земля обновлена.

Этой силе имя есть ≈ Россия

Стой же и мужайся, как она!


















































Ольга Берггольц

ПУСТЬ ГОЛОСУЮТ ДЕТИ


Я в госпитале мальчика видала.

При нем снаряд убил сестру и мать.

Ему ж по локоть руки оторвало.

А мальчику в то время было пять.


Он музыке учился, он старался.

Любил ловить зеленый круглый мяч…

И вот лежал — и застонать боялся.

Он знал уже: в бою постыден плач.


Лежал тихонько на солдатской койке,

обрубки рук вдоль тела протянув…

О, детская немыслимая стойкость!

Проклятье разжигающим войну!


Проклятье тем, кто там, за океаном,

за бомбовозом строит бомбовоз,


и ждет невыплаканных детских слез,

и детям мира вновь готовит раны.


О, сколько их, безногих и безруких!

Как гулко в черствую кору земли,

не походя на все земные звуки,

стучат коротенькие костыли.


И я хочу, чтоб, не простив обиды,

везде, где люди защищают мир,

являлись маленькие инвалиды,

как равные с храбрейшими людьми.


Пусть ветеран, которому от роду

двенадцать лет,

когда замрут вокруг,

за прочный мир,

за счастие народов

подымет ввысь обрубки детских рук.


Пусть уличит истерзанное детство

тех, кто войну готовит,- навсегда,

чтоб некуда им больше было деться

от нашего грядущего суда.











Лидия Седова

Ночь. Воздушная тревога.

Как страшен мессершмитов вой.

Зенитки наши бьют, но самолетов много —

Нам не заснуть. Идет неравный бой.

Мы переходим на одну кровать,

А мама к нам садится в ноги,

«Убьют, так вместе, — говорит, — давайте ждать»

Но вот по радио отбой тревоги.

Вдруг братик говорит: «Я есть хочу,

Мам, дай хоть крошечку от завтрашнего пая»

«Тот хлеб на завтра, трогать не могу»

А он все просит, не переставая:

«А если немец бомбой нас убьет,

И хлеб останется лежать в буфете?»

А мама: «Ну а если не убьет,

Где хлеб я вам возьму на завтра, дети?

Тот хлеб на завтра. Не могу. Не дам».

К груди она прижала крепко брата,

И слезы покатились по щекам.

Как будто перед нами виновата.
































Берггольц О.

Детям блокадного города посвящается…


Замотанный старым платком,

Укутанный в одеяло,

Он смотрит на мир стариком

Заброшенным, слишком усталым…


Ослабленной мышцею кровь

Упрямо даётся – в вены…

В глазах невозможная скорбь

И мудрость огромной Вселенной.


К сиренам, бомбёжкам привык.

И не боится тревоги…

Сидит на кровати старик –

Не держат проклятые ноги.


Он вслух прогоняет тоску.

Один в промёрзшей квартире.

Исполниться старику

Должно послезавтра – четыре…


Но… дядя – военный моряк…

А мать… для фронта… посменно…

Отец отличился в боях…

И дали «Героя» посмертно…


Вот бабушку голод забрал…

Её вчера хоронили…

Опять на заводе – аврал…

И маму к нему не пустили…


Он знает, он верит, он ждёт,

Придёт усталая мама…

И хлеба ему принесёт,

Скупые, блокадные граммы…


Замотанный старым платком,

Один в промёрзшей квартире,

Он смотрит на мир стариком,

В неполные эти – четыре…

* * *

Но смерть сквозь закрытую дверь,

Спокойная, без утайки,

Проникла, прожорливый зверь,

Вальяжной походкой хозяйки…


Умом это трудно принять…

Не будет ему четыре…

Застыла безумная мать

Над умершим сыном в квартире…




Ольга Бергольц


…Я говорю с тобой под свист снарядов,

угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

страна моя, печальная страна…


Кронштадтский злой, неукротимый ветер

в моё лицо закинутое бьёт.

В бомбоубежищах уснули дети,

ночная стража встала у ворот.


Над Ленинградом — смертная угроза…

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слёзы,

что называлось страхом и мольбой.


Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

не поколеблет грохот канонад,

и если завтра будут баррикады —

мы не покинем наших баррикад.


И женщины с бойцами встанут рядом,

и дети нам патроны поднесут,

и надо всеми нами зацветут

старинные знамёна Петрограда.


Руками сжав обугленное сердце,

такое обещание даю

я, горожанка, мать красноармейца,

погибшего под Стрельною в бою:


Мы будем драться с беззаветной силой,

мы одолеем бешеных зверей,

мы победим, клянусь тебе, Россия,

от имени российских матерей.


22 августа 1941



















Михаил Дудин


«Я воевал, и, знать, недаром…»


Я воевал, и, знать, недаром

Война вошла в мои глаза.

Закат мне кажется пожаром,

Артподготовкою — гроза.


На взгорье спелая брусника

Горячей кровью налилась.

Поди, попробуй, улови-ка

И объясни мне эту связь.


Года идут, и дни мелькают,

Но до сих пор в пустой ночи

Меня с постели поднимают

Страды военной трубачи.


Походным маршем дышат ямбы,

Солдатским запахом дорог,

Я от сравнений этих сам бы

Освободился, если б мог.


И позабыл, во имя мира,

Как мерз в подтаявшем снегу,

Как слушал голос командира,

Но, что поделать,- не могу!


Подходят тучи, как пехота,

От моря серою волной.

И шпарит, как из пулемета,

По крыше дождик проливной.


1955






















Берггольц О.


Моя медаль



…Осада длится, тяжкая осада,

невиданная ни в одной войне.

Медаль за оборону Ленинграда

сегодня Родина вручает мне.


Не ради славы, почестей, награды

я здесь жила и все могла снести:

медаль «За оборону Ленинграда»

со мной, как память моего пути.

Ревнивая, безжалостная память!

И если вдруг согнет меня печаль, —

я до тебя тогда коснусь руками,

медаль моя, солдатская медаль.

Я вспомню все и выпрямлюсь, как надо,

чтоб стать еще упрямей и сильней…

Взывай же чаще к памяти моей,

медаль «За оборону Ленинграда».


…Война еще идет, еще — осада.

И, как оружье новое в войне,

сегодня Родина вручила мне

медаль «За оборону Ленинграда».


3 июня 1943




























Ольга Берггольц

Блокадная ласточка

Сквозь года, и радость, и невзгоды

вечно будет мне сиять одна —

та весна сорок второго года,

в осажденном городе весна.


Маленькую ласточку из жести

я носила на груди сама.

Это было знаком доброй вести,

это означало: «Жду письма».


Этот знак придумала блокада.

Знали мы, что только самолет,

только птица к нам, до Ленинграда,

с милой-милой родины дойдет.


…Сколько писем с той поры мне было.

Отчего же кажется самой,

что доныне я не получила

самое желанное письмо?!


Чтобы к жизни, вставшей за словами,

к правде, влитой в каждую строку,

совестью припасть бы, как устами

в раскаленный полдень — к роднику.


Кто не написал его? Не выслал?

Счастье ли? Победа ли? Беда?

Или друг, который не отыскан

и не узнан мною навсегда?


Или где-нибудь доныне бродит

то письмо, желанное, как свет?

Ищет адрес мой и не находит

и, томясь, тоскует: где ж ответ?


Или близок день, и непременно

в час большой душевной тишины

я приму неслыханной, нетленной

весть, идущую еще с войны…


О, найди меня, гори со мною,

ты, давно обещанная мне

всем, что было,- даже той смешною

ласточкой, в осаде, на войне…

1945








Ко дню прорыва Ленинградской блокады


Прошло с тех пор немало лет,

Как ты свободен Лениград.

Достойный бедам дав ответ,

Как прежде жизни мирной рад.


Скажи, что может заменить

В блокаду умерших людей?!

По ним всегда будут звонить

Колокола наших церквей.


Россия будет вспоминать

Проклятый ужас той войны,

Но знай, заботливая мать,

В тех бедах нет твоей вины!


Страдала Родина, тебе

Так часто снится тот кошмар.

Смогла бы взять, взяла себе

Войны дымящийся пожар…


Сегодня слышен плач в стране.

Былое трудно вспоминать.

Погибли люди на войне,

Чтоб жизнь продолжилась опять.


Автор: Гаврюшкин Александр Евгеньевич























Свежие документы:  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по якутскому языку (7 класс) 2014-2015 год

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Разное: